Принципы публичного выступления.
1. Определите цель вашего выступления. Завершите предложение: «Когда я закончу говорить, аудитория…»
2. Что вы знаете об аудитории? Как вы собираетесь воспользоваться особенностями аудитории ради своей цели и как вы собираетесь преодолеть то, что может послужить помехой для вас?
3. С помощью метода «мозгового штурма» выработайте идеи своего выступления и отработайте те моменты, на которых вы хотели бы остановиться. Попробуйте составить «карту идей». На большом листе бумаги в центре напишите цель вашего выступления, затем напишите центральные идеи в том порядке, в каком вы о них думаете, отмечая их на лучах, исходящих от центра по всем направлениям.
4. Объедините ряд близких идей в группы. Соедините эти группы стрелками. Хорошая речь, как правило, состоит из трех-пяти частей. Если у вас получилось их больше, то вы или очень много хотите сказать, или не до конца сгруппировали идеи.
5. Создайте структуру вашего выступления.
6. Напишите тезисы своего выступления.
|
|
7. Какие из пунктов могут быть усилены или упрощены с помощью визуальных средств. Отметьтепункты для презентации.
8. Напишите выступление. Как вы привлечете внимание аудитории? Как вы вызовите интерес к своему выступлению? Что вы хотите сказать о цели своего выступления? У вас 20 секунд на то, чтобы ответить на вопрос каждого сидящего перед вами: «С какой стати я должен тебя слушать?»
9. Напишите заключение. В заключении необходимо вернуться к цели вашего выступления.
10. Подготовьтесь к обсуждению и ответам на вопросы.
Шесть способов организации выступления.
1. Хронологический способ. Расположите свои идеи в хронологической последовательности: «В прошлом мы делали А, теперь Б, но вскоре будем способны сделать В».
2. Тематический способ. Сгруппируйте идеи согласно основным логическим подразделам своего выступления и ответьте на вопросы: КТО, ЧТО, ГДЕ, КОГДА, КАК, ПОЧЕМУ?
3. Пространственный способ. Отобразите в виде структуры свои идеи и способы их применения.
4. Способ выделения решающей проблемы. Определите проблему, историю ее появления, основные причины и предложите ее решение.
5. Причинно-следственный способ. Представьте в деталях причины данных условий или ситуации и опишите их основные последствия или эффекты.
6. Способ сравнительной оценки выгоды. Покажите, что предложенная вами программа или проект принесет большую выгоду по сравнению с другими.
Подготовка презентации
Для защиты итоговой аттестационной работы необходимо подготовить ПРЕЗЕНТАЦИЮ. Презентация и вообще публичные выступления – это искусство. Которому, впрочем, можно и нужно учиться.
|
|
Этапы подготовки – это ответы на вопросы:
- Какие основные идеи вашей работы должны быть подкреплены презентацией?
- Какими аргументами вы будете поддерживать свои основные идеи: аргументы достижения; аргументы избегания (риски), аргументы подражания (взяли за основу… чей-то опыт, точку зрения)?
- Знаете ли вы принципы и структуру презентации?
Принципы презентации
Принцип первый: «1=40». На одном слайде не больше 40 слов
Принцип второй: «Все, что можно заменить символами, нужно заменить»
Принцип третий: «20=7». На двадцать минут презентации должно приходится не более семи слайдов.
Принцип четвертый: «3+3». На одном слайде не использовать более трех шрифтов и более трех цветов.
Принцип пятый: шрифт без засечек воспринимается легче (Times New Roman – с засечками, а Arial – без засечек)
Принцип шестой: Не дублировать информацию на слайдах, она должна быть поясняющей Вашу речь
Структура презентации
• Вступление (прелюдия, завязка, интрига и т.п.)
• Основная часть (развитие темы)
• Заключение (обобщение, выделение главного)
Сократ сказал, что «структура публичной речи проста: сначала скажи, о чем ты собираешься рассказать, затем расскажи это, затем скажи, о чем ты сейчас рассказал»
Презентация педагогического исследования.
Каждое исследование должно завершаться получением какого-либо продукта. Презентовать его можно в различных формах: защита на конференции, деловая игра, демонстрация видеофильма, игра с залом, др.
Презентация предназначена для демонстрации полученного результата, а не для рассказа о процессе работы над итоговой аттестационной работой. Одна из распространенных и удобных форм презентации – устная защита с одновременной демонстрацией иллюстративного материала в формате Power Point. Он предоставляет мощный набор современных средств по комплектованию и оформлению демонстрационных материалов, необходимых для представления докладчиком заданной темы аудитории.
Презентация Power Point – это набор слайдов и спецэффектов, раздаточные материалы, конспект и план доклада, хранящиеся в одном файле.
Перед созданием презентации необходимо провести серьезную подготовительную работу. Причем, чем тщательнее будет подготовлен доклад и отобраны различные текстовые, графические и др. материалы, тем быстрее и качественнее будет создана презентация. Структура презентации обычно зависит от исходного текстового материала, прежде чем создавать презентацию, необходимо подготовить и окончательно отредактировать текст доклада, который должен сопровождаться последовательностью слайдов. Необходимо также заранее найти и отобрать графический, видео-аудиоматериал. Лучше графические изображения сразу распределить по папкам. В качестве имен папок лучше использовать «Слайд 1», «Слайд 2», «Слайд...» и т.д. После такого распределения графики по папкам в процессе создания презентации очень удобно будет находить необходимую уже заранее отобранную папку.
Количество слайдов в презентации рассчитывают исходя из времени предоставляемого на представление доклада. Презентация состоит не более чем из 20 слайдов. Презентация может состоять из следующих частей:
1. Титульный слайд
2. Вступление (1-2 слайда)
3. Аппарат исследования (2-3 слайда)
4. Результаты исследования (8-12 слайдов)
5. Заключение (1-2 слайда)
Размещаемый на первом слайде текст обычно строго регламентирован. На титульном листе обычно содержится: наименование название учебного заведения; тема работы; название вида работы, фамилия и инициалы автора.
Оформление презентации
Возможности | Рекомендации |
1. Стиль | - соблюдать единый стиль оформления, использовать не более 3-х стилей; - избегать стилей, которые будут отвлекать от самой презентации; - вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями). |
2. Фон | предпочтительным является использование холодных тонов. |
3. Использование цвета | - на одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста; - для фона и текста использовать контрастные цвета; - обратить внимание на цвет гиперссылок (до и после использования). |
4. Анимационные эффекты | - использовать возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде; - не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде. |
5. Заголовки | - использовать одинаковый цвет, размер, кегль, выравнивание, межсимвольный и межстрочный интервал заголовок слайда можно повторить, если следующий слайд по содержанию продолжает текущий; - не ставить точку в конце заголовков и последнего предложения на слайде. |
6. Графический материал | - использовать контрастную графику – для легкости восприятия; - следить за качеством изображения: количество цветов, - сжатие, пропорции, все детали иллюстрации должны быть отчётливо видны. |
7. Виды слайдов | Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: - с текстом; - с таблицами; - с диаграммами. |
|
|
Представление информации
1. Содержание информации | - использовать короткие слова и предложения; - минимизировать количество предлогов, наречий, прилагательных заголовки должны привлекать внимание аудитории. |
2. Расположение информации на странице | - количество строк текста ограничено: - не более 10 строк на одном слайде; - предпочтительно горизонтальное расположение информации; - наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана; - надписи располагаются под рисунками. |
3. Шрифты | Размер шрифта основного текста должен определяться шириной и высотой экрана – он должен отлично читаться с любого места помещения, в котором демонстрируется презентация: - для заголовков размер в 24 –32 пункта будет оптимальным; - для информации не менее 18, если материал не помещается на один слайд, лучше разбить его на две части, чем уменьшать размер шрифта; - шрифт для текста и заголовков следует выбирать без засечек (например, Arial), чтобы он лучше читался; - нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации; - для выделения информации следует использовать полужирный шрифт, реже курсив или подчеркивание; - нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных). |
4. Способы выделения информации | Следует использовать: - рамки, границы, заливку; - штриховку, стрелки; - рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов. |
5. Объем информации | - необходим средний объем информации: слушатели могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений; - для достижения эффективности ключевые пункты целесообразно располагать каждый на отдельном слайде. |
|
|