Что услышали в музыке?

Дистанционное занятие                                                                                               по музыкальному искусству                                                                                     в 5-А классе 14.04.2020г.                                                                                     Тема 2. (8 часов) «Можем ли мы услышать живопись?»

Урок Тема Содержание Слушание Исполнение
  №26 Музыка на мольберте     Стилевое многообразие музыки 20 века.Выявление многосторонних связей музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника-композитора М.Чюрлениса.   М.Чюрленис. Симфоническая поэма «Море» (фрагменты) file:///C:/Users/Наташа/Desktop/M.K.CHyurlyonis_-_Simfonicheskaya_poema_More_(iPleer.com).mp3    Повторять песни: Г.Струве «Я хочу увидеть музыку» file:///C:/Users/Наташа/Downloads/G._Struve_-_YA_hochu_uslyshat_muzyku_(iPleer.com).mp3              А.Зацепин – М.Пляцковский «Ты слышишь, море!» file:///C:/Users/Наташа/Desktop/Александр%20Долинский%20-%20Ты%20слышишь,%20море%20(А.Зацепин%20—%20М.Пляцковский)%20(www.hotplayer.ru).mp3   

Работа по теме.

Краткая справка о художнике и композиторе.

- Родился Микалоюс на юге Литвы в Варене 22 сентября 1875 года. Детские годы прошли в живописнейшей местности Друскининкай, где отец служил органистом в костёле. Первые уроки музыки Чюрлёнис получает от отца, и к семи годам свободно музицирует. С детских лет он глубоко чувствует красоту литовской природы, полную нежных красок, все её разнообразные оттенки. В восемнадцать лет Чюрлёнис поступает в консерваторию в Варшаве, учится по классу композиции и фортепиано, оканчивает с отличием в 1899 году.

Симфоническая поэма «В лесу» (1901г.) – первое большое сочинение. По жанру это пейзажная картина, лирической темой которой является жизнь литовской природы.

В 1901 году Чюрлёнис поступает в Лейпцигскую консерваторию. В эти годы сочиняет полифонические пьесы, начинает заниматься живописью. Переход к живописи произошел у Чюрлёниса в силу творческих склонностей, проявлявшихся в ранней юности. Он был одинаково способным к музыке, к живописи и выражал себя в разное время с разной интенсивностью в этих областях.

Первые картины написаны в 1903 году – «Музыка леса», триптих «Рекс». Картина «Музыка леса» напоминает нам о симфонической поэме «В лесу». Образы картины рождены простейшими литературно-поэтическими сравнениями: шум в лесу – музыка; прямые стволы сосен – струны; летящий мимо деревьев ветер – музыкант, который колеблет звучащие струны.

В начале 20-го века утверждался принцип взаимопроникновения и взаимодействия искусств, стала характерной тенденция к расширению традиционно замкнутых границ видов и жанров. В 1904 году в Варшаве открывается Школа изящных искусств, куда и поступает Чюрлёнис. Преподавание в школе резко отличалось от принятых академических традиций. Учащимся предлагалось заниматься не столько детализацией изображения, сколько передачей настроения, характера, движения живой натуры.

Путешествие на Кавказ принесло художнику много новых впечатлений и дало толчок его художественному сознанию. Чюрлёнис часами сидел у моря и рисовал. Результатом стали симфоническая поэма «Море» и циклы картин «Сотворение мира», «Знаки Зодиака». В этот период композитор пишет фортепианные пьесы, записывает и обрабатывает литовские народные мелодии. В Вильнюсе и Каунасе выставляются картины Чюрлёниса, среди них циклы, посвященные временам года («Весна», «Лето», «Осень») и первые живописные сонаты – «Соната Солнца», «Соната Весны». В 1909 году художник переезжает в Петербург, становится участником выставок, получает признание среди авторитетных искусствоведов того времени, как огромный, оригинальный талант. 10 апреля тяжелая болезнь сводит в могилу выдающегося художника и музыканта, не дожившего до 35 лет.

После кончины художника устраиваются выставки его работ в Москве, Вильнюсе, Петербурге; его картины выставляются на второй международной выставке импрессионистов в Лондоне. На концертах начинают играть его музыку, о нем пишут статьи и книги.

Работа по картинам.

- Чюрлёнис глубже, чем кто-либо другой, чувствовал музыку в природе, и поэтому ритмический, симфонический и вообще музыкальный момент выражен в его картинах с большим мастерством и силой. В своё время много было сказано и написано о том, что художник своими картинами хотел выразить музыку, а красками стремился передать музыкальные звуки.

Картина «Соната моря»- «Аллегро».                                                                                      

Через всю картину проходят светлые, гармоничные тона. Искусствовед Генрих Альтшуллер так рассказывает о картине М.К.Чюрлёниса: «На первой картине, на одном пространстве – три картины. Первая – вид на побережье с высоты птичьего полета; виден берег, видны дальние холмы, деревья на этих холмах – очень маленькие с большой высоты. Вторая – глазами человека, зашедшего у берега в воду; на расстоянии вытянутой руки – волны, тени птиц, силуэты рыб, плавающих у побережья. Это совсем другой взгляд на тот же участок моря и берега. И третья картина – подсистемы моря. Море состоит из капелек, и по всей картине идут желтые капли моря.

Картина, особенно не на репродукции, а в натуре, она потрясающа. Система обладает свойствами, которые не имеют ее части. Вроде, все просто в отдельности, а результат магический, чарующий. Меня удивило, почему капельки желтые. Потом в Каунасе я общался с музыковедами, литературоведами, художниками, и неизменно задавал этот вопрос. «Знаете, балтийское побережье – это янтарное побережье, это от янтаря».

 

Вторая картина «Сонаты моря» - «Анданте».

Картина пронизана мягким сиянием двух солнечных светил. Они, как две манящие звезды, приковывают к себе внимание зрителя. В центре картины – затонувший корабль на ладони морского царя. Состояние покоя художник передает пастельными красками.

 

Третья картина «Сонаты моря» - «Финал».

Вздымающаяся огромная волна развернута как гигантская пасть какого-то чудовища. Чюрлёнис заставил ее как бы окаменеть. Он заставил окаменеть и пену. И получился новый художественный эффект: не пенные когти, а тяжелые, грубые, гигантские куски застывшей лавы сейчас обрушатся на человека. У подножия громадной волны – маленькие кораблики. На фоне волны видны четкие инициалы художника: «М К», как символ победы человека и творца над силами природы.                                                               Во время звучания произведения, а оно будет длиться около 6 минут, вы можете делать пометки, которые вам пригодятся при ответе.                                                                       В данной симфонической поэме мы видим слияние 3 видов искусства, каких? (музыка, литература, живопись).

Мы узнали, что музыкальные сочинения литовского композитора и художника Микалоюса Чюрлениса живописны, а картины – музыкальны.

Творчество М.К.Чюрлёниса – это уникальное явление в истории литовского и мирового искусства. Очень чуткий и яркий художник умел и находил точки соприкосновения живописи и музыки.

Наш урок я хотела бы закончить словами самого композитора: «Великое, могучее, прекрасное море! Ночью смотрят на тебя полмира, далекие солнца погружают в твои глубины свой мерцающий, таинственный, сонный взгляд, а ты, вечный король великанов, дышишь спокойно и тихо, знаешь, что ты одно есть, и над тобой нет королей».

  Задание:                                                                                                            1.Отгадайте загадку:

«Стоит за кульманом чертежник.

А перед чем стоит художник?»                                                                                                                   2.В музыкальный словарь выписать значение слов: аллегро, анданте,финал.

Что услышали в музыке?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: