Рефлексия: Посмотрите мультфильм, проанализируйте (устно) о важности общения

Тема: Применение техник и приемов эффективного общения в профессиональной деятельности.

Цель: закрепление теоретических знаний, выявление психологических условий, способствующих успешному деловому общению в разных его формах; отработка практических навыков применения правил делового общения; формирование коммуникативных компетенций личности 

Задачи:

- применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

- использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.

Оборудование: компьютер с выходом в Интернет

Вид занятия: дистанционное

Источник для изучения материала

https://salid.ru/journal/psihologiya-obshcheniya

https://studme.org/50402/menedzhment/tehniki_effektivnogo_rechevogo_obscheniya

 

Два уха и один язык даны нам для того, чтобы больше слушать и меньше говорить. Зенон из Китиона

Прежде чем начать обсуждение по данной теме, стоит привести пример разговора двух старушек:

А: А знаешь, мой внук заработал в армии еще одну "лычку"! теперь он у меня сержант.

Б: А у меня в последнее время печень совсем разболелась - сил совсем нет.

А: Вот я и говорю, может быть ему теперь ему отпуск дадут.

Б: Да, отпуск - это хорошо. Видимо, придется теперь в больницу идти.

Лучший собеседник - не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать.

Люди склонны слушать другого только после того, как выслушали их.

Почему люди не слушают? Это может быть связано со множеством причин, например, поглощенность собственными мыслями, эмоциональная неуравновешенность, уязвленное самолюбие, выставление оценок сказанному (не докончив до конца оцениваем), потери внимательности к близким, невладение техникой слушания.

  Для успешного, эффективного коммуникационного процесса огромное значение имеют психологические механизмы восприятия, так как в соответствии с ними происходит познание и понимание людьми партнеров и коллег. На основе понимания специфики процессов восприятия разрабатываются приемы повышения эффективности общения, которые принято называть техниками общения.

 

Техники общения – это основанные на психологических особенностях восприятия приемы повышения эффективности деловых коммуникаций.

Приемы понимающего слушания:

Нерефлексивное слушание -

Это слушание без анализа, дающее возможность собеседнику высказаться.

Правила: минимум ответов (невмешательство), обратная связь, т.е. мы должны постоянно давать собеседнику понять, что мы его слышим.

Полезно:

Когда собеседник горит желанием высказать свое отношение к чему-либо. Уместно начать с открытого вопроса: "Что Вы думаете по этому поводу?"

В напряженных ситуациях, когда собеседник хочет обсудить наболевшие вопросы. Например, конфликт здесь благоразумно сначала дать человеку высказаться, а потом приступить к решению проблемы.

У собеседника проблемы с выражением своих трудностей, забот, радостей. Можно использовать все те же открытые и закрытые вопросы: "Вас что-то беспокоит?", "Вы, наверное, хотите поделиться своими новостями?" и т.д.

Недостаточно:

У собеседника желание говорить слабое или полностью отсутствует;

Если вы не согласны с тем, о чем говорят, лучше сразу высказать, иначе видя нашу обратную связь, он будет думать, что мы полностью с ним согласны;

Говорящий стремится получить более весомую поддержку и одобрение;

Когда данный вид общения мешает самораскрытию, противоречит нашим интересам.

Выяснение -

Это обращение к говорящему за некоторыми уточнениями; выполняется посредством выясняющих вопросов.

Полезно:

Необходимо точное понимание позиции собеседника;

Если человек говорит путано, перепрыгивает с одного на другое;

Выясняющие вопросы показывают говорящему, что его слушают и стараются понять;

Перефразирование -

Это значит сказать ту же мысль, но несколько иными словами.

Правила:

Начать с таких слов, например, "Если я Вас правильно понял...", "Другими словами, Вы считаете...";

Ориентироваться именно на смысл, а не на эмоции;

Важно выбрать главное и сказать это своими словами;

Не перебивать (только во время пауз).

Полезно:

Когда необходимо полное понимание желаний партнера в переговорах;

В конфликтах или во время дискуссий. Если мы повторим мысль собеседника прежде чем высказать аргумент против, то он с большим вниманием отнесется к нам, т.к. он видит, что его слушают и стараются понять;

Когда мы слабо ориентируемся в предмете разговора, ведь наши ответы - его собственные мысли;

Помогает собеседнику - у него появляется возможность увидеть - правильно ли его понимают.

Резюмирование -

Это подведение итогов. Мы подводим итог основным мыслям собеседника.

Правила:

Использовать фразы типа: "Таким образом, главное...", "Итак, Вы предлагаете...", "Ваша основная идея, как я понял, в том, что...";

При резюмировании из целой части разговора выделяется только целая часть.

Отражение чувств -

Это стремление показать собеседнику, что мы понимаем его чувства.

Полезно:

В конфликтных ситуациях. Если мы сможем дать понять человеку, что понимаем его чувства, то наверняка обвинительный накал его речи спадет.

В ситуациях, когда собеседника мучает личная проблема и он хочет поделиться с нами и найти понимание.

Помогаем собеседнику лучше понять эмоциональное состояние.

Предлагается обсудить два возможных варианта беседы двух друзей:

А - Как меня измотали отношения с шефом. Наверное уйду я оттуда.

- И правильно! Зачем тебе эта нервотрепка? Переходи ты в другое место.

Б - Как меня измотали отношения с шефом. Наверное уйду я оттуда.

- Да...Мне кажется, ты просто устал постоянно бороться за свои предложения и, видимо, хочешь отдохнуть от всего этого, хотя бы на время.

В первом случае - реакция на буквальные слова, во втором - на чувства.

Правила:

Акцент делается на эмоциональном состоянии собеседника;

Можно использовать такие слова, как "Мне кажется, что Вы чувствуете...", "У меня такое ощущение, что Вы чем-то..." и т.д.

Желательно избегать категоричных формулировок, таких как "Я уверен, что...";

Следует учитывать и интенсивность чувств собеседника;

Понять чувства собеседника можно различными путями:

- следует обращать внимание на употребляемые им слова "неприятный", "коварный", "убийственный", "неожиданный".

- Можно многое понять по выражению лица, жестам, интонации собеседника.

- Необходимо как можно ярче представить, что мы сами чувствовали бы на месте говорящего в такой ситуации.

Для наиболее полного понимания собеседника, мы часто задаем вопросы и получаем на них ответы. Вопросы можно условно подразделить на простые и сложные, открытые и закрытые, прямые и косвенные. Ответы в свою очередь делятся на полные и неполные, прямые и со скрытым смыслом, проясняющие и уводящие в строну.

материал к уроку взят из источника https://ido.tsu.ru/other_res/school/lucky/Resource/zanatie7.html

Вопросы для контроля по теме урока:

1. Какие техники эффективного общения можно было бы добавить, исходя из личного опыта?

2. Проанализируйте, какие приемы общения вы используете чаще в общении с людьми.

Рефлексия: Посмотрите мультфильм, проанализируйте (устно) о важности общения

my.mail.ru ›mail/anastasiavlad58/video/101/287.html

Спасибо за урок!




double arrow
Сейчас читают про: