Контактная импровизация

Классификация современных танцевальных направлений, появившихся в XX — XXI веке

 

Современный танец, а именно танец современности следует разделять на две большие группы: танец академический (сценический) и бытовой (уличный) танец как социокультурный феномен. Безусловно, эти виды развиваются как параллельно так и пересекаясь друг с другом: большинство элементов уличных направлений произошли от джазового танца, а сценический contemporary включает в себя использование новых лексик из всех актуальных направлений. Для начала рассмотрим академическую группу, ту что принято называть современной театральной хореографией, противопоставленной классическому балету.

 

ДЖАЗОВЫЙ ТАНЕЦ

 

Джазовый танец представляет собой классификацию, включающую в себя широкий диапазон танцевальных стилей. До 1950–х годов джазовый танец относился к танцевальным стилям, которые произошли из aфро-американского коренного танца. В 1950–х появился новый жанр джазового танца — современный джазовый танец или джаз-модерн, корни которого шли из традиционного Карибского танца. В каждом отдельном стиле джазового танца можно проследить корни одного из этих различных истоков.

До середины 1950-х годов джазовый танец относился к танцевальным стилям, которые произошли из афро-американского коренного танца конца XIX — середины XX века. Джазовый танец часто относили к чечётке, потому что чечётка под джазовую музыку была одним из господствующих танцев той эпохи. Развиваясь со временем джазовый танец, породил разнообразие социальных и концертных танцевальных стилей. Позднее, в течение века джаза популярные формы джаза включали в себя кекуок, Black Bottom, чарльстон, джиттербаг, буги-вуги, линди-хоп. Сегодня многие из этих танцевальных стилей все еще популярны и продолжают практиковаться учениками и педагогами.После 1950-х, такие основатели как Кэтрин Данэм взяв сущность традиционного Карибского танца, превратили его в театральное искусство. С растущим господством других форм развлекательной музыки джазовый танец эволюционировал на Бродвее Broadway в новый пластичный стиль, который преподается сегодня и известен как джаз-модерн, тогда как чечетка отделилась и пошла своим путём развития. В большой мере театральный стиль джазового танца был популяризирован в работах Боба Фосса, что можно видеть на примере таких Бродвейских шоу как «Чикаго», «Кабаре», «Чертовы Янки», и «Пижамная игра». Джаз-модерн продолжает оставаться существенным элементом в музыкальных театрах и его часто можно увидеть в музыкальных клипах и на танцевальных соревнованиях. [30]

СВОБОДНЫЙ ТАНЕЦ

Свободный танец (также пластический, ритмопластический) — возникшее в начале XX века движение за освобождение от конвенциональности прежнего балетного театра и слияние танца с жизнью. Свободный танец стоял у истоков танца XX века; в нем были сформулированы принципы, на которых отчасти основывались танец модерн и джаз, контемпорари, и даже буто и контактная импровизация. Создателей свободного танца объединяло не только желание превратить его в высокое искусство, имеющее равный статус с музыкой или живописью, но и особое мировоззрение. Все они в той или иной степени восприняли идею Ницше о танце как метафоре свободы и танцоре как воплощении раскрепощенного и творческого духа. Для основателей свободного танца танец стал особой философией, от которой они ожидали трансформации жизни. Айседора Дункан (1877—1927) мечтала о новом человеке, для которого танец будет так же органичен, как и другие повседневные дела, о женщине будущего — обладательнице «самого возвышенного разума в самом свободном теле».

 

МОДЕРН ТАНЕЦ

 

Танец модерн — определенная техника, сформированная так называемой «великой четверкой» (Марта Грэм, Дорис Хамфри, Чарльз Вейдман, Ханя Хольм) и распространившаяся среди следующих поколений хореографов. Хотя каждая из этих техник основана на различных аспектах восприятия тела в пространстве, все они являются своего рода азбукой танца модерн. Если у классического танца такая азбука всего одна, то у танца модерн их несколько: Марта Грэм работала с центром тела, которое концентрировало энергию, и пользовалась терминологией «сжатиерасслабление»; Дорис Хамфри интересовали вопросы земного притяжения, поэтому ее техника основана на «падении-восстановлении» и так далее. Свою технику имели также Хосе Лимон, Лестер Хортон, Элвин Николай. Обычно американский танцовщик постигает все эти техники, а потом выбирает ту, в которой ему комфортнее существовать.

Говорить о танце модерн можно только тогда, когда постановка либо выполнена в технике одного из названных выше хореографов, либо поставлена им. Современный же танец — любой вид неклассического танца, который существует в определенном отрезке времени, обычно — за последние 20–30 лет. То есть для нас сейчас современный танец — все, что появилось после 1985‑го. Выбор техники для современного танца не важен. Это может быть и брейк-дэнс, и модерн, и техника гага — все, что угодно.

ПОСТМОДЕРН ТАНЕЦ

 

«… Танец постмодерн с самого начала своего существования активно взаимодействовал с повседневностью. М. Кэннигхэм, И. Райнер, Т.Браун в творческих экспериментах 1960-х годов размывали границы танцевального искусства, обыгрывая в постановках бытовые ситуации, привлекая обычных людей, не имеющих танцевальной подготовки. Выход танца в открытое городское пространство отражает характерную тенденцию вовлечения в искусство явлений реальной действительности. Особым радикализмом отличалась отличалась первая волна Постмодерн танца. Хореографы в принципе отвергали идею постановки в художественном пространстве сцены, избирая для своих спектаклей городские пляжи и водоемы, крыши и чердаки зданий, узкие улочки, автомобильные стоянки. Нередко действия переносились из одного места в другое и зрителям предлагалось перемещайся вслед за актерами. Таковы постановки «Roof Piece», «Walking off the Wall» Т.Браун, «Juice», «The Education of a gerl-child» М.Монк, огромное количество спектаклей немецких хореографов. В современной культуре данная тенденция разрастается до небывалых масштабов. Фестивали, воркшопы, танцевальные перформансы и флэшмобы проходят по всему миру и, создавая атмосферу бесконечного праздника в городском пространстве, эстетизируют обыденные явления» [29, С.101]

ТАНЕЦ БУТО

Буто — направление современного японскоготанца. Первую постановку в стиле буто в 1959 году осуществил Тацуми Хидзиката по роману Юкио Мисимы «Запретные цвета». Своим возникновением буто обязано начавшейся в 1961 году деятельности коллектива под руководством хореографа Тацуми Хидзиката, называвшегося «Танец тьмы». Со следующего 1962 года в совместной работе нескольких авангардных японских групп начал формироваться специфический стиль буто, объединивший хореографов, музыкантов, кинематографистов, фотографов и представителей других творческих профессий. Несмотря на то, что объединение распалось после состоявшегося в июле 1966 года прощального выступления, собственно хореографическая его составляющая во главе с Хидзиката продолжила активную деятельность, не прекратившуюся даже после смерти своего основателя в 1986 году. Сейчас данное направление современного танца широко известно прежде всего под названием «буто», а не под первоначальным «анкоку-буто».

Этапы эволюции буто

• Классическое буто (первое поколение)

        • Основные представители: Тацуми Хидзиката, Юкио Вагури, труппы «Дайракудакан», «Хакутобо» и др.

        • Отличительные черты: подчёркнутая анти-техничность и протест против норм, гротеск, эстетика Хидзиката.

• Современное буто (второе поколение)

        • Основные представители: труппы «Санкай Дзюку» (руководитель Усио Амагацу), «Бяккося» и др.

        • Отличительные черты: избавление от специфически японских черт, унаследованных от первого поколения из-за того, что идеи Хидзиката о «японском теле» привели к восприятию буто как японской экзотики, вместо желаемого вторым поколением широкого распространения искусства буто.

• Пост-модернистское буто (третье поколение)

        • Основные представители: Сабуро Тэсигавара, Сэцуко Ямада, Ким Ито и др.

        • Отличительные черты: наряду с сохранением многих идей буто, присутствуют многочисленные отклонения от «канона»; рассматривается как одно из течений современного танца.

Если первое и второе поколения актёров буто использовали белый грим, то начиная с третьего — эта традиция была утрачена. При этом, впрочем, стоит отметить, что в 1980-х ещё не нашедшее собственного стиля третье поколение некоторое время по традиции пользовалось гримом.

• Пост-буто (четвёртое поколение)

        • Основные представители: Юкио Судзуки, Цуёси Сирай, Кая Охаси, труппы «SALVANILA», «Бивакэй», театр ИнЖест и др.

        • Отличительные черты: по сути представляет собой современный танец, воспринявший элементы «классического» буто. Нельзя однозначно провести чёткую границу между четвертым и третьим поколением, однако собственно буто четвёртое поколение назвать уже сложно. [38]

 

ГАГА

 

Batsheva Dance Company — Охадом Наарином. Наарин категорически против того, чтобы gaga считали стилем, потому что стиль ставит художника в определенные рамки. А это, по его мнению, означает конец развития, что, собственно, противоречит самой сути gaga. Изначально, техника была создана для профессиональных танцоров, затем адаптирована для всех желающих. Gaga имеет мощный обучающий и физико-терапевтический эффект в танце.

Gaga – это новый способ получения информации и осознания себя с помощью тела.

Gaga помогает осознать слабые места своей физической подготовки, пробуждает спящие зоны, выявляет зажимы и предлагает способы от них избавиться. Работа улучшает инстинктивное движение и создает связь между осознанным и неосознанным движением, а также позволяет ощутить свободу и удовольствие танца наедине, с партнером, с музыкой.

Обучение Gaga отличается от традиционных занятий танцем. В танцевальной студии закрываются зеркала, и танцоры не выполняют конкретные комбинации движений, а, следуя словесным инструкциям педагога, отдаются потоку энергии и чувствуют каждое движение изнутри на молекулярном уровне.

Gaga разделяется на два направления:

1. Gaga / people

Классы открыты для людей в возрасте 16 +, независимо от их танцевального опыта.

Учитель направляет участников, используя ряд задач-инструкций, которые наслаиваются одна поверх другой. Мы не копируем определенное движение или форму. Каждый участник в классе активно исследует инструкции в движении, обнаруживая, как он может интерпретировать информацию и выполнять задачи. Gaga / people класс предлагает творческие рамки для участников чтоб ощутить своё тело, его ограничения и возможности, увеличить свою физическую информированность, улучшить гибкость и выносливость, и испытать удовольствие от движения внутри своего тела и в пространстве.

2. Gaga / dancer

Классы открыты для профессиональных танцоров, возраст 16 +.

Gaga / dancer классы построены на тех же принципах, что Gaga / people, но с использованием специфической лексики и навыков, которые являются неотъемлемой частью знаний танцоров. Наслоение движений классического тренажа с задачами Gaga углубляет и освежает понимание биомеханики и эмоциональной составляющей танца.

Dancer класс расширяет палитру доступных вариантов движения танцоров, повышает способность модулировать энергию и привлекать в танец взрывную силу и деликатность мелких жестов. Мы обогащаем качества движения широким спектром текстур. [47]

 

CONTEMPORARY

Современный танец (Contemporary Dance) — направление искусства танца, включающее танцевальные техники и стили XX — начала XXI вв., сформировавшиеся на основе американского и европейского танца Модерн и танца Постмодерн.

Контемпорари дэнс, являющийся дальнейшим развитием танца модерн, появился в танцевальных школах США и Европы в 60-х годах XX века. В России же возникает лишь в 80-х годах. Его основу составляет техника импровизации, а также движения, заимствованные из джаз-танца, йоги, восточных единоборств и прочих танцевальных техник.

 

Основные техники академического современного танца:

1. Graham Technique – техника танца модерн, созданная американской танцовщицей и хореографом Мартой Грэм;

2. Humphrey-Weidman Technique – техника танца модерн, основанная на теории и действии падения и восстановления танцовщицей Дорис Хамфри и Чарлзом Вейдманом;

3. Lester Horton Technique – техника танца модерн, созданная американским танцовщиком, хореографом и преподавателем танца Лестером Хортоном;

4. Jose Limon Technique – техника танца модерн, созданная танцовщиком и хореографом Хосе Аркадио Лимоном (1908-1972) в первой половине XX века;

5. Hawkins Technique – техника танца модерн, созданная американским танцовщиком и хореографом Эриком Хоукинсом;

6. Cunningham Technique – техника танца постмодерн, разработанная американским танцовщиком, хореографом и преподавателем Мерсом Каннингхэмом.

7. Release based Technique – это техники современного направления хореографии, которые основаны на освобождении различных групп мышц. Данные техники дают возможность развивать понимание собственного тела. Основное внимание уделяется трем базовым программам: баланс, артикуляция (импульс, инерция), гравитация (центр тяжести, работа с весом). Важным аспектом техники релиз является обучение технике работы на полу, технике падения и смещения баланса.

 

КОНТАКТНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ

 

Контактная импровизация — танец, в котором импровизация строится вокруг точки контакта с партнёром. Контактная импровизация является одной из форм свободного танца. Контактная импровизация была разработана Стивом Пэкстоном в результате исследования танцевальной импровизации. В 1972 году состоялся первый перформанс контактной импровизации Magnesium, проведенный студентами Оберлинского колледжа. Вскоре после этого Пакстон провел перформанс в Нью-Йорке. Большое влияние на развитие контактной импровизации также оказала Нэнси Старк Смит, танцовщица и гимнаст. Контактную импровизацию танцуют как отдельную форму танца, отличную от ранних экспериментов Пакстона. Танец контактной импровизации продолжает развиваться благодаря практикующим контактную импровизацию во всём мире. Контактную импровизацию танцуют в форме перформанса или в форме социального танца. Часто последнее происходит в форме «джемов» (англ. jam), где люди могут как принимать участие в танце, так и выступать в качестве зрителей, и менять роли в любой момент.

Старейший еженедельный джем проходит в Торонто, на 2009 год он длится уже 33 года. Контактная импровизация чаще всего практикуется в форме дуэта, хотя может происходить и с одновременным контактом нескольких человек, или в форме соло (используя пол, стены, стулья).

В преподавании контактной импровизации используются также смежные техники, такие как: метод Фельденкрайза, центрирование тела и разума, йога.

В России состоялось пять «Международных фестиваля контактной импровизации и перформанса».

 

О современных бытовых танцах лучше говорить в контексте субкультуры, потому что они связаны с историческим прогрессом, появлением новейших технологий, а также новых областей жизни, таких как мода, телевидение, развлечение, массовая культура и т.д. Рассмотрим подробнее основные танцевальный субкультуры.

 

ХИП-ХОП КУЛЬТУРА

 

Брейк - данс ( англ. breakdance) — уличный танец, из-за которого появился хип-хоп. Сегодня выделяют два основных вида этого танца: нижний экстрим — танцор исполняет в основном акробатические и силовые трюки на полу; верхний брейк-данс — топ рок базируется на пластике тела: это перемещения тела в пространстве и фиксы, которые на первый взгляд противоречат всем законам физики и гравитации. Весь танец брейкинг пришёл из Нью-Йорка с юга Бронкса, кроме поппинга и локинга, которые пришли из Калифорнии. Брейкданс зарождался в конце 60-х годов, но принято считать, что как отдельный танец он сформировался к 1973 году. Впервые для широкой публики танец представил Джеймс Браун, так как в его шоу участвовали брейкданс-танцоры.

Хип-хо́п — культурное направление, зародившееся в среде рабочего класса Нью-Йорка 12 ноября 1974 года. Возникнув в Южном Бронксе, в 1970-х годах хип-хоп стал частью молодёжной культуры во многих странах мира. С конца 1990-х из уличного андеграунда, имеющего остро социальную направленность, хип-хоп постепенно превратился в часть музыкальной индустрии, а к середине первого десятилетия XXI века субкультура стала «модной», «мейнстримной».

Хип - хоп танец относится к уличным танцевальным стилям, в основном сопровождаемый хип-хоп музыкой и той, которая развивалась как часть хип-хоп культуры. Он включает в себя широкий диапазон стилей, таких как брейк-данс, локинг, поппинг, которые были созданы в 1970 году и стали популярными в США благодаря танцевальным командам.

Freestyle (англ. freestyle — импровизация). Хип-хоп команды устраивают соревнования по фристайлу, называемых «батлами». Команды, фристайл и батлы являются идентификаторами этого стиля. Хип-хоп может быть формой развлечения, хобби или способом заработать на жизнь профессиональными танцами.

Хип-хоп танец — это огромная категория с множеством стилей. Breaking (брейк-данс) был создан в Бронксе, Нью-Йорк объединил танцы, которые были популярны в 60-х и 70-х годах. Брейк-данс в тот период не был преимущественно «танцем на полу», как на сегодняшний день, он начинался с Toprock, которые танцоры выполняли стоя на ногах. В то время как брейк-данс развивался в Нью Йорке другие стили были придуманы в Калифорнии. Фанковые стили относятся к уличным стилям семидесятых годов. Это были такие стили, как roboting, bopping, hitting, locking, bustin', popping, electric boogaloo, strutting, sac-ing и dime-stopping.

Lockingфанковый стиль танца, ассоциируемый также с хип-хопом. Название этого стиля пришло из английского "lock" (замок), так стали называть сочетание быстрых движений и замирания в импровизационных позициях на короткое время, а затем продолжения движений с той же скоростью. Этот стиль основан на быстрых и четких движениях рук и более мягких движениях бедер и ног. Движения амплитудные, очень ритмичные и всегда тесно привязаны к музыке. Локинг ориентирован на представление: танцор старается взаимодействовать с публикой, улыбается, приветствует всех, и порой, ведет себя довольно комично. Танцоров этого стиля называют локеры. Локеры придерживаются особого стиля в одежде, любят яркую одежду в полоску и подтяжки. Изначально локинг танцевали под фанковую музыку, например, музыку Джеймса Брауна. Фанк по-прежнему основной стиль музыки, под которую танцуют локеры, и используется во многих международных танцевальных соревнованиях, таких как Juste Debout во Франции. Всё в локинге основано на контрасте множества быстрых движений и, наоборот, плавных и замедленных движений, дополненных представлениями в стиле пантомимы и игрой на публику. Локинг включает в себя довольно много акробатических и физически сложных элементов, таких как приземление на одно колено или сплит (split).

Popping — стиль танца, основанный на сокращении мышц, создающий эффект резкого вздрагивания в теле танцора — пап [2] или хит. Это делается непрерывно в ритме музыки в сочетании с различными движениями и позами. Танцор, исполняющий паппинг, называется паппером. Паппинг в России долгое время неверно назывался «верхний брейк-данс ». Паппинг также используется как общий термин для группы родственных стилей, которые часто объединяются с паппингом, чтобы создать большее разнообразие в исполнении.

Паппинг включает в себя множество техник, некоторые из которых существует как отдельный танцевальный стиль.

Waving — основан на создания эффекта прохождения волны по телу: рукам, ногам, шее, корпусу. Концепция стиля заключается в ощущении того, что тело становится водой. Это ощущение является ключом к импровизации в стиле waving, представляя себя водой и двигаясь под музыку легко создать свои собственные движения и свой индивидуальный стиль.

Gliding — скольжение стопами по полу, создающее эффект скольжения по воздуху, за счёт перекатывания стопы с носка на пятку. Самое знаменитое движение в стиле glide — «back glide» или же «лунная походка».

King Tut — танец, в котором копируются движения с древних египетских рисунков, изображающих людей в различных позах. Как правило это позы с четко выраженными прямыми углами, исполненные руками и ногами. Толчком к развитию во многом послужил мультик Bugs Bunny. В одной из серий главный персонаж выдал множество движений с использованием прямых углов, изображаемых руками.

Finger Tut — это уже техника самого King Tut, заключается в построении геометрических фигур при помощи пальцев рук.

Strobbing — стиль, движения которого происходят будто в свете стробоскопа: непрекращающиеся резкие остановки на долю секунды в конце каждого движения.

Slow Motion — стиль основан на замедленном, плавном, непрерывном движении.

Puppet — в этом танце движения представляют собой имитацию кукол на верёвках. Прототипом для движений послужили герои старых мультиков, в которых персонажи — марионеточные куклы.

Animation — общий термин для стилей с использованием иллюзий: slow motion, strobbing, vibration и т. п.

La Style — Наиболее «тонкий» и артистичный вариант хип-хопа, родившийся в Лоб Анджелесе (LA), что прочитывается в самом названии данного направления. LA Style – в целом это сценическое направление, ориентированное на публику. Поэтому главная задача танца – это зрелищность и эффектность, привлекающая и восхищающая зрителя. Не зря это направление столь популярно сегодня и широко используется в различных постановках, фильмах, рекламных роликах, клипах на МТV. Отсюда базой в этой школе танцев является хореография, требующая красивой, искусной, выразительной техники исполнения. Хип-хоп движения чередуются с джазовыми комбинациями, что создает уникальный «музыкальный» танец.LA Style на сегодняшний день один из самых стильных и эффектных танцев, пользующихся успехом у танцоров и зрителей, и исполняемых в разнообразных шоу, концертах, на TV. Техника LA Style требует высокой точности и пластичности, равно как выносливости и красоты движений.

Flexing - Это стиль уличного танца, который зародился в Brooklyn город New York. Характеризован ритмичными, контрастными движениями в сочетании с такими стилями как Wave, Gliding, connecting (tuting) (подробнее ниже) Танцоров флексинга именуют Flexor или Флексер по русски. Преимущественно Флесинг танцуют под #FDM (FlexDanceMusic) Флекс относиться к Hip Hop культуре, но не происходит из неё. Он происходит из Ямайского стиля уличного танца, называемого Bruk Up который танцуют под Рэгги и Dancehall музыку. Некоторые дают определение Bruk up как Reggae style of Popping. Flexing был представлен миру на American Best Dance Crew командой Ringmasters, во втором сезоне LXD (Лига выдающихся Танцоров) и в Гугенхемском Музее. Основой флексинга является воплощение танцора как чего то нечеловеческого, иного, необычного, вы танцуете в 3д. Танцоры используют различные образы и воплощают историю (одно из главных состовляющих) на танцполе двигаясь как нелюди, и создавая множество иллюзий в танце (в том числе и магических).

New style — Танцевальная индустрия ответила на танец хип-хопа, создав коммерческую версию. Этот студийный хип-хоп, иногда называемый «новым стилем», представляет собой танец хип-хопа, который можно увидеть в рэпе, R’n’B, поп-музыке и концертах. С точки зрения кого-то, глубоко погруженного в культуру хип-хопа, все, что выглядит как танец хип-хопа, который не приходит с улицы, не является настоящей танцевальной формой хип-хопа. В интервью журналу Dance журнал хореографа и учителя хип-хопа Эмилио «Будда Стретч» Остин-младший описал свою точку зрения:

‘Там много джазовых танцоров, которые делают псевдо хип-хоп. Многие учителя не знают историю, они просто учат шагам. Они учатся на видео, но они не знают культуры. Если все, что вы видите, это Бритни Спирс, вы думаете, что это хип-хоп, но это никогда не было хип-хопом. Он полностью орошается. И студии могли бы [sic] заботиться меньше, потому что хип-хоп - один из их самых больших парней.»

Образование, связанное с Хип Хоп культурой:

В 2004 году Сафи Томас основал Консерваторию хип-хоп-танцев (HHDC) в Нью-Йорке. Цель Томаса состояла в том, чтобы обеспечить всестороннее образование танцорам хип-хопа, которые были сопоставимы с тем, что балет, современные и джазовые танцоры испытывают в своих соответствующих учреждениях. HHDC предоставляет официальную учебную программу с танцевальными классами (взлом, фристайл, блокирование и т. Д.) И академические классы (теория танцев, физиология, кинезиология и т. Д.) Для людей, которые хотят заниматься танцем хип-хопа в качестве карьеры. Это единственное образовательное учреждение в Соединенных Штатах, которое посвящено исключительно танцевальному обучению хип-хопу. HHDC не дает степеней. Это некоммерческая организация и репертуарная компания, которая предоставляет сертификаты танцорам, которые завершают трехлетнюю программу. Три года спустя в 2007 году Институт Восточного Лондона Института развития исполнительских искусств (IPAD) начал прием для единственной дипломной программы бакалавриата в мире, специализирующейся на хип-хоп, городских и глобальных танцевальных формах. [197] Программа IPAD также длится три года, но она не является эксклюзивной для хип-хопа. Студенты также изучают африканский танец, катак, болливуд и капоэйру. [38]

 

 ВОГ КУЛЬТУРА

 

Сначала появился стиль танца, базирующийся на модельных позах и подиумной походке. Отличительные особенности: быстрая техника движения руками, вычурная манерная походка, падения, вращения, обильное количество позировок, эмоциональная игра. Исполняется Vogue под музыку в стиле House. Со временем приобрело широкое распространение в США, Европе и России с помощью организаций вог-домов и вог-балов.

Начиная с 30-х годов, высокая мода в Америке была на пике своей популярности. Нью-Йорк пестрил популярными в то время показами мод.

Vogue как танец начинает свою историю в 70х годах. Стиль появился в Гарлемской тюрьме, расположенной в северной части нью-йоркского округа Манхэттен, где заключенные развлекались, подражая позам моделей с фотографий журнала. Изначально, это было обычное копирование поз. Впоследствии позировки дополнились движением и музыкой, трансформировавшись в танец. Достаточно быстро Vogue стал популярной формой развлечения для сексуально раскрепощенных слоев Нью-Йорка. Люди, которым социальный статус не позволял приблизиться к высокой моде, получили возможность участвовать в своих шоу, на так называемых Вог балах (Vogue Ball). Выходя на импровизированные подиумы они могли по-настоящему ощущать себя звездами, демонстрировать своё мастерство и талант, выражать свои чувства в танце, придумывать образы и создавать костюмы для своих выступлений. Так образовалась новая субкультура с балами, трофеями, статусами и домами. Archie Burnett о Vogue: «Я хочу быть супермоделью. Я играю в неё, в её жизнь. Клик, клик — поза, поза. Я такая прекрасная сегодня. Я такая восхитительная. Я такая-растакая». «…мужчины-модели были очень серьезные, непоколебимые. От них исходит сила и мощь. Если они смотрят — они смотрят, если они стоят — они стоят. А женщины-модели выражали тщеславие и надменность, самодовольство. Если вы переносите это в танец — танец будет жить. Это основная идея».

Новый виток популярности Vogue произошел в 1990 году после выхода клипа Мадонны «Vogue». Стиль постепенно стал проникать в массы и танцевальную культуру не только Соединенных Штатов, но и Европы.

Сегодня Vogue стал неотъемлемой частью современной House-культуры, привнося свежесть и новое дыхание в современную хореографию.

Танцевальный стиль имеет 4 основных направления (подстиля), каждый из которых имеет свои ярко выраженные особенности (Run Way - походки, презентация себя и образа, Old Way — позировки, New Way — акробатика, Vogue Femme — женственность).

• Old Way включает в себя элементы самого раннего Вога, каким он был до 90-х годов. Зародившийся под впечатлением от журнальных поз моделей, а позже впитавший в себя оригинальные элементы позаимствованные из различных культур (восточные единоборства, египетские фрески и пр.), Old Way основан на ярко выраженном позировании и подчиняется трем основным принципам: Style, Prestigon and Grace и Pose.

• New Way — новое течение стиля Вог, возникшее после 90-х. Включает в себя элементы, требующие полной концентрации, балансировки и контроля над телом. New Way базируется на различных танцевальных техниках, акробатических элементах, флексинге, музыкальности и растяжке.

• Vogue Femme — самое женственное направление танца, подчиняющееся пяти основным элементам: Catwalk, Duckwalk, Hands performance, Spins&Dips и Floor performance. Vogue Femme базируется на женственности, подчеркивании линий фигуры. [38]

Сегодня вог - это искусство импровизации.

 

DANCEHALL КУЛЬТУРА

 

Dancehall — культура, которая включает в себя музыку, танцевальный стиль, одежду, манеру поведения и имеет миллионы поклонников по всему миру.

Dancehall — это уличный ямайский танец, который включает в себя множество социальных танцев и, обязательно, attitude (подача, характер). Изучение стиля начинается с его корней: базовые степы, пришедшие к нам.

Степы складываются в простые рутины, либо в обыгрывающие музыкухореографии. Постоянно организуют танцевальные лагеря. Самый известный дансхолл-лагерь — это Big Up Kemp, проводится он каждый год летом. Впервые был проведён в августе 2011 года в России и стал одним из самых популярных танцевальных событий в мире. На последующие четыре лагеря собралось более 50 отличных танцоров и преподавателей и сотни учеников. [38]

 Подстили ямайской танцевальной культуры:

•  Reggaeton

• Ragga Jam

• Booty shake (twerk)

• Dancehall Queen

• Dancehall King

• Badman Style

 

КЛУБНЫЙ ТАНЕЦ

 

В последнее время большое распространение как в среде специалистов, так и в среде любителей получил термин «клубный танец» как термин, обозначающий направление современного бытового (уличного) танца.

Клубный танец — это особое направление танцевальной культуры, характеризующее любительское хореографическое творчество в различных общественно-досуговых и бытовых моментах жизни людей, особенно молодежи. Клубный танец — понятие, не имеющее жестко установленных признаков. Составными частями этих танцевальных направлений не всегда являются ультрамодные направления танца, как многие считают. В каждой конкретной стране модными могут быть самые различные танцы, и представления об их популярности могут отличаться друг от друга. Так, например, в нашей стране пик популярности того или иного танцевального направления, пришедшего с Запада, не совпадал с пиком его же популярности в других странах. Под термином «клубный танец», как правило, принято подразумевать танцы, распространенные преимущественно в ночных увеселительных заведениях (дискотеки и ночные клубы).

Истоками формирования современного клубного танца служат различные направления историко-бытового и социального танца и соответсвующие им развлекательные традиции бальной и бытовой хореографической культуры. Поэтому истоки современной культуры клубного танца целесообразно рассматривать в контексте эволюции бытовой хореографии. М. Загори утверждает, что социальный танец — это вид танца, который никогда не был связан с религией или обрядами, а служил развлечением.

Что же такое клубный танец? Если этот вопрос задать человеку, слабо развивающемуся в хореографии, он, скорее всего, ответит, что клубный танец - это модные современные направления, которые танцуют на дискотеках. Отчасти он будет прав, ведь в Европе и США принято понимать под современными танцами все направления хореографии, возникшие в ХХ веке, как академические так и бытовые. Это расхождение в понятиях связано, что ввиду определенных политических условий Россия в течение 70 лет была изолирована от мирового процесса развития хореографии как уличной, так и сценической. Множество любительских хореографических коллективов, возникших в советское время, во многом ориентировались на творчество профессиональных исполнителей, выступавших на эстраде. Поэтому развитие бытовых танцев было тесно связано с репертуаром эстрады.

Клубный танец — это субкультура, вобравшая в себя разные танцевальные направления и стили. Мода и здесь диктует свои правила, поэтому клубные танцы постоянно обновляются и изменяются, что привлекает молодежь. Все большее число представителей нового поколения старается осознанно проводить свой досуг, осваивая новые виды танцев. Основоположниками современных клубных танцев являются практически все танцевальные направления ХХ века, но тот формат, в котором мы привыкли наблюдать этот вид танцев, возник во второй половине столетия. [31]

Как показали исследования, в настоящее время уличный современных танец, распространяющийся по миру, диктуется Западом, ведь именно там на высоком уровне развит шоу-бизнес, а соответственно и возможность развиваться, выступать и зарабатывать, на телевидение, в интернете, и на различных мероприятиях. Благодаря интернету и телевидению информация просочилась во все страны, и новые танцевальные направления получили свое развитие, нашлись последователи того или иного стиля. Обучение происходит в любительских студиях, на мастер-классах и фестивалях и в интернет-пространстве. Современный уличный танец стал доступен широкому зрителю и вышел на сцену. Стилей в клубной культуре очень, много, поэтому целесообразнее рассмотреть самые популярные из них.

Jazz-funk - это гибрид хип-хопа и джазового танца. Несмотря на то, что джаз-фанк заимствует движения из хип-хопа, он не считается стилем хип-хопа, потому что фундаментальные движения - джаз. В хип-хопе - даже в лирическом хип-хопе - нет пируэтов или арабесков, а танцоры не выступают по релевантности (на шарах ног). Однако эти методы используются в джаз-фанке и в джаз-танце вообще. Некоторые нынешние хореографы, такие как Блейк Макграт, Брайан Фридман и Джоджо Гомес, построили и привлекли больше внимания и создали симпатию к этому определенному стилю, который теперь является чем-то большим, чем у многих людей за пределами мира танца.

Waacking - (от англ. waack — махать руками) — танцевальное направление, зародившееся в 70-е годы XX века как часть клубной культуры США.

Вакинг зародился в 1970-е годы в Лос-Анджелесе. В основном вакинг танцуют под диско.

В сегодняшнем вакинге выделяют два течения. Для нью-йоркского вакинга, отличающегося большим влиянием вогинга, в большей степени характерны движения ног и вог-позировки. Танцевальный стиль вогинг зародился в 40-50-х годах XX века в нью-йоркских клубах и подражает подиумной ходьбе и позировкам моделей. Для вакинг-школы Лос-Анджелеса, испытывающего большое влияние локинга, характерны непрерывные движения, «замахи» руками.

House dance (в русской транскрипции "хаус") – это современное социальное танцевальное направление, произошедшее от одноименного стиля электронной музыки в Чикаго начала 1980-х. Название стиля произошло от клуба Warehouse, в котором в первом диджеи начали играть хаус-музыку. House dance легко узнать по замысловатым быстрым и энергичным движениям ног, сочетающимися с плавным и расслабленным грувом в корпусе. Кажущая легкость и расслабленность исполнителей house - это результат долгих тренировок, которые позволяют им не только впечатлить окружающих, но и получить настоящее наслаждение от своего движения и слияния с музыкой.

Electro dance — уличный танец, возникший в начале 2000-х годов на волне популярности ночных клубов под влиянием бельгийских клубных танцев[2]. Танец был быстро популяризирован через видеоролики, размещённые на сайтах социальных сетей и видеохостингах. Название было выбрано потому, что это первый танец, который танцуют исключительно под музыку электро-хаус. Электро Дэнс держится на основе нескольких вариативных базовых движений, которые можно воспроизвести руками, также включает в себя все плоскости и уровни. Основы танца легко совместимы с другими танцевальными направлениями, и с легкостью могут быть применимы в них. Примеры развития стиля вы можете лицезреть на таких мероприятиях как: Vertifight, Move&Prove, Oh My Style, LRC, Duel и тд. Музыкальную основу составляют жанры: Electronic,Techno,Electro-House.

 

Есть еще одно открытие в области современного танца — Hiplet - это новый признанный стиль танца, который сливает балет с хип-хопом. Этот термин был впервые придуман в 2009 году, но в мае 2016 года танцоры из Чикагского мультикультурного танцевального центра, выступающего в Hiplet, получили широкую популярность после того, как видео о танцорах достигло тысяч взглядов на Instagram. Новости ABC впоследствии предложили танцорам выступить на трансляции по телевидению. Создание этого жанра связано с Гомером Гансом Брайантом из CMDC. Танцоры-хиплеты находятся в возрасте от 12 до 16 лет. CMDC в настоящее время является единственной в мире студией, которая обучает танцоров в хиппале. Hiplet отличается сочетанием балетного движения, которое является этнографически евроцентричным, а в первую очередь белым, и хип-хопом, который внедряется и развивается из африканского танца и богатой городской культуры из сообществ цвета. Благодаря своим сильным корням в традиционном движении, танцоры тренируются, чтобы продвигаться через годы практики. Балет лежит в основе хиплета, а сильные технические навыки необходимы для того, чтобы быть в состоянии безопасно заниматься хиплетом. Видео исполнителей танцоров обычно демонстрируют традиционный балетный костюм, включая булочки, трико, колготки. Примечательно, что многие танцоры носят колготки и очки, окрашенные в соответствии с их кожей. Танец напоминает традиционный балет, смешанный с более острыми углами и менее ограниченными движениями. Истоки Хиплета можно проследить до 1994 года в «Рап-балете» Хомера Ганса Брайанта, но прецедент для подобных танцевальных слияний простирается гораздо дальше, чем в 1990-х годах. «Разрушение, балет и представление о расе и роде» от хип-хопа на кино дает фон в нескольких стилях танца как в культурном, так и в художественном контексте. Этот фрагмент дает более ранние примеры художников, пытающихся совершить новые виды передвижения, борясь с расистскими и гендерными историями разных стилей танца, простирающимися до середины двадцатого века, создавая прецедент для формирования Гиплета. [38]

 

Сейчас наблюдается противостояние культур многогранного современного танца, а именно академический современный танец, против бытового. Следовательно, целесообразно представлять современный танец как систему в виде классификации, где есть четкая грань, разделяющая противостоящие культуры.

 

 

таблица 1.КЛАССИФИКАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА КОНЦА XX — НАЧАЛА XXI ВЕКА

СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ

АКАДЕМИЧЕСКИЕ (СЦЕНИЧЕСКИЕ) ВИДЫ БЫТОВЫЕ (УЛИЧНЫЕ) ВИДЫ
ДЖАЗ: • классический • лирический • бродвейский • афро • джаз-модерн •  линди хоп • рок-н-ролл • твист • хастл • чарльстон и др.  HIP-HOP культура: • Break dance: - нижний - верхний •  Hip hop; - LA style - New style - Girly hip-hop - Experimental hip-hop - Freestyle • Krump (бой) • C-walk  • Locking • Popping
МОДЕРН: • техника Марты Грэм • техника Хосе Лимона • техника Лестера Хортона • техника Мерса Каннингема • техника Хоукинса • техника Уильяма Форсайта (импровизация) VOGUE: • Run way • Old way • New way • Famme: - Cat walk (кошачья походка) - Dack walk (утинная походка) - Hands Performance - Spins&Deeps - Sexy siren - Dramatic • Performance •  Flexing
  ПОСТМОДЕРН: • экспериментальный модерн (Матс Эк, Джон Ноймайера, Киллиан) • Техника Гага Охада Нахарина • Буто   DANCEHALL: • Reggaeton • Ragga Jam • Booty shake (twerk) • Dancehall Queen • Dancehall KIng • Badman Style
CONTEMPORARY DANCE - отдельный вид сценической современной хореографии, включающий в себя самые различные направления и техники. Театральный контемпорари отличается от телевизионного (коммерциализированнаго), также техники отличаются в зависимости от стран (Европа, Америка, Украина, Россия). • Импровизация • Контактная импровизация • техника Релиз • техника падений КЛУБНЫЙ ТАНЕЦ: • Jazz funk •  Waacking • House • Electro • Tectonik • Lady style • Strip

HIPLET

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: