Конспект урока по русскому языку в 9 классе за 14.04.2020
Тема урока: СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ. Закрепление.
Ход урока
Организационный момент.
Проверка полученных знаний.
Задание 1. Объяснить знаки препинания в них (устно).
1) Каждый год, лишь только наступает весеннее праздничное полнолуние, под вечер появляется под липами на Патриарших прудах человек лет тридцати или тридцати с лишним. (М. Булгаков.)
2) Только из щелей камелька светится; свет этот играет на полу, на стенах, на потолке. (В. Шукшин.)
3) Тучи мошкары, обычно звеневшие над головой, подевались куда-то: они прячутся и от страшной жары, и от холода. (Е. Евтушенко.)
Задание 2. Объяснить, почему в них не стоит запятая между предложениями перед сочинительным союзом.
1) Утром на восходе роса заливает травы и пахнет сладко хлебом из каждой избы. (М. Пришвин.)
2) Как только занималась заря и как только двери заводили свой разноголосый концерт, старички уже сидели за столиком и пили кофе. (Н. Гоголь.)
|
|
3) Это было в ту пору, когда все казалось радостным и от жизни ждали только одни радости. (В. Астафьев.)
Работа с текстом
Работаем в тетради. Объясните графически орфограммы и постановку ЗП в предложениях. Выполните синтаксический разбор 3 –его предложения, составить схему предложения.
Степь.
1.Перед глазами ехавших ра..ст..лалась бе..предельная равнина перехваче(н,нн)ая цепью холмов. 2. Она тянется (в)право от дороги и и..чезает (в)дали. 3. Сколько (н..)едеш.. (н..)как не разб..рёш.. где она начинается и где кончается. 4. (С)начал.. далеко (в)переди поползла по земл.. ж..лтая п..лоса через минуту такая же п..лоса засв..тилась (не)сколько ближе подкравшись (с)зади охватила холмы пон..слась (на)встречу другим п..лосам и вдруг вся степь (с)бросила с себя утре(н,нн)юю (полу)тень и засверкала росой.
4. Изучение темы урока. Еще раз объясняю эту тему, хотя в этом уроке закрепление пройденного материала.
Коллективная работа над предложением 4.
Ø Сколько простых предложений в составе сложного?
Ø Как связаны простые предложения в составе сложного?
Ø Построим схему предложения.
1 2 3
[…], […], и […].
ПП ПП ПП
БСП ВЫВОД: СП с различными видами связи (бессоюзной, сочинительной).
Алгоритм рассуждения.
1. Выделить ГО предложений.
2. Определить, сколько простых предложений в составе сложного.
3. Выделить смысловые части.
4. Определить связь между смысловыми частями.
5. Что представляет собой каждая смысловая часть.
|
|
6. Закрепление темы.
1. Записать предложения, построить схемы. Если вы испытываете трудности, то схемы предложений даны ниже. Не забывайте про выделение ГО!!!!
Плакучие ивы купали в озере свои ветви, и кое-где берега поросли осокой, в которой прятались большие жёлтые цветы, покоившиеся на широких плавучих листьях.
[ ], и [… сущ.], (в которой…)
ПП СПП с придат. определительным. СП с различными видами связи.
Женщина всё говорила и говорила о своих несчастьях, и, хотя слова её были привычными, у Сабурова от них вдруг защемило сердце.
[ ], и, (хотя…), [ ].
ПП СПП с придат. уступит. СП с различными видами связи.
Я с трепетом ждал ответа Грушницкого; холодная злость овладела мной при мысли, что если б не случай, то я мог бы сделаться посмешищем этих дураков.
[ ], [… сущ.], (что(если б…), то…). (Повторение правила постановки запятой в предложении на стыке двух союзов).
Итог урока. Рефлексия.
Домашнее задание: Решение вариантов задания 8 ОГЭ. Запишите в тетради правильные варианты заданий с вашей точки зрения.
Домашняя работа прикрепляется к комментариям не позднее 20.04.2020.
Тест по заданию 8 ОГЭ.
1) Среди предложений найдите сложное(-ые) предложение(-я) с различными видами связи – сочинительной и подчинительной. Напишите номер(-а) предложения(-ий).
(1) Нас волнует настроение, которое вложил в свою работу художник, и мы переживаем события, изображенные на картине. (2) В этом искусство живописца сродни работе писателя. (3) В одном только живопись не похожа ни на музыку, ни на книгу. (4) Мелодия в музыке течет, изменяется непрерывно.
2) Среди предложений найдите сложное(-ые) предложение(-я) с различными видами связи – союзной и бессоюзной. Напишите номер(-а) предложения(-ий).
(1) Подножие дуба приютило еще многих постояльцев: жуков, ящериц, козявок. (2) Сильное, переполненное жизнью дерево скопило вокруг себя столько живого тепла, что бедное зверье не могло бы сыскать себе лучшей квартиры. (3) Анна Васильевна с радостным интересом всматривалась в эту неведомую ей, потаенную жизнь леса. (4) Ей вспомнился сегодняшний урок и все другие ее уроки: как бедно, сухо и холодно говорила она о слове, о языке, о том, без чего человек нем перед миром, бессилен в чувстве, о языке, который должен быть так же свеж, красив и богат, как щедра и красива жизнь.
3) Среди предложений найдите сложное(-ые) бессоюзное(-ые) предложение(-я). Напишите номер(-а) предложения(-ий).
(1) И вдруг… Волк присел на хвост, потер глаза: неужели правда? (2) Под елкой сидит самый настоящий, самый живой заяц. (3) Он сидит, задрав голову, и смотрит куда-то вверх, и глаза его горят так, словно ему невесть что показывают. «(4) Интересно, что он там увидел? – подумал Волк. – (5) Дай-ка и я погляжу».
4) Среди предложений найдите сложное(-ые) предложение(-я) с различными видами связи – сочинительной, подчинительной и бессоюзной. Напишите номер(-а) предложения(-ий).
(1) Лист бумаги. (2) Сожмите его и расправьте. (3) На нем останутся складки, и если вы сожмете его вторично – часть складок ляжет по прежним складкам: бумага «обладает памятью»… (4) Сложнейшими формами родовой памяти обладают птицы, позволяющие новым поколениям птиц совершать полеты в нужном направлении к нужному месту. (5) А что и говорить о «генетической памяти» - памяти, заложенной в веках, памяти, переходящей от одного поколения живых существ к следующим. (6) Запоминается то, что нужно; путем памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются бытовые навыки, семейные навыки, трудовые навыки, общественные институты…
5) Среди предложений найдите сложное(-ые) предложение(-я) с различными видами связи – союзной и бессоюзной. Напишите номер(-а) предложения(-ий).
|
|
(1) Автор размышляет о том, какое влияние на окружающую среду оказывает цивилизация в наше время, какую опасность таит в себе безумное отношение к диким животным, что нужно предпринять, чтобы избежать нежелательных последствий того, что происходит. (2) Журналист признает, что состояние хозяйства страны и человеческого бытия губительным образом обернулось против крупных животных: лосей, оленей, бобров, кабанов. (3) Численность их, еще недавно повсюду значительная, местами упала почти до нуля. (4) Под угрозой полного истребления оказалось редкое, уникальное животное планеты – амурский тигр. (5) Причина всему – браконьерство. (6) И нет реальной силы его остановить: в человека-заступника грабитель выстрелит с такой же беспощадностью, с какой стреляет он и в животных.