Составляем схему решения задачи

В виртуальную школу до 13.00 17 апреля 2020 года

Дата урока: 13.04.2020

Тема урока: Практическая работа № 9 «Составление схем скрещивания»

 

Цель: 1) закрепить знания генетической символики и терминологии; 2) научиться составлять схемы скрещивания, применяя законы наследственности.

Оборудование и материалы: таблицы, схемы скрещивания, рисунки, схемы

 

Разберите и запишите в тетрадь материал,  выучите предложенные правила и схемы

Правила, которые следует помнить при решении задач по генетике

· Каждая гамета получает гаплоидный набор хромосом (генов). Все хромосомы (гены) имеются в гаметах.

· В каждую гамету попадает только одна гомологичная хромосома из каждой пары (только один ген из каждой аллели).

· Число возможных вариантов гамет равно 2n, где n – число хромосом, содержащих гены в гетерозиготном состоянии.

· Одну гомологичную хромосому (один аллельный ген) из каждой пары ребенок получает от отца, а другую (другой аллельный ген) – от матери.

· Гетерозиготные организмы при полном доминировании всегда проявляют доминантный признак. Организмы с рецессивным признаком всегда гомозиготны.

· Решение задачи на дигибридное скрещивание при независимом наследовании обычно сводится к последовательному решению двух задач на моногибридное (это следует из закона независимого наследования)

Алгоритм решения задачи

1. Внимательно изучите условие задачи.

1. Определите тип задачи, для чего выясните, сколько пар признаков рассматривается в задаче, сколько пар генов кодирует эти признаки, а также число классов фенотипов, присутствующих в потомстве и их соотношение.

2. Выясните генотипы особей, неизвестных по условию.

3. Запишите схему скрещивания в соответствии с требованиями по оформлению, а также максимально подробное изложение всего хода рассуждений по решению задачи, с обязательным логическим обоснованием каждого вывода. Отсутствие объяснения даже очевидных, на первый взгляд, моментов может быть основанием для снижения оценки.

4. Запишите ответ задачи.

 

Образцы решения заданий практической работы

Задача № 1. Выпишите гаметы организмов со следующими генотипами: ААВВ; aabb; ААЬЬ; ааВВ; АаВВ; Aabb; АаВЬ; ААВВСС; ААЬЬСС; АаВЬСС; АаВЬСс.

 

Разберем один из примеров. При решении подобных задач необходимо руководствоваться законом чистоты гамет: гамета генетически чиста, так как в нее попадает только один ген из каждой аллельной пары. Возьмем, к примеру, особь с генотипом АаВbСс.

Из первой пары генов - пары А - в каждую половую клетку попадает в процессе мейоза либо ген А, либо ген а. В ту же гамету из пары генов В, расположенных в другой хромосоме, поступает ген В или b. Третья пара также в каждую половую клетку поставляет доминантный ген С или его рецессивный аллель - с. Таким образом, гамета может содержать или все доминантные гены - ABC, или же рецессивные - abc, а также их сочетания: АВс, AbC, Abc, аВС, аВс, а bС.

 

!!!!!! Чтобы не ошибиться в количестве сортов гамет, образуемых организмом с исследуемым генотипом, можно воспользоваться формулой N = 2n, где N - число типов гамет, а n - количество гетерозиготных пар генов.

В правильности этой формулы легко убедиться на примерах:

Гетерозигота Аа имеет одну гетерозиготную пару; следовательно, N = 21 = 2. Она образует два сорта гамет: А и а.

Дигетерозигота АаВЬ содержит две гетерозиготные пары: N = 22 = 4, формируются четыре типа гамет: АВ, Ab, aB, ab.

Тригетерозигота АаВЬСс в соответствии с этим должна образовывать 8 сортов половых клеток N = 23 = 8), они уже выписаны выше.

 

Задача

Задача № 1. У крупного рогатого скота ген, обусловливающий черную окраску шерсти, доминирует над геном, определяющим красную окраску. Какое потомство можно ожидать от скрещивания гомозиготного черного быка и красной коровы?

 

Красным – это всегда так оформляем, как алгоритм оформления.

Черным цветом обозначаю данные, которые будут меняться в зависимости от задачи.

 

1. Анализируем признаки (фенотипы) доминатные и рецессивные. Признаки (фенотипы) берем в условии задачи. Ген доминантный обозначаем большой буквой латинского алфавита - А и гены рецессивный малой – а. Генотипы составляем гомозиготный и гетерозиготный.

 

Признак Ген Генотип
Черная окраска А АА, Аа
Красная окраска а аа

      

2. Записываем условие задачи. Записываем по алгоритму все, что можно взять из условия задачи и из 1 пункта. «Какое потомство следует ожидать….» - это значит определить фенотип и генотип F1? поэтому ставим знак вопроса

 

Признак, фенотип Ген Генотип
Р:  ♀ красная      ♂ черный F1:                                       ?   а А   аа АА ?

Составляем схему решения задачи

 

Р:  ♀ красная   ×          ♂ черный

                      аа                                          АА

 

G:                      а                                           А

 

F1:

                                         Аа

 

                                       черные

По фенотипу:     100 процентов черные

По генотипу:         Аа, 100 процентов гетерозиготы

Задача № 1.. У человека темные волосы – доминантный признак. В семье оба родителя темноволосые, а у их дочери светлые волосы. Сколько типов гамет образуется у матери? Сколько разных генотипов может быть среди детей этих супругов? Какова вероятность рождения ребенка с темными волосами?

 

1. Анализируем признаки (фенотипы) доминатные и рецессивные. Признаки (фенотипы) берем в условии задачи. Ген доминантный обозначаем большой буквой латинского алфавита - А и гены рецессивный малой – а. Генотипы составляем гомозиготный и гетерозиготный.

 

Признак Ген Генотип
темные А АА, Аа
светлые а аа

      

2. Записываем условие задачи. Записываем по алгоритму все, что можно взять из условия задачи и из 1 пункта. в задаче 3 вопроса - это значит и в условии 3 вопроса. Так как темные – это может быть как гомо-, так и гетерозигота, используем ФЕНОТИПИЧЕСКИЙ РАДИКАЛ – А _, т.е. подчеркивание вместо второй буквы (она может быть А или а, но не повлияет на фенотип, т.к. А уже есть) Фраза  из условия «Сколько разных генотипов может быть среди детей этих супругов?» - это значит определить генотипы и генотипы F1.

 

Признак, фенотип Ген Генотип
Р:  ♀ темные      ♂ темные F1:  ♀ светлые         ?    Сколько типов гамет образуется у матери? Какова вероятность рождения ребенка с темными волосами?                 А А аа А_ А_ аа    ?

3. Составляем схему решения задачи. Максимально записываем, что можем из условия,  светловолосая дочь – подсказка, что у них у каждого есть а, иначе она бы не родилась! В решении заменяем подчеркивание на ген а

Р:  ♀ темные  ×          ♂  темные

                      Аа                                          Аа

 

G:               

              а    А                              а     А

F1:                        аа – родилась

 С целью установления всех возможных  генотипов и фенотипов потомства составляем решетку Пеннета

♀   ♂   а   А
  а   аа светлые   Аа темные
  А Аа темные АА темные

 

По фенотипу:    75  процентов  темные, 25 процентов светлые, 3 темные:1светлые

По генотипу:      3Аа: 1аа, 75 процентов гетерозиготы, 25 процентов гомозоготы

4. Ответ:    В отвечаем на все вопросы задачи

1. У матери 2 типа гамет образуется

2. Среди детей этих супругов может быть 3 разных генотипов - аа, АА, Аа

3. Вероятность рождения ребенка с темными волосами – 75 процентов

  2. Решите предложенные задачи, (разборчивое фото решения прикрепляем в виртуальную школу до 13.00 17 апреля 2020 года)

 

№1. У лука репчатого золотистая окраска доминирует над коричневой. Скрещивали гомозиготное растений золотистой окраской с гомозиготным растением коричневой окраской. Какие гаметы будут у родительских форм? Сколько образуется типов гамет? Какое расщепление получится в F2?

 

№2. У человека кареглазость – доминантный признак. В семье оба родителя кареглазые, а у их дочери голубые глаза. Сколько типов гамет образуется у матери? Сколько разных генотипов может быть среди детей этих супругов?

 

№3. Голубоглазый мужчина, оба родителя которого имели карие глаза (доминантный признак), женился на кареглазой женщине, у отца которой глаза карие, а у её матери – голубые. От этого брака родился один голубоглазый сын. Определите генотипы каждого из упомянутых лиц.

 

№4. При скрещивании гуппи серой окраски с гуппи золотистой окраски получены 9 серой окраски и 3 золотистой. Можно ли определить какой ген доминирует? Каковы генотипы родителей и генотипы первого потомства?

 

№5. Синяя окраска колокольчика рецессивна по отношению к фиолетовой. Если скрестить две гетерозиготные особи то, какое потомство мы получим? Напиши генотипы родителей и первого поколения. Сколько генотипов получится?

№6.    Выпишите гаметы организмов со следующими генотипами: ААВВ; aabb; ААFF; ааВВ; АаВВ; Aabb; АаВЬ; ААВвСС; ААЬЬСС; АаВЬСС;  

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: