Методика «Определение активного словарного запаса»

Крылов Владислав ПНК-20

КАРТОТЕКА ДИАГНОСТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА:

МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

 

ВНИМАНИЕ

 

Методика “Изучение переключения внимания”

Цель: изучение и оценка способности к переключению внимания. Оборудование: таблица с числами черного и красного цветов от 1 до 12, написанными не по порядку; секундомер.

 

Порядок исследования. По сигналу исследователя испытуемый должен назвать и показать числа: а) черного цвета от 1 до 12; б) красного цвета от 12 до 1; в) черного цвета в возрастающем порядке, а красного - в убывающем (например,                1 - черная, 12 - красная, 2 - черная, 11 - красная и т.д.). Время опыта фиксируется с помощью секундомера.

Обработка и анализ результатов. Разность между временем, необходимым для завершения последнего задания, и суммой времени, затраченного на работу над первым и вторым, будет тем временем, которое испытуемый расходует на переключение внимания при переходе от одной деятельности к другой.

ПАМЯТЬ

 

Методика “Изучение логической и механической памяти”

 

Цель: исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.

Оборудование: два ряда слов (в первом ряду между словами существует смысловая связь, во втором ряду отсутствует), секундомер.

 

 

Первый ряд:                   Второй ряд:
кукла – играть снег – зима курица – яйцо ножницы – резать корова – молоко лошадь – сани книга – учитель бабочка – муха лампа – вечер щетка – зубы компас – клей синица – сестра жук – кресло колокольчик – стрела лейка – трамвай шляпа – пчела ботинки – самовар пила – яичница спичка – графин рыба – пожар

 

 

Порядок исследования. Ученику сообщают, что будут прочитаны пары слов, которые он должен запомнить. Экспериментатор читает испытуемому десять пар слов первого ряда (интервал между парой - пять секунд).

    После десятисекундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом десять секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда.

 

Аналогичная работа проводится со словами второго ряда.

Обработка и анализ результатов. Результаты исследования заносятся в следующую таблицу.

Таблица

Объем смысловой и механической памяти

Объем смысловой памяти

Объем механической памяти

Количество слов первого ряда (А) Количество запомнившихся слов (В) Коэффициент смысловой памяти C=B/A Количество слов второго ряда (А) Количество запомнившихся слов (В) Коэффициент механической памяти C=B/A
           

 

МЫШЛЕНИЕ

 

Методика “Простые аналогии”

 

Цель: исследование логичности и гибкости мышления.

Оборудование: бланк, в котором напечатаны два ряда слов по образцу.

1. Бежать стоять Кричать а) молчать, б) ползать, в) шуметь, г) звать, д) конюшня
2. Паровоз вагоны Конь а) конюх, б) лошадь, в) овес, г) телега, д) конюшня
3. Нога сапог Глаза а) голова, б) очки, в) слезы, г) зрение, д) нос
4. Коровы стадо Деревья а) лес, б) овцы, в) охотник, г) стая, д) хищник
5. Малина ягода Математика а) книга, б) стол, в) парта, г) тетради, д) мел
6. Рожь поле Яблоня а) садовник, б) забор, в) яблоки, г) сад, д) листья
7. Театр зритель Библиотека а) полки, б) книги, в) читатель, г) библиотекарь, д) сторож
8. Пароход пристань Поезд а) рельсы, б) вокзал, в) земля, г) пассажир, д) шпалы
9. Смородина ягода Кастрюля а) плита, б) суп, в) ложка, г) посуда, д) повар
10. Болезнь лечить Телевизор а) включить, б) ставить, в) ремонтировать, г) квартира, д) мастер
11. Дом этажи Лестница а) жители, б) ступеньки, в) каменный

Порядок исследования. Ученик изучает пару слов, размещенных слева, устанавливая между ними логическую связь, а затем по аналогии строит пару справа, выбирая из предложенных нужное понятие. Если ученик не может понять, как это делается, одну пару слов можно разобрать вместе с ним.

Обработка и анализ результатов. О высоком уровне логики мышления свидетельствуют восемь-десять правильных ответов, о хорошем 6-7 ответов, о достаточном - 4-5, о низком - менее чем 5.

 

ВООБРАЖЕНИЕ

 

Методика “Дорисовывание фигур”

Цель: изучение оригинальности решения задач на воображение.

Оборудование: набор из двадцати карточек с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой, кружок-голова с двумя ушами и т.д., простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т.д.), цветные карандаши, бумага.

 

Порядок исследования. Ученику необходимо дорисовать каждую их фигур так, чтобы получилась красивая картинка.

Обработка и анализ результатов. Количественная оценка степени оригинальности производится подсчетом количества изображений, которые не повторялись у ребенка и не повторялись ни у кого из детей группы. Одинаковыми считаются те рисунки, в которых разные эталонные фигуры превращались в один и тот же элемент рисунка.

    Подсчитанный коэффициент оригинальности соотносят с одним из шести типов решения задачи на воображение.

Нулевой тип - характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием заданного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование).

1 тип - ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта (дерево), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей.

2 тип - также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями.

3 тип - изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой- нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку).

4 тип - ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (девочка гуляет с собакой). 5 тип - заданная фигура используется качественно по-новому.

Если в 1-4 типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребенок (кружок-голова), то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов для создания образа воображения (треугольник уже не крыша, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину).

ВОСПРИЯТИЕ

Методика «Эталоны»


Цель:
Методика нацелена на диагностику уровня развития восприятия и содержит задачи, требующие соотнесения формы предметов с заданными образцами (эталонами). Детям предлагается отметить изображения предметов, соответствующие каждому эталону.

Оборудование: Тетрадь из 4 страниц, на каждой из которых расположены 16 картинок, изображающих различные предметы, а также фигурки-эталоны, которые должны быть использованы ребенком для анализа форм предметов, нарисованных на картинках.

 

        

Наборы картинок на всех страницах одинаковые, но на каждой странице под картинками изображена лишь одна из следующих четырех фигур - эталонов:

 

Порядок исследования. Детям даются тетрадки и говорится: «Рассмотрите внимательно на этой странице все картинки (столбик за столбиком) и фигурку под ними. Выберите те картинки, которые больше всего похожи на эту фигурку, и поставьте под такими картинками крестики. Когда вы отметите все картинки, похожие на фигурку, переверните страницу и на следующей странице тоже отметьте картинки, которые похожи уже на другую фигурку, на ту, которая нарисована под ними. Так вы должны отметить фигурки на всех четырех страницах».
Во время выполнения задания необходимо обратить внимание детей на анализ формы фигурок-эталонов, чтобы избежать случайного выбора картинок. («Внимательно смотрите на фигурку под картинками».)

Обработка и анализ результатов.
Правильно отмеченные картинки:

- грибок, чашка, месяц, шляпа
- коляска, стул, сапоги, кресло
- морковь, пирамидка, листок, ёлка
- лампа, матрёшка, груша, снеговик

    Максимальный балл (по всем 4 страницам) - 32 балла. Ошибками считаются неправильно отмеченная картинка и неотмеченная нужная картинка. Реальный балл равен разности между максимальным баллом и количеством ошибок (за каждую ошибку вычитается 1 балл).

Уровни развития восприятия:
32-27 баллов - высокий
26-20 баллов - средний
от 19 и ниже - низкий

1 тип. Дети с синкретической ориентировкой. На основе выделения одной детали или, наоборот, без учета характерных деталей контура дети ошибочно относят весь предмет в целом к какому-либо из эталонов. Так, например, изображения гитары или груши относятся к эталону, имеющему форму угла, на основании одной детали — выемки сбоку. Или, наоборот, гитара относится к эталону конусообразной формы на основании общего направления линии контура, без учета характерных деталей.                                                                                                                                            

2 тип. Дети со смешанной ориентировкой, которая меняется в зависимости от сложности объекта. Простые объекты, детали которых находятся внутри общего контура (например, ботинок, голова собаки), дети безошибочно относят к нужному эталону. При анализе объектов с выступающими за контур деталями (например, корзинка с ручкой) проявляется синкретический тип ориентировки.                                                                                                                                                          

3 тип. Дети с адекватной ориентировкой: при анализе формы предмета они ориентируются на соотношение общего контура и отдельных деталей, что позволяет им безошибочно сопоставить предмет с эталоном. Дети с таким типом ориентировки могут допустить лишь 1-2 случайные ошибки.








РЕЧЬ

Методика «Определение активного словарного запаса»

Цель: Методика предназначается для определения активного словарного запаса ребенка.

Оборудование: Рисунок.Примерная картинка к методике, предназначенной для определения активного словарного запаса ребѐнка младшего школьного возраста:

Порядок исследования. Ребенку предлагается любая картинка, на которой изображены люди и различные предметы (например, такая, которая изображена на рис. ниже). Его просят в течение 5 минут как можно подробнее рассказать о том, что изображено и что происходит на этой картинке.

Обработка и анализ результатов.  Речь ребенка фиксируется в специальном протоколе, форма которого приводится в таблице, и затем анализируется.

 

Фиксируемые признаки речи Частота употребления этих признаков ребёнком
1 Существительные  
2 Глаголы  
3 Причастия  
4 Деепричастия  
5 Прилагательные в начальной форме  
6 Прилагательные в сравнительной степени  
7 Прилагательные в превосходной степени  
8 Союзы  
9 Предлоги  
10 Частицы  
11 Однородные члены предложения  
12 Сложные предложения с союзами типа «и», «а», «но», «да», «или» и др.    
13 Сложные предложения, соединѐнные подчинительными союзами типа: «который», «потому что», «так как» и др.  
14 Вводные конструкции, начинающиеся со слов «во-первых», «по моему мнению», «я думаю», «мне кажется» и т.п.  

          

В этом протоколе отмечается частота употребления ребенком различных частей речи, сложных предложений с союзами и вводных конструкций, что свидетельствует об уровне развития его речи. Во время проведения психодиагностического эксперимента все эти признаки, включенные в форму протокола, отмечаются в его правой части.

Анализ результатов

10 баллов ребенок получает в том случае, если в его речи (рассказе по картинке) встречаются не менее 10 из перечисленных в протоколе признаков.

В 8-9 баллов его речь оценивается тогда, когда в ней обнаруживается не менее 8-9 разных протокольных признаков.

6-7 баллов за свою речь ребенок зарабатывает при наличии 6-7 разных признаков.

Оценка в 4-5 баллов ему дается за присутствие в речи 4-5 разных признаков.

2-3 балла — в речи присутствуют 2-3 признака.

0-1 балл — рассказа нет или в нем имеются 1-2 слова, представляющие собой одну-единственную часть речи.

Выводы об уровне развития:

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: