Объединение декоративно-прикладного искусства Нериаж»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества»

Объединение декоративно-прикладного искусства Нериаж»

 

Занятие1 (3 год обучения): «Искусство скульптуры.»

Теоретическая часть.

Скульптура (от лат. — высекаю, вырезаю) — ваяние, пластика — вид искусства, произведения которого отражают окружающую действительность в объемных, физически трёхмерных изображениях с помощью различных пластических материалов.

Долгое время понятия «скульптура» и «пластика» считались синонимами, однако смысловая нагрузка их различается.

Скульптура относится к такому виду искусства, который все больше входит в повседневную жизнь человека незаметно для него самого. Часто мы даже не замечаем, что нас окружают вещи, являющиеся частью скульптуры. Например, брелоки-талисманы, медальоны, монеты, статуэтки на полке, камеи и т.д.

Выразительные средства и материалы, используемые в работе, позволяют скульптору создать и величественный памятник герою, и маленький рельефный кулон.

По признаку трехмерного объема:

-круглая скульптура, произведения которой свободно располагаются в пространстве, т. е. предполагают круговой обзор, игру объема и пространства. Круглая скульптура имеет несколько разновидностей: - статуя (фигура располагается в полный рост); скульптурная группа (две фигуры и более, раскрывающие одну идею и составляющие единое целое); статуэтка (скульптурная фигурка небольших размеров, гораздо меньше своих реальных величин); торс (скульптурное изображение туловища человека); бюст (погрудное изображение человека); голова (скульптурный портрет человека, ограниченный изображением головы),

- рельеф (изображение располагается на плоскости, которая служит фоном, переводится как «приподнятый», «выпуклый»). Основное отличие рельефа от круглой скульптуры состоит в том, что в нем воспринимается только лицевая часть блока, поскольку он связан со стеной: барельеф— рельеф, имеющий небольшую высоту, он выступает меньше чем на половину всего объема; горельеф —рельеф, обладающий большой высотой, он выступает от поверхности больше чем на половину объема. Фигуры горельефа напоминают статуи, которые вплотную придвинуты к стене; контррельеф— углубленный рельеф, не выступающий на поверхности, а вынимающий объем из поверхности;

По содержанию и функциям скульптура делится на:

-монументально-декоративную,непосредственно связанную с конкретным архитектурно-пространственным или природным окружением. Ее основное отличие от других видов скульптуры заключается в совместном, нераздельном существовании с архитектурной постройкой, например -   колонны в виде скульптур (кариатиды, атланты), статуи на фронтонах, в нишах.

 

- декоративную, предназначенную для украшения парков, садов, улиц, скверов, бульваров, фонтанов. Наравне с архитектурой создает определенный облик города, не связана с отдельным сооружением, ориентируется на ландшафт или архитектурный ансамбль. В декоративной скульптуре можно вычленить такие виды:

 садово-парковая — размещается в зонах отдыха (скверах, парках, садах, аллеях, домах отдыха, санаториях и т.д.);

- городская — располагается на улицах города, делает порой безликие улицы торжественными, интересными, иногда забавными. В городской скульптуре можно выделить несколько направлений: памятники, посвященные различным деятелям культуры, героям, государственным деятелям; пластические произведения, связанные с биографией того или иного деятеля (например, скульптура, расположенная возле Московского цирка имени Ю. В. Никулина; скульптурная группа «Натали и А.С.Пушкин», находящаяся на Арбате в Москве); аллегоричная скульптура, передающая отвлеченную идею посредством образа. Аллегоричными могут быть произведения скульптуры, посвященные сказочным персонажам, историческим событиям (например, скульптурная группа «Самсон, разрывающий пасть льву» в Петергофе, олицетворяющая победу России над Швецией в Северной войне).

 

скульптура, отображающая собирательный образ какой-либо профессии или общественных явлений (например, памятник собаке, жестоко убитой в метро, скульптура «Сантехник», расположенная на тротуаре)

-станковую, имеющую самостоятельное значение и более интимный характер, не связанную напрямую с архитектурой, ландшафтом. Она не предназначена для какого-то определенного места, на ее восприятие не оказывает влияние место, где она располагается. Название произошло от слова «станок» — вращающаяся подставка, на которую мастер помещает скульптуру во время работы. Поэтому станковая скульптура по своим размерам близка к натуральной величине изображаемых объектов (человека, предметов, животных). Чаше всего она располагается в залах музеев, жилых интерьерах, на выставках, которые являются ее привычной средой;

- скульптуру малой формы, многогранную по своей сути и включающую широкий круг произведений различных по характеру, функциям и жанрам. Скульптурой малой формы принято называть небольшие по размеру произведения жанровой тематики, предназначенные для жилых интерьеров, культовых помещений;

- мелкую пластику (произведения небольшого, «миниатюрного» размера). Самым древним видом мелкой пластики считается искусство глиптики (резьба, выполняемая на твердых полудрагоценных минералах). Часть таких произведений имела множественные углубления, что позволяло использовать их в качестве печатей.

 

-резьба по кости (слоновой, моржовой), произведения которой также имеют небольшие размеры. Несмотря на то что в разных частях света занимались этим промыслом, наиболее известными стали немногие. В их число входят фигурки северохолмогорских мастеров и японские миниатюры — нэцкэ.

Разнообразие произведений мелкой пластики велико. К ним можно отнести маленькие фигурки из полудрагоценных камней, дерева, бронзы, фарфора, стекла; пластины с рельефным изображением, выполняющие функции фибул (застежек), брошек, амулетов, камей, монет, медалей и т.д. С одной стороны, произведения мелкой пластики утилитарны и не имеют большого значения в жизнедеятельности человека (брелоки для ключей, выполненные в виде рельефных изображений), с другой — несут серьезные религиозные, гражданские идеи. Например, медаль — рельефное изображение определенных символов, располагающихся с двух сторон пластины, или статуэтки идолов, почитавшихся в язычестве, крест с изображением распятого Христа.

- По степени приближения скульптуры к реальным объектам окружающей действительности выделяют следующие виды: реалистичная— через пластические образы отражает объекты и явления реально существующей действительности; -аллегоричная— напоминает несложный изобразительный ребус, в котором заложена система опознавательных знаков, позволяющих разгадать его. Аллегория содержит определенные атрибуты, которые делают скульптуру легко узнаваемой. Например, скульптура, изображающая женщину с завязанными глазами и весами в руках, олицетворяет правосудие.

 -абстрактная заключается в создании собирательного пластического образа, раскрывающего только внутреннюю суть изображаемого предмета, объекта, явления или понятия. Внешнее сходство при этом не важно. Какие-то отдельные элементы могут отдаленно напоминать реальную форму, иначе было бы крайне сложно «прочитать» идею скульптуры. В целом пластический образ наполнен символами и атрибутами, позволяющими по-другому взглянуть на привычные вещи. В абстрактной скульптуре ярче, четче, тоньше подмечены стержневые моменты того или иного явления (напримеример «Женщина, расчесывающая волосы» А. Архипенко; «Лежащая фигура» Г. Мура;).

 По признаку формы выделяются следующие виды скульптуры:

- памятник — самая распространенная форма скульптуры, основная задача — сохранить в «вечном» материале напоминание об историческом деятеле или знаменательном событии. Благодаря памятникам мы долгие годы помним об ушедших людях, минувших событиях. В этом случае памятник не выступает как отголосок прошлого, он для каждого поколения актуален, поскольку в каждом культурно-историческом периоде он символизирует что-то свое;

- монумент очень близок памятнику. Он также призван напоминать людям о каких-то значимых событиях. Атрибуты монумента скрывают за собой глубокий смысл, понятный вне времени и вне пространства (например, монумент «Родина-мать» в Волгограде). Монумент же требует тщательного подбора месторасположения, так как он выполняет градообразующую роль, занимая одну из центральных частей городского ландшафта, задавая стиль пространству вокруг себя.

 Постамент монумента, пьедестал памятника, подставка под станковую скульптуру, цоколь бюста обладают одним общим свойством; они обозначают границу между художественным образом и зрителем, между миром реальности и миром искусства;

- надгробие— очень близкий по функции к памятнику и монументу вид скульптуры также связан с темой вечности. В отличие от памятника и монумента надгробие затрагивает вопросы жизни и смерти, бессмертия и умирания;

- жанровая скульптура отличается от всех предыдущих видов. Она не связана с темой вечной памяти, отображает различные жизненные ситуации и явления во всем их многообразии. Ее специфика заключается в отражении жизни в пластическом образе, с использованием различных жанров искусства.

 

Жанры скульптуры

Анималистический жанр. Произведения этого жанра раскрывают через пластику образ животного.

Портрет — создание образа человека вообще или конкретной личности. Жанр прост и труден одновременно, поскольку скульптура ограничена в выразительных средствах, что осложняет процесс пластического формообразования.

Натюрморт и пейзаж.

Жанр фрагмента. В нем самостоятельно существуют отдельные элементы человеческого тела, фрагменты объектов природы и предметы.

Камерный портрет Парадный портрет
 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: