Боброва Анастасия Дмитриевна.
ЕЗД.
Практическое занятие 4.
Системно-деятельностный подход как основной принцип моделирования образовательной программы
1. Изучите содержание и структуру примерной комплексной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» и СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». На их основе:
- разработайте вариант организации режима дня в группе детского сада (одна возрастная группа на выбор);
Ответ:
Содержание деятельности | Характер деятельности | Младшая группа (3-4 года) |
Прием детей | Взаимодействие с семьей, самостоятельная игровая деятельность. | 7:00-8:00 |
Осмотр, утренняя гимнастика. | Совместная организованная деятельность в ходе режимных моментов (двигательная активность 20 мин.) | 8:00-8:20 |
Подготовка к завтраку, завтрак. | Совместная организованная деятельность в ходе режимных моментов. | 8:20-8:50 |
Минутки-игры. | Самостоятельная игровая деятельность. | 8:50-9:00 |
Мир познания. | Совместная организованная образовательная деятельность. | 9:00-10:10 |
Подготовка к прогулке, прогулка. | Совместная организованная деятельность в ходе режимных моментов. (двигательная активность 25-30 мин.) | 10:10-11:35 |
Возвращение с прогулки, игры. | Самостоятельная игровая деятельность. | 11:35-12:00 |
Подготовка к обеду, обед. | Совместная организованная деятельность в ходе режимных моментов. | 12:00-12:40 |
Подготовка ко сну, дневной сон. | Совместная организованная деятельность в ходе режимных моментов. | 12:40-15:00 |
Постепенный подъем, водные процедуры. | Совместная организованная деятельность в ходе режимных моментов. (двигательная активность 10-15 мин.) | 15:00-15:20 |
Минутки-игры. | Самостоятельная игровая деятельность. | 15:20-15:25 |
Минутка познания. | Совместная организованная образовательная деятельность. | 15:25-15:40 |
Минутки-игры | Самостоятельная игровая деятельность. | 15:40-16:10 |
Подготовка к полднику, полдник. | Совместная организованная деятельность в ходе режимных моментов. | 16:10-16:35 |
Минутки-игры | Самостоятельная игровая деятельность. | 16:35-17:00 |
Подготовка к прогулке, прогулка, уход детей домой. | Взаимодействие с семьей | 17:00-18:00 |
|
|
- разработайте расписание НОД для группы детского сада (одна возрастная группа на выбор).
Ответ:
Расписание НОД для старшей группы.
Дни недели | НОД |
Понедельник | 1.Познание (ФКЦМ) 9.30 – 9.55 2. Рисование 10.05-10.30 3. Физическая культура 16.00-16.25 |
Вторник | 1.Познание ФЭМП 9.30 – 9.55 2. Музыкальное 10.05-10.30 3. Развитие речи 16.00-16.25 |
Среда | 1. Развитие речи 9.30 – 9.55 2.Аппликация/лепка 10.05-10.30 3. Физическая культура 16.00-16.25 |
Четверг | 1.Познание (ФКЦМ) 9.30-9.55 2. Музыкальное 10.05-10.30 |
Пятница | 1.Рисование 9.30-9.55 2. Физическая культура 10.05-10.30 |
2. Напишите ЭССЭ на тему «Системно-деятельностый подход как основной принцип моделирования образовательной программы»
|
|
Ответ:
Я считаю, что настоящий воспитатель да и вообще, любой человек, связавший свою жизнь с образованием, должен показывает своему воспитаннику или же ученику, не готовое задание, над которым положены тысячелетия труда, он должен вести его к разработке строительного материала, возводить здание вместе с ним и учить его строительству.
Так говорил, А.Дистервег и я хочу с ним согласиться, потому что, работая воспитателем, я осознаю важность самостоятельной работы своих воспитанников как метода обучения, реализация которого способствует подготовке к самообразованию, самоконтролю, формированию умения планировать, анализировать, делать обобщения.
Деятельностный метод обучения – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности ребенка.
Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому.
Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.
Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача воспитателя и учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать.
Вы должны организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы занятия и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Сегодня существует обширный перечень разнообразных образовательных технологий.
Все они взаимосвязаны друг с другом, т. е заимствуют друг у друга технологические приемы.
Я для своей работы выбрала технологию системно - деятельностного обучения, так как мне хотелось, чтобы мои воспитанники, работали на занятиях самостоятельно, могли контролировать и анализировать свою работу, «добывать» и осмысливать знания в посильной самостоятельной работе.
В условиях перехода общеобразовательных учреждений на ФГОС перед воспитателями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, ее компетенций, позволяющих ребенку действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне.
Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты.
Дети на занятиях работают в соответствии со своими возможностями, участвуют в равноправном диалоге, осознают ценность своего участия в решении разных учебных задач.
Данная технология требует от детей умения высказывать свое мнение, обосновывать его, выстраивать цепочку логических рассуждений. Учебный процесс протекает более эффективно, когда я говорю меньше, чем мои воспитанники.
Технология деятельностного метода означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют дети в ходе специально выстроенного воспитателем диалога.
Дети под моим руководством, но с высокой долей самостоятельности, отвечая на вопросы, открывают для себя новые знания.
Я даю им возможность развивать в себе умение видеть каждое явление с разных точек зрения. Владение таким умением - одна из важнейших характеристик современного человека. С ним связаны такие черты личности, как толерантность к чужому мнению и привычкам, готовность к сотрудничеству, подвижность и гибкость мышления.
|
|
Деятельностный подход на своих занятиях осуществляю через:
-моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;
-использование активных и интерактивных методик;
-участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности;
-вовлечение обучающихся в игровую, рефлексивную деятельность.
Исходя из того, что важнейшей характеристикой деятельностного метода является системность, системно - деятельностный подход, я стараюсь его осуществлять на различных этапах занятия.
На этапе мотивации (самоопределении) к учебной деятельности организую осознанное вхождение воспитанников в пространство учебной деятельности на занятии.
На данном этапе настраиваю детей на работу, проговаривая с ними задачу занятия («потренируемся в решении примеров» и т.п.)
Также высказываю добрые пожелания детям, даю моральную поддержку.
На этапе актуализации знаний подготавливаю мышление детей к изучению нового материала, воспроизведению учебного содержания, необходимого и достаточного для восприятия нового.
На этапе проблемного объяснения нового материала внимание детей обращаю на отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение, затем формулируется цель и тема урока, организую подводящий диалог, направленный на построение и осмысление нового материала, которое фиксируется вербально, знаками и с помощью схем.
Предлагаю обучающимся систему вопросов и заданий, подводящих их к самостоятельному открытию нового. В результате обсуждения подвожу итог.
На этапе первичного закрепления мои ученики выполняют тренировочные упражнения с обязательным комментированием, проговариванием вслух изученных алгоритмов действия.
В школах же работа происходит иначе, там при проведении самостоятельной работы с самопроверкой учитель используюет индивидуальную форму работы. Ученики самостоятельно выполняют задания на применение изученных свойств, правил, проверяют их в классе пошагово, сравнивая с эталоном, и исправляют допущенные ошибки, определяют их причины, устанавливают способы действий, которые вызывают у них затруднение и им предстоит их доработать. Там же необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.
|
|
Следующий этап - включение в систему знаний и повторение.
Здесь дети должны определить границы применимости нового знания, тренируют навыки его использования совместно с раннее изученным материалом, и повторяют содержание, которое потребуется на следующих уроках.
При повторении использую игровые элементы: сказочные персонажи, соревнования.
Это способствует положительному эмоциональному фону, развитию у детей интереса к урокам.
При подведении итога урока учителя должны зафиксировать изученное новое знание и его значимость.
Учитель должен организовать самооценку учебной деятельности и согласовать домашнее задание.
Подведение итогов урока помогает ребенку осмыслить его собственные достижения и его проблемы.
Таким образом, использование приёмов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы даёт мне возможность реализовать системно- деятельностный подход в обучении детей.
В процессе работы я пришла к выводу, что ребёнок, не овладевший приёмами учебной деятельности в детском саду и в начальных классах школы, в среднем звене неизбежно переходит в разряд неуспевающих.
Обучение через деятельностный метод предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе образования одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.
Я считаю, что правильное использование деятельностного метода обучения на занятиях в детских садах и уроках в начальной школе, позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку детей, предотвратить их стрессы, а самое главное – сделает обучение единым образовательным процессом.
Скажу в своё завершение, что самое главное в успешном обучение, это связь ребёнка и взрослого, а именно их совместная деятельность, без этого критерия, высоких результатов ждать не стоит.
Воспитателям и учителям, всегда стоит помнить, что «Ребенок-это пластилин, а взрослый -его скульптор» А. Дистервег.