Форма работы: Практическая работа №10
Тема: «Социально-коммуникативное нравственное развитие и воспитание дошкольника»
В ходе изучения данной темы Вы должны понять, что
-Социально-коммуникативное развитие, согласно ФГОС дошкольного образования, включает развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых. Оно тесно связано с нравственным развитием дошкольников, предполагает усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
Нравственное развитие — процесс, предполагающий усвоение нравственных норм, формирование нравственного сознания и нравственного поведения.
Нравственное воспитание — одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе; целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.
|
|
Этапы формирования личности в процессе нравственного воспитания:
· 1 этап — формирование социальных эмоций и нравственных чувств;
· 2 этап (может быть параллельным) — накопление знаний и формирование нравственных представлений;
· 3 этап — переход знаний в убеждения и формирование на этой основе мировоззрения и ценностных ориентаций;
· 4 этап — претворение убеждений в конкретное поведение, которое можно назвать нравственным.
В соответствии с этапами выделяются следующие задачи социально нравственного воспитания:
— формирование нравственного сознания;
— формирование социальных эмоций, нравственных чувств и отношений к разным сторонам социального окружения;
— формирование нравственных качеств и активности их проявления в деятельности и поступках;
— воспитание полезных навыков и привычек поведения;
- формирование доброжелательных взаимоотношений, начал коллективизма и коллективистической направленности личности дошкольника.
Условия социально-нравственного воспитания дошкольника очень хорошо указаны в таблице:
Очень большую роль в нравственном развитии дошкольника играет – среда и воспитание.
В качестве средств нравственного воспитания выступают:
- раннем и младшем возрасте — микросреда;
- в среднем дошкольном возрасте — мезосреда;
- в старшем дошкольном возрасте — макросреда.
Например:
Микросреда
| Мезосреда | Макросреда | |||
Ранний возраст | Младший возраст | Средний возраст | Старший | ||
Мама, папа | Группа д/с | город | Символика страны |
Кроме того, в качестве средств социально-нравственного воспитания могут быть рассмотрены:
· - ознакомление детей с разными сторонами социального окружения, общение с людьми (детьми и взрослыми);
· - организация их деятельности (игры, труд и т.д.), включение детей в предметно-практическую деятельность, практика коллективных творческих дел и игра;
· — общение с природой;
· - художественные средства: народный фольклор, музыка, кино- и диафильмы, художественная литература, изобразительное искусство и др.
Интернет-ресурс в помощь для изучения темы:
https://studme.org/123743/pedagogika/sotsialno_kommunikativnoe_nravstvennoe_razvitie_vospitanie
ЗАДАНИЕ 1 Составить конспект НОД по социально-коммуникативному развитию (любая группа детского сада на выбор)