Общая характеристика скоростно-силовых качеств

 Благодаря современным исследователям, посвященных развитию физических способностей спортсменов, к тренировочному процессу стали подходить с научной точки зрения. Особый интерес вызывает исследования о взаимосвязи силы мышечного сокращения и развиваемой скоростью. Эти физические качества напрямую связаны со скоростно-силовыми качествами спортсмена.

 Скоростно-силовые способности - это способности человека к проявлению предельно возможных усилий в кратчайший промежуток времени при оптимальной амплитуде движений. Часто в литературе скоростно-силовые способности сравнивают с «взрывной силой». В основе «взрывной силы» лежат функциональные свойства нервно-мышечной системы. Они позволяют совершать действия с максимальной быстротой действия.

Также скоростно-силовые качества зависят от абсолютной силы мышц, проявляемой при придельном их напряжении без ограничения времени. Для развития скоростно-силовых качеств требуется выполнение упражнений в максимальном темпе. Необходимо создать условия, которые требуют сочетания силового напряжения с проявлением силовых качеств. Таким образом, степень проявления скоростно-силовых качеств спринтера зависит не только от величины мышечной силы, но также от способности спортсмена к высокой мобилизации функциональных возможностей организма.

 Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. К элементарным формам относятся быстрота двигательных реакций, скорость выполнения одного движения, частота движений (темп).

Двигательная реакцией начинается с восприятия информации, которая побуждает к действию (например, стартовый сигнал) и заканчивается с началом ответных действий – стартовых, либо начинающихся в порядке переключения от одного действия к другому. Быстрота реакции определяется по так называемому латентному периоду реакции — временному отрезку от момента появления сигнала до момента начала движения.

 Принято подразделять двигательную реакцию на два типа: простую и сложную. Простая двигательная реакция - это ответ заранее обусловленным двигательным действием на заранее обусловленный, но внезапно появляющийся сигнал (зрительный, слуховой, тактильный). Время простой реакции у взрослых, как правило, не превышает 0,3 секунды, у спортсменов же данный показатель варьируется от 0,15 до 0,2 секунды.  Сложные двигательные реакции более характерны для игровых видов спорта, где происходит постоянная и внезапная смена ситуации действий. Скорость отдельных движений – это временной интервал, затраченный на выполнение одного движения. Быстрота является решающим фактором во многих видах спорта. Она измеряется скоростью отдельных движений и частотой их повторения. Скорость отдельных движений обусловлена подвижностью нервных процессов, а также сократительными свойствами мышечного аппарата.

Частота движений или темп – это число движений за единицу времени. Максимальная частота движений зависит от скорости перехода двигательных центров из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно, то есть она зависит от изменчивости нервных процессов.

Формы проявления скоростных способностей выступают в различных сочетаниях и в совокупности с другими физическими качествами и техническими действиями: быстрота выполнения целостных двигательных действий, способность как можно быстрее набрать максимальную скорость и способность длительно поддерживать ее. Как уже отмечалось ранее, для улучшения стартовых показателей и самого бега, спортсмену необходимо обладать немалыми силовыми качествами.

Сила - это физическая способность человека преодолевать внешнее сопротивление. Благодаря мышечным усилиям, напряжению человек способен справится с сопротивлением.

Выделяют следующие виды проявления физической силы: собственно силовая сила (абсолютная и относительная), скоростно-силовые качества (взрывная и скоростная), силовая выносливость. Абсолютная сила человека нужна ему для определения наибольшего сопротивления, она развивается как в динамическом, так и статическом режиме. Относительная сила - это величина силы, приходящаяся на 1 кг веса спортсмена. Данный показатель помогает сравнивать силовую подготовленность различных спортсменов. Взрывная сила – это способность человека прилагать наибольшее усилие за меньший отрезок времени. Скоростная сила - это способность спортсмена с возможно большей скоростью преодолевать умеренное сопротивление. Силовая выносливость - это способность как можно более эффективно преодолевать длительные мышечные напряжения.

 Рассмотрев основные понятия скорости и силы, обратимся к упражнениям, которые помогают спортсмену развить данные качества для достижения наилучшего результата.

 Существует три основных группы упражнений:

1. Упражнения, направленные на преодоление собственного веса тела. К таким упражнениям можно отнести легкоатлетические прыжковые упражнения, гимнастические силовые упражнения, упражнения с преодолением препятствий. Эти упражнения используются для развития максимальной силы на начальных этапах силовой подготовки. Конкретно прыжковые упражнения эффективны для развития взрывной и скоростной силы.

 2. Упражнения с дополнительным отягощением. Отличием от предыдущих упражнений является то, что все эти же упражнения необходимо выполнять с отягощением. К отягощениям можно отнести набивные мячи, гантели, штанги, ремни и жилет и пр. В данных упражнениях можно точно дозировать величину отягощения в соответствии с индивидуальными возможностями человека.

 3. Упражнения, связанные с преодолением сопротивления внешней среды. Данные упражнения дают возможность развивать силу в условиях максимально приближенных к специализированной двигательной деятельности. Например, выполнять беговые упражнения на нестандартном покрытие (песок, снег, в гору и т.д.).

Основной задачей, которая решается комплексом упражнений скоростно-силовой подготовки является развитие быстроты движений и силы определенной группы мышц. Решения данной задачи осуществляется по трем направлениям: скоростному, скоростно-силовому и силовому.

Для развития и совершенствования скоростных качеств в тренировочном процессе чаще всего прибегают к упражнениям первой группы, которые направлены на преодоление собственного веса, а также включают упражнения, выполняемые в облегченных условиях. К этому же направлению можно отнести методы, направленные на развитие быстроты двигательной реакции (простой и сложной).

Основой методике является повторное выполнение движений при увеличении частоты выполнения, при этом стоит избегать перенапряжение.

Скоростно-силовое направление предполагает развитие скорости движения вместе с развитием силы определенной группы мышц. Упражнения рекомендуется выполнять в максимальном темпе, то есть в таких условиях, которые требуют сочетания силовых напряжений с проявлением силовых качеств. Упражнения второй и третьей группы, где используются отягощения и сопротивление внешних условий среды хорошо справляются с данной задачей.

В скоростно-силовой подготовке позитивный эффект дают упражнения, направленные на развитие «прыгучести». Некоторые исследователи предлагают в стандартную программу физической подготовки добавлять прыжковую нагрузку для развития суставно-связочного и мышечного аппаратов. Благодаря развитой межмышечной координации достигается максимальная синхронизация двигательных мышц, участвующих в прыжке. Несмотря на то, что такое качество как прыгучесть является врожденной способностью человека, при специально подобранных упражнениях можно добиться значительного прироста данного показателя у постоянно тренирующихся спортсменов, что положительно сказывается на развитие скоростно-силовых качествах. Но это возможно лишь при правильном подборе средств и методов тренировки, в соответствии с возрастными и половыми особенностями занимающихся.

Благодаря изучению и проводимым исследованиям специалисты приходят к мнению, что в раннем школьном возрасте и далее в юношеском стоит уделять огромное внимание развитию скоростно-силовых качеств. Этому способствует особенности физико-анатомического развития детей. К 14-15 годам организм ребенка уже имеет схожую физиологию со взрослым спортсменом. Его двигательные качества успешно поддаются тренировке, что позволяет достичь определенных результатов в развитие скоростно-силовых качеств, выносливости. На этапах начальной специализации упражнения на развитие силы должны быть кратковременными, исключать длительное напряжение. Воспитание силовых качеств предусматривает комплекс общеразвивающих упражнений с небольшим отягощением, не превышающим треть от собственного веса. Силовая составляющая проявляется через двигательную деятельность.

Разные факторы (пол, возраст, индивидуальные особенности) влияют на проявление силы, вклад которых в каждом конкретном случае меняется в зависимости от конкретных двигательных действий. Биохимические и физиологические факторы играют не последнюю роль в формирование силовых качеств.

Результативность выступления спортсмена в беге на короткие дистанции во многом предопределяется скоростно-силовым потенциалом мышечных групп, осуществляющих движение ног. Измерения проводятся на специальном полидинамическом стенде, позволяющем зарегистрировать максимальные значения силы для определения мышечной группы.

Силовую подготовленность спортсмена обычно представляют в относительных единицах, т.е. максимальное значение силы делят на массу спортсмена. Для практики более важно не абсолютное значение силы, а характер ее развития в короткие промежутки времени. В качестве информативного показателя оценки скоростно-силовых возможностей бегунов на короткие дистанции используется значение импульса силы за 0,1 сек., т. е. значение прироста силы в самый короткий период времени.

Анализируя все выше сказанное, можно сделать вывод, что для достижения значительных результатов в развитие скоростно-силовых качеств необходимо в подготовку спортсмена включать разнообразные средства и приемы, направленные на развитие способности занимающегося преодолевать значительные внешние сопротивления при максимально быстрых движениях.

Тренер при составлении набора упражнений должен опираться на способности и уровень физического развития атлета, чтобы достичь успеха в воспитание скоростно-силовых качеств в различных соотношениях проявления силы и быстроты. Для определения эффективности упражнений рекомендуется выполнение контрольных заданий, которые предусматривают многократное изменение показателей: время, расстояние, вес, число повторений и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: