Работа с трудными детьми

Методические рекомендации по предупреждению или коррекции школьной и социальной дезадаптации детей

Выполнила:

студентка II курса группы СДО-26

Садыкова Далия Фануровна

 

г.Стерлитамак, 2020

Исследуя явление дезадаптации, Беличева С.А. разводит понятия «педагогическая запущенность» и «социальная запущенность». Первая рассматривается ею как частичная социальная дезадаптация, проявляющаяся в основном в условиях учебно-воспитательного процесса, а вторая – как полная социальная дезадаптация, характеризующаяся более широким уровнем развития профессиональных намерений и ориентаций, полезных интересов, знаний, навыков, более активным сопротивлением педагогическим требованиям.

Прежде всего поговорим о то, что такое педагогическая запущенность.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАПУЩЕННОСТЬ – стойкое, отчетливо выраженное искажение нравственных последствий, невоспитанность чувств и навыков поведения, несоблюдение требований школьного коллектива и педагогов и недостатки учебно-воспитательного процесса.

Педагогическая запущенность формируется под влиянием педагогических причин, когда педагогическое руководство формирует у ребенка искаженное представление о себе, своих возможностях, человеческих отношений и деятельности, что побуждает его вести себя вразрез с требованиями взрослых. Т.е. это здоровый, потенциально полноценный ребенок, но недостаточно обученный, воспитанный и развитый человек.

Причины педагогической запущенности могут быть разные:

· Связанные со школой:

1. проявление профессиональной некомпетентности. Признаками такой педагогической запущенности могут быть:

а) поспешные выводы о человеческих качествах учеников (часто отрицательные характеристики);

б) злоупотребление словесными методами воздействия (угрозы, наказания, Оскорбления);

в) жалобы родителям, что создает конфликтные ситуации в отношениях родителей и ребенка

г) нервозность, раздражение. Отвержение по отношению к ребенку

2. Недоброжелательное отношение к ученику (в том числе и равнодушное), его благополучию, самочувствию, успешности. Признаками такой педагогической запущенности часто бывает

А) стремление снять с себя ответственность за неуспеваемость, отсутствие дисциплины

Б) высказывания отрицательного характера в адрес ребенка и родителей

В) репрессивные методы воздействия

Задача социального педагога в преодолении педагогической запущенности – занимать активную позицию:

1. «Бить тревогу», вносить предложения по мерам профилактики и нейтрализации педагогической запущенности, доказывая их целесообразность на уровне:

– администрации;

- педагогического совета;

- МО классных руководителей;

- отдельных педагогов,

2. Способствовать оздоровлению психологического климата в школе.:

- путем проведения социально-педагогических исследований эмоционального благополучия на уроке, степенью удовлетворенности жизнью детей в классе, школе (совместно с классными руководителями);

- вместе с педагогами обсуждать результаты исследований, вносить предложения по оздоровлению обстановки.
3. Налаживать контакты с педагогами, побуждать их к анализу ситуации и самоанализу.

4. Искать пути преодоления педагогической запущенность в школе

5. Отстаивать права, интересы педагогически запущенных детей школы.:

 

Способы нейтрализации:

1.Ранняя профилактика ошибок семейного воспитания.

2.Родительский всеобуч.

3.Группа родительской взаимопомощи

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАПУЩЕННОСТЬ:


Работа с трудными детьми.

Трудные дети – категория детей, демонстрирующих явные отклонения в личном развитии. Отнесение ребенка к данной категории осуществляется, как правило, по внешним проявлениям его индивидуальности – психологических особенностей, служащих препятствием для нормального протекания учебно-воспитательного процесса. Причины нарушения характера и поведения ребенка весьма разнообразны. Оценка как «трудного» отражает преимущественно мнение о нем педагогов и родителей, а не его конкретные психофизиологические характеристики.

· Ну и наконец работа с детьми «группы риска». Дети «группы риска» - это незащищенные и незрелые в силу возраста граждане, оказавшиеся в неблагоприятных условиях содержания, воспитания и развития. Эти условия отражаются на процессе социализации личности и влекут за собой неблагоприятные последствия как для личности, так и для общества в целом.

Неблагоприятные последствия для личности:

Потеря здоровья, жизни, успешности, благополучия и, как следствие, дезадаптация в обществе.

Неблагоприятные последствия для общества – антисоциальные проявления граждан:

- корыстного типа (кражи, хищения, мошенничество и т.д.)

- агрессивного типа (оскорбления, хулиганство, побои, изнасилование, убийство)

- социально-пассивного типа (бродяжничество, уклонение от работы, учебы, алкоголизм, наркомания и т.д.

Основными направлениями работы социального педагога с детьми по профилактике школьной дезадаптации социальной и педагогической запущенности являются:

- самое главное – сопровождение воспитанника до устойчивых положительных результатов.

- учет всех детей школьного возраста, изучение их социального положения и условий жизни, предупреждение отсева;

- изучение проблем социальной жизни учащихся, причин их возникновения и разрешения этих проблем;

- осуществление мер по социальной защите учет педагогически и социально неблагополучных семей, их социальный надзор и патронаж

- осуществление системы мер по предупреждению и устранению прямых и косвенных десоциализирующих влияний социума, создание условий, компенсирующих негативный опыт социализации, социально-педагогическая профилактика и реабилитация учащихся, имеющих социальные проблемы.

Отсюда можно сказать, что решая вопросы по профилактике школьной дезадаптации педагогической и социальной запущенности в Лебяженской средней школе я ставлю следующие задачи:

Задачи:

· обеспечение социальной защиты прав несовершеннолетних;

· выявление учащихся, нуждающихся в социальной и правовой защите;

· выявление неблагополучных семей;

· выявление родителей, уклоняющихся от воспитания детей или способствующих совершению ими правонарушений;

· профилактика и нейтрализация педагогической запущенности;

· создание системы превентивных мер по предупреждению наркотической и алкогольной зависимости;

· правовое, психологическое, педагогическое просвещение родителей, учителей, учащихся;

· профилактика трудной жизненной ситуации ребенка, предупреждение и создание условий для решения проблем социальной жизни ребенка

Ребенку надо найти сферу, где он мог бы реализовать свою демонстративность (кружки, танцы, спорт, рисование, изостудии и т. д .). В этой деятельности обеспечить сразу успех, внимание, эмоциональную поддержку.

Подчеркивать, выделять в качестве чрезвычайно значимой ту сферу деятельности, где ребенок больше успешен, Mпомогать тем самым обрести веру в себя: если ты научился делать это хорошо, то постепенно научишься всему остальному.

Помнить, что любые эмоциональные проявления со стороны взрослого, как положительные (похвала, доброе слово, так и отрицательные (крик, замечание, укоры) служат подкреплением, провоцирующим демонстративное поведение ребенка.

 


 


Список литературы

1. Методические рекомендации «Методика работы социального педагога по профилактике школьной дезадаптации педагогической и социальной запущенности» [Электронный ресурс] // Интернет-сайт:

«Методика работы социального педагога по профилактике школьной дезадаптации педагогической и социальной запущенности» Режим доступа: https://infourok.ru/material.html?mid=34673

2. Maam.ru Рекомендации [Электронный ресурс] // Интернет-сайт: «Коррекция социальной дезадаптации личности в дошкольном возрасте» Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/rekomendaci-dlja-roditelei-korekcija-socialnoi-dezadaptaci-lichnosti-v-doshkolnom-vozraste.html

3. Варламова А.Я. Школьная адаптация. Волгоград, 2005.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: