Задание
Внимательно прочтите текст лекции
2. Составьте КРАТКИЙ конспект
Направьте преподавателю фото конспекта.
СРОК исполнения – 29 апреля 2020г.
Тема «Защита трудовых прав работников»
Конституционное право на защиту трудовых прав работников государство осуществляет посредством создания и регулирования деятельности специальных органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Систему таких органов можно классифицировать следующим образом:
1) органы, осуществляющие государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории РФ - органы федеральной инспекции труда;
2) органы, осуществляющие государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности (наряду с органами федеральной инспекции труда) - федеральные органы исполнительной власти по надзору в установленной сфере деятельности;
3) органы, осуществляющие внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях - федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления;
4) органы, осуществляющие государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права - Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.
Основные функции, задачи и полномочия Федеральной инспекции труда устанавливаются Правительством РФ и регулируются специальным Положением.
Федеральная инспекция труда - единая централизованная система государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории Российской Федерации. Такая система представляет собой совокупность государственных инспекций субъектов РФ в соответствии с территориальным делением государства.
Структура ФИТ.
Руководит деятельностью ФИТ главный государственный инспектор труда РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ.
Руководитель Департамента государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда Минздравсоцразвития РФ является заместителем главного государственного инспектора труда РФ.
Заместители руководителя указанного Департамента являются главным государственным правовым инспектором труда РФ и главным государственным инспектором РФ по охране труда.
Начальники отделов указанного Департамента и их заместители (по правовым вопросам и по охране труда) являются главными государственными инспекторами труда.
Руководители государственных инспекций труда являются главными государственными инспекторами труда по соответствующей территории, а их заместители - заместителями главного государственного инспектора труда по соответствующей территории (по правовым вопросам и по охране труда).
Начальники отделов государственных инспекций труда и их заместители (по правовым вопросам и по охране труда) являются главными государственными инспекторами труда соответствующих государственных инспекций труда.
Основными принципами деятельности ФИТ и ее должностных лиц являются: принципы уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности.
Деятельность ФИТ направлена на решение следующих задач (ст. 355 ТК РФ):
1) обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;
2) обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
3) обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
4) доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие законов и иных нормативных правовых актов.
Одним из важнейших принципов деятельности государственных инспекторов труда является принцип независимости. В практической деятельности это означает, что государственные инспекторы труда при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей:
1) являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой;
2) независимы от государственных органов и должностных лиц;
3) руководствуются только Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Для выполнения поставленных задач ФИТ предоставлены широкие полномочия, реализация которых возможна только при соблюдении указанных выше принципов.
Основными полномочиями ФИТ являются:
1) осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением в организациях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Такой контроль осуществляется посредством проведения проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечения виновных к ответственности в соответствии с федеральным законом;
2) анализ обстоятельств и причин выявленных нарушений. Результатом анализа должны стать меры по и устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;
3) осуществление в соответствии с законодательством РФ рассмотрения дел об административных правонарушениях;
4) направление в установленном порядке соответствующей информации в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;
5) реализация мероприятий по координации деятельности ведомственных органов надзора и контроля и федеральных органов исполнительной власти в части обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
6) проведение предупредительного надзора за строительством новых и реконструкцией действующих объектов производственного назначения, вводом их в эксплуатацию в целях предотвращения отступлении от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих их безопасность;
7) осуществление надзора и контроля за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
8) обобщение практики применения, анализ причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, подготовка соответствующих предложений по их совершенствованию;
9) анализ состояния и причин производственного травматизма и разработка предложений по его профилактике, принятие участия в расследовании несчастных случаев на производстве или проведение такого расследования самостоятельно;
10) выдача заключения по проектам строительных норм и правил, других нормативных документов о соответствии их требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, рассмотрение и согласование проектов отраслевых и межотраслевых правил по охране труда;
11) участие в установленном порядке в разработке государственных стандартов по безопасности труда;
12) принятие необходимых мер по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов в целях обеспечения применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, относящихся к охране здоровья и безопасности работников во время их работы, а также получения информации о влиянии применяемых способов, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;
13) запрос у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций и безвозмездное получение от них информации, необходимой для выполнения возложенных на них задач;
14) проведение приема и рассмотрение заявлений, писем, жалоб и иных обращений работников о нарушениях их трудовых прав, принятие мер по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;
15) осуществление информирования и консультирования работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
16) информирование общественности о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проведение разъяснительной работы о трудовых правах работников;
17) подготовка и публикация ежегодных докладов о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и представление их в установленном порядке Президенту РФ и в Правительство РФ.
Для реализации указанных полномочий государственные инспектора труда должны обладать соответствующими правами. Такое положение обусловлено достаточным количеством различных форм собственности, особенностей правового регулирования деятельности отдельных предприятий и организаций. Например, в соответствии с Законом о промышленной безопасности, на опасных производственных объектах предусматривается определенный пропускной режим, исключающий несанкционированный проход посторонних лиц. Представляется, что такие ограничения не должны служить препятствием для реализации полномочий государственных инспекторов труда, а их деятельность, в то же время не должна ограничивать права и свободы, как работников, так и работодателей.
Исходя из того, что ограничение прав и свобод возможно только на основании федерального закона, ТК РФ в ст. 357 устанавливает основные права государственных инспекторов труда:
1) в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности в порядке, установленном ФЗ и иными нормативными правовыми актами РФ, беспрепятственно;
2) запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
3) изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;
4) расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
5) предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
6) направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
7) отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда;
8) запрещать использование и производство не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
9) выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий;
10) выдавать заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов;
11) привлекать к административной ответственности в порядке, установленном законодательством РФ, лиц, виновных в нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, при необходимости приглашать их в орган инспекции труда в связи с находящимися в производстве делами и материалами, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности, предъявлять иски в суд;
12) выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.
Государственные инспекторы труда обладают достаточными полномочиями и в сфере разрешения трудовых споров. Так, в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении нарушения трудового законодательства или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в судебном порядке в течение десяти дней с момента его получения работодателем или его представителем. Представляется, что в таком случае действия государственного инспектора труда будут носить оперативный характер (в отличии от процессуальных действий судебных органов) и способствовать скорейшему разрешению трудовых споров.
Вступая в правоотношения субъектами трудового права государственные инспекторы труда наряду с правами несут обязанности, предусмотренные ст. 358 ТК РФ.
Такие обязанности можно классифицировать по трем основным группам:
1) соблюдать установленные в РФ нормы права: Конституцию РФ, трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, а также нормативные правовые акты, регулирующие деятельность органов и должностных лиц федеральной инспекции труда;
2) хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении ими своих полномочий, а также после оставления своей должности, считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
3) воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.
Эффективность мероприятий по контролю за соблюдением трудового и иного законодательства, содержащего нормы трудового права напрямую зависит от взаимодействия органов федеральной инспекции труда с другими органами и организациями. К таким другим органам относятся: органы прокуратуры, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, профессиональные союзы (их объединения), объединения работодателей, другие организации. При этом координация деятельности органов государственного надзора и контроля и органов общественного контроля, осуществляемой профессиональными союзами (их объединениями), по вопросам соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется ФИТ.
Иные органы государственного надзора и контроля:
1) Государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности - осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору в сфере промышленной безопасности, который вправе следить за соблюдением норм по охране труда в организациях угольной, горнорудной, горнохимической, нерудной, нефтедобывающей и газодобывающей, химической, металлургической и нефтегазоперерабатывающей промышленности, в геологоразведочных экспедициях и партиях, а также при устройстве и эксплуатации подъемных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, объектов, связанных с добычей, транспортировкой, хранением и использованием газа, при ведении взрывных работ в промышленности;
2) Государственный энергетический надзор - осуществляется за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области энергетического надзора.
3) Государственный санитарно-эпидемиологический надзор - осуществляется за соблюдением организациями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия;
4) Государственный надзор за соблюдением правил ядерной и радиационной безопасности осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору за ядерной и радиационной безопасностью. В этом случае лица, осуществляющие надзор за ядерной и радиационной безопасностью, обязаны доводить до сведения работников и работодателей информацию о нарушении норм ядерной и радиационной безопасности в проверяемых организациях.
Все указанные органы при исполнении обязанностей по надзору по надзору и контролю в пределах своей компетенции независимы и подчиняются только закону.






