Конструирование из строительного материала как средство развития пространственного мышления у детей среднего дошкольного возраста

 

В реализации задач ФГОС ДО важное место занимает формирование у детей дошкольного возраста пространственных представлений как одного из компонентов умственной деятельности. Детей необходимо научить ориентироваться в пространстве, так как знание пространственных свойств предметов и отношений между ними – важное условие познания окружающего мира. Успешность овладения детьми различными видами деятельности: предметной, игровой, трудовой, учебной – зависит от высокого уровня развития наглядно-образных представлений, пространственного мышления, ориентировки в пространстве, слабое развитие которых является одной из причин, вызывающих трудности при дальнейшем обучении чтению, письму, счету, рисованию и другим действиям.

Пространственное мышление отличается от других форм образного мышления тем, что выделение пространственных характеристик является центральным моментом, в котором содержанием пространственного мышления является операция пространственными образами в видимом или воображаемом пространстве. В ходе онтогенеза пространственное мышление проходит ряд закономерных этапов своего становления: первоначально оно вплетено в другие виды мышления, а в своих наиболее развитых и самостоятельных формах оно выступает в виде пространственных образов.

Важно подчеркнуть, что особенности пространственного мышления нельзя выявить в полной мере, используя для этого различные головоломки, пространственно-комбинаторные игры и т.п. В реальной практике (игровой, учебной, профессиональной) пространственное мышление всегда включено в решение различных задач, опирается на систему знаний, которые не могут (и не должны) нивелироваться. Такой точки зрения придерживаются многие прогрессивные тестологи – это М.К. Акимова, А. Анастази, А.А. Бодалева, Е.М. Борисов, Л.Ф. Бурлачук, К.М. Гуревич, В.Г. Зархин, В.Т. Козлова, Г.П. Логинова, В.В. Столина, которые разрабатывают новые конструкции тестовых методик.

В отечественной психологии опыт разработки теста пространственного мышления принадлежит И. Якиманской. Разработанный под ее руководством тест включает 5 разделов (субтестов), задача которых направить мыслительную деятельность на создание образов, связанных с величиной объектов, их формой, а также оперирование образами, которое приводит к мнимому видоизменению положения объекта, его структуры и одновременного изменения пространственного положения и структуры образа. Материалом задач были выбраны графические изображения, которые применяются в чертеже, рисовании и математике (геометрии). Задания включали все основные типы оперирования пространственными образами и представляли собой определенную последовательность, начиная от простых преобразований с опорой на восприятие до все более сложных, которые осуществляются мысленно.

Методика тестирования пространственного мышления, разработанная И. Якиманской, не является единственной. Однако все они предназначены для детей школьного возраста. Мы же при подборе диагностического инструментария ориентировались на программные требования к уровню развития детей среднего дошкольного возраста.

В ходе исследования нами были проанализированы примерные образовательные программы для ДОО – «От рождения до школы», «Детство» и «Истоки».

Так в программе «От рождения до школы» рекомендуется с детьми среднего дошкольного возраста проводить игры-занятия со строительным материалом (настольным, напольным), на которых продолжать знакомить детей с некоторыми формами (кубик, кирпичик, призма, цилиндр), «опредмечивая» их (цилиндр – столбик, труба); знакомить со способами конструирования – прикладыванием, накладыванием; побуждать совместно с взрослым обыгрывать постройки, использовать для игр сюжетные игрушки; формировать умение пользоваться знакомыми формами строительного материала и элементами пластмассовых конструкторов при сооружении собственных разнообразных построек. Отмечается, что в средней группе конструирование усложняется – постройки могут включать 5-6 деталей; формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

В программе «Детство» акцентируется внимание на том, что в средней группе конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности: дети замысливают будущую конструкцию и осуществляют поиск способов её исполнения. Содержанием образовательной деятельности в конструировании является передача пространственно-структурные особенностей постройки. При этом в конструировании из готовых геометрических фигур необходимо формировать умения анализировать объект, выделять основные части и детали, составляющие сооружение; учить детей создавать варианты знакомых сооружений из готовых геометрических форм и тематического конструктора, деталей разного размера; формировать умения выполнять простые постройки, осваивать способы замещения форм, придания им устойчивости, прочности, использования перекрытий. Также в программе обращается внимание на то, что если ребенок не проявляет интерес к конструированию, то это должно вызвать озабоченность со стороны педагогов и родителей и требует совместных их усилий.

В программе «Истоки» с детьми среднего дошкольного возраста предлагается организовывать конструирование плоскостных изображений предметов (цветок, узор, домик и пр.) из готовых геометрических форм (картонных, пластмассовых элементов), располагая их в соответствии с замыслом в определенной последовательности; меняя пространственное расположение одних и тех же элементов, дети получают разные целостности (коврики с разным орнаментом, сюжетные картины, отражающие разные объекты, природные явления – «Осенний лес», «Улетающие птицы» и пр. Также обращается внимание на конструирование из строительного материала и деталей конструктора типа «Лего-Дупло», с помощью которого педагог решает разнообразные образовательные и развивающие задачи:

создает условия для поисковой деятельности и экспериментирования с новым материалом (конструктором типа Лего-Дупло): выявление его свойств и возможностей, в том числе и способов крепления;

организует конструирование как по образцам (домики, трамвайчики), так и по заданным условиям в процессе их самостоятельного преобразования детьми («построй такой же, но высокий» или «такой же, но длинный» и т.п.); преобразование образцов разными способами: надстраивание, пристраивание, комбинаторика (решение задач типа: «Построй такой же домик, как образец, но высокий; такой же трамвайчик, но широкий и т. п.); организует простейшее конструирование по условиям типа: «Построй гараж для этих трех машин», «Построй горку так, чтобы с нее съезжала машина быстрее, чем с моей горки»;

- проводит вместе с детьми предварительный анализ образцов в определенной последовательности: объект в целом – части и их расположение – детали – вновь объект в целом, что создает целостно-расчлененное представление об объектах;

- поддерживает стремление детей к конструированию по собственному замыслу;

- приобщает детей к совместному с ним складыванию строительных деталей в коробки, называя их;

- предлагает достраивать конструкции, начатые взрослым;

- инициирует создание простейших построек для игры.

Таким образом, в образовательных программах обучения детей дошкольного возраста предлагается познакомить детей с разнообразными видами конструирования: из бумаги (оригами, бумагопластика), из природного материала, из деталей конструкторов (например, LEGO), из остаточного и вспомогательного материала (бросовых материалов), а также из строительного материала.

Анализ образовательных программ позволяет сделать вывод, что ребенок среднего дошкольного возраста должен:

- ориентироваться в двухмерном пространстве (на столе, листе бумаги);

- уметь активно действовать в пределах воспринимаемой плоскости, ориентировать свои движения при ходьбе и беге;

- различать основные пространственные направления (вперед, назад, вверх, вниз, впереди, сзади);

- определять свое местоположение среди окружающих предметов и относительно другого человека («Я нахожусь впереди Иры», или «Я стою возле окна»);

- определять размещенность предметов в пространстве (ближе – дальше, впереди – сбоку и т. д.).

Учитывая, что в среднем дошкольном возрасте элементарные проявления развития пространственного мышления могут быть выявлены в процессе конструирования, мы подобрали соответствующие диагностические задания.

Задание 1. Построй по образцу.

Материал для диагностики. Образцы, построенные из кубиков, кубики для постройки.

Ход обследования. Ребенку предлагается из кубиков построить небольшое сооружение по образцам, представленным на рис. 1.

Рисунок 1 – Образцы построек для диагностического задания 1

 

Обработка результатов: За каждое правильно выполненное задание ребенок получал по 2 балла, если были ошибки – 1 балл, если у ребенка не получалось или он отказывался выполнять задание – 0 баллов.

Высокий уровень – ребенок набрал 5-6 баллов, средний – 2-4 балла, низкий – 0-1 балл.

Задание 2. Построй по схеме 3D.

Материал для диагностики. Схемы 3D, кубики для постройки.

Ход обследования. Ребенку предлагается из кубиков построить небольшое сооружение по образцам, представленным на рис. 2.

Рисунок 2 – Схемы 3D построек для диагностического задания 2

 

Обработка результатов: За каждое правильно выполненное задание ребенок получал по 2 балла, если были ошибки – 1 балл, если у ребенка не получалось или он отказывался выполнять задание – 0 баллов.

Высокий уровень – ребенок набрал 5-6 баллов, средний – 2-4 балла, низкий – 0-1 балл.

Задание 3. Построй по схеме 2D.

Материал для диагностики. Схемы 2D, кубики для постройки.

Ход обследования. Ребенку предлагается из кубиков построить небольшое сооружение по образцам, представленным на рис. 3.

 

Рисунок 3 – Схемы 2D построек для диагностического задания 3

 

Обработка результатов: За каждое правильно выполненное задание ребенок получал по 2 балла, если были ошибки – 1 балл, если у ребенка не получалось или он отказывался выполнять задание – 0 баллов.

Высокий уровень – ребенок набрал 3-4 баллов, средний – 1-2 балла, низкий – 0-1 балл.

Задание 4. Построй по условию

Материал для диагностики. Образец постройки из кубиков, кубики для постройки.

Ход обследования. Ребенку предлагается сконструировать сооружение по образцу (рис. 4), но выбрав фигуры одинаковые по форме, фигуры одинаковые по цвету.

Рисунок 4 – Образец постройки для диагностического задания 4

 

Обработка результатов: За каждое правильно выполненное задание ребенок получал по 2 балла, если были ошибки – 1 балл, если у ребенка не получалось или он отказывался выполнять задание – 0 баллов.

Высокий уровень – ребенок набрал 3-4 баллов, средний – 1-2 балла, низкий – 0-1 балл.

Задание 5. Смоделируй фигуры

Материал для диагностики. Детали фигур.

Ход обследования. Ребенку предлагаются изображения деталей (по 2 на каждую фигуру – см. рис. 5), которые необходимо мысленно соединить в фигуры и назвать их.

   

Рисунок 5 – Детали фигур для диагностического задания 5

 

Обработка результатов: За каждое правильно выполненное задание ребенок получал по 1 балла, если были ошибки – 0,5 балл, если у ребенка не получалось или он отказывался выполнять задание – 0 баллов.

Высокий уровень – ребенок набрал 3-4 баллов, средний – 1-2 балла, низкий – 0-1 балл.

Задание 6. Сконструируй котиков

Материал для диагностики. Детали геометрических фигур разного размера.

Ход обследования. Ребенку предлагается из геометрических фигур собрать семейку котиков – папу-кота, маму-кошку и котенка, подбираю соответствующие по размеру детали (рис. 6)

 

Рисунок 6 – Результаты диагностического задания 6

 

Обработка результатов: За каждое правильно выполненное задание ребенок получал по 2 балла, если были ошибки – 1 балл, если у ребенка не получалось или он отказывался выполнять задание – 0 баллов.

Высокий уровень – ребенок набрал 5-6 баллов, средний – 2-4 балла, низкий – 0-1 балл.

Задание 7. Определи детали

Материал для диагностики. Детали геометрических фигур, картинки с изображением кота и зайца.

Ход обследования. Ребенку предлагается, посмотрев на образцы изображений кота и зайца, выбрать необходимые для их создания фигуры из предложенных (рис.7).

Рисунок 7 – Изображения кота и зайца и их деталей

для диагностического задания 7

 

Обработка результатов: За каждое правильно выполненное задание ребенок получал по 2 балла, если были ошибки – 1 балл, если у ребенка не получалось или он отказывался выполнять задание – 0 баллов.

Высокий уровень – ребенок набрал 3-4 баллов, средний – 1-2 балла, низкий – 0-1 балл.

Задание 8. Сконструируй

Материал для диагностики. Треугольники различного размера.

Ход обследования. Ребенку предлагается сконструировать гриб, домик, птицу, елочку и т.п. Если в ходе работы воспитаннику не хватает какой-либо детали, педагог ему говорит: «Можно сделать по-другому. Подумай, как?».

Обработка результатов: За каждое правильно выполненное задание ребенок получал по 1 балла, если были ошибки – 0,5 балл, если у ребенка не получалось или он отказывался выполнять задание – 0 баллов.

  Высокий уровень – ребенок набрал 3-4 баллов, средний – 1-2 балла, низкий – 0-1 балл.

В ходе обследования необходимо создавать эмоционально-благоприятную обстановку в группе детей, которая направлена на проявление умения ориентироваться в пространстве. После обследования дети распределяются по уровням развития пространственного мышления, характеристика которых представлена в табл.1.

 

Таблица 1 – Дифференциация воспитанников средней группы по уровням пространственного мышления

Характеристика уровня пространственного мышления Особенности оперирования пространственными образами
Высокий Ребенок успешно выполняет все задачи, требующие оперирования образами разного типа. Проявляет при этом широту оперирования, т.е. находит проявление в свободном пользовании различными видами изображений. Одинаково легко меняют форму, величину, пространственное положение и структуру создаваемых образов. Пространственные преобразования в подавляющем большинстве осуществляются без опоры на изображение, чаще – в воображении.
Средний Ребенок выполняет только те задания, которые связаны с различными действиями на перемещение предмета и его частей в пространстве. Отображение формы и величины предмета в образе происходит без особых трудностей. Воспроизведения пространственных соотношений элементов предмета происходит менее успешно. Созданные образы достаточно подвижные, но не всегда имеют необходимую устойчивость и прочность. Во многих случаях создание образов происходит непоследовательно, ребенок вынужден иногда возвращаться к исходному материалу. Ребенок испытывает трудности там, где нужно осуществлять мысленные пространственные преобразования.
Низкий Ребенку посильны простые случаи перемещения частей предмета, такие как перестановка того или иного его элемента без изменения пространственной ориентации. Со значительными трудностями они выполняют операции мысленного вращения предмета или его частей. Создаваемые образы фрагментарны и малоподвижны. При оперировании образом ребенок придерживается системы ориентации в пространстве от фиксированной в себе точки отсчета (то есть от начальной позиции наблюдателя). Переход к новой системе ориентации, которая требует отсчета от любой заданной точки в пространстве, связан у него с преодолением значительных трудностей. Особые трудности возникают в тех случаях, где необходимо мысленно оперировать пространственными образами.

 

Таким образом, диагностическая работа позволит выявить наличие актуальных уровней развития пространственного мышления у детей среднего дошкольного возраста и затем, в дальнейшем, правильно и эффективно организовать работу с воспитанниками в этом направлении.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: