Тема 3.2. Теоретические и программно-методические основы развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста

Форма работы: Практическая работа №10

Тема: «Социально-коммуникативное нравственное развитие и воспитание дошкольника»

 

В ходе изучения данной темы Вы должны понять, что

-Социально-коммуникативное развитие, согласно ФГОС дошкольного образования, включает развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых. Оно тесно связано с нравственным развитием дошкольников, предполагает усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

Нравственное развитие — процесс, предполагающий усвоение нравственных норм, формирование нравственного сознания и нравственного поведения.

Нравственное воспитание — одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе; целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.

Этапы формирования личности в процессе нравственного воспитания:

· 1 этап — формирование социальных эмоций и нравственных чувств;

· 2 этап (может быть параллельным) — накопление знаний и формирование нравственных представлений;

· 3 этап — переход знаний в убеждения и формирование на этой основе мировоззрения и ценностных ориентаций;

· 4 этап — претворение убеждений в конкретное поведение, которое можно назвать нравственным.

В соответствии с этапами выделяются следующие задачи социально нравственного воспитания:

— формирование нравственного сознания;

— формирование социальных эмоций, нравственных чувств и отношений к разным сторонам социального окружения;

— формирование нравственных качеств и активности их проявления в деятельности и поступках;

— воспитание полезных навыков и привычек поведения;

- формирование доброжелательных взаимоотношений, начал коллективизма и коллективистической направленности личности дошкольника.

Условия социально-нравственного воспитания дошкольника очень хорошо указаны в таблице:

 

Очень большую роль в нравственном развитии дошкольника играет – среда и воспитание.

В качестве средств нравственного воспитания выступают:

- раннем и младшем возрасте — микросреда;

- в среднем дошкольном возрасте — мезосреда;

- в старшем дошкольном возрасте — макросреда.

Например:

Микросреда

Мезосреда Макросреда
Ранний возраст Младший возраст Средний возраст Старший
Мама, папа Группа д/с город Символика страны

Кроме того, в качестве средств социально-нравственного воспитания могут быть рассмотрены:

· - ознакомление детей с разными сторонами социального окружения, общение с людьми (детьми и взрослыми);

· - организация их деятельности (игры, труд и т.д.), включение детей в предметно-практическую деятельность, практика коллективных творческих дел и игра;

· — общение с природой;

· - художественные средства: народный фольклор, музыка, кино- и диафильмы, художественная литература, изобразительное искусство и др.

Интернет-ресурс в помощь для изучения темы:

https://studme.org/123743/pedagogika/sotsialno_kommunikativnoe_nravstvennoe_razvitie_vospitanie

ЗАДАНИЕ 1 Составить конспект НОД по социально-коммуникативному развитию (любая группа детского сада на выбор)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: