Спиши текст, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания. Выполните задания 1 – 11

Пример текста и его анализа

Текст 1. Подали ужинать; сердце ее сильно забилось. Дрожащим голосом объявила она, что ей ужинать не хочется, и стала прощаться с отцом и матерью. Они ее поцеловали и, по обыкновению, благословили: она чуть не заплакала. Пришедшая в свою комнату, она кинулась в кресла и залилась слезами. Девушка уговаривала ее успокоиться и ободриться. Все было готово. Через полчаса Маша должна была навсегда оставить родительский дом, свою комнату, тихую девическую жизнь. На дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись и стучали; все ей казалось ей угрозой и печальным предзнаменованием. Скоро в доме все утихло и заснуло. Maшa окуталась шалью, надела теплый капот, взяла в руки шкатулку свою и вышла на заднее крыльцо. Служанка несла за нею два узла. Они сошли в сад. Метель не утихала; ветер дул навстречу, как будто силясь остановить молодую преступницу. Они насилу дошли до конца сада. На дороге сани дожидались их. Лошади, прозябнув, не стояли на месте; кучер Владимира расхаживал перед оглоблями, удерживая ретивых. Он помог барышне и ее девушке усесться и уложить узлы и шкатулку, взял вожжи, и лошади полетели.

Стилистический анализ текста 1

1. Текст принадлежит художественному стилю

2. Сфера использования (функционирования) текста – художественная литература (А.С. Пушкин «Метель»)

3. Стилеобразующая установка – создание художественного образа. Стилевые черты: образность эмоциональный динамизм, авторская индивидуальность.

4. Особенности языковых единиц текста на фонетическом уровне: преобладают повторяющиеся в одном предложении шипящие звуки [c] – сердце, сильно, забилось; [ж] – расхаживал, удерживая, уложить, вожжи; [ш] – Маша, шалью, шкатулку, вышла – аллитерация; повторяющиеся гласные [о] - дрожащим голосом объявила она – ассонанс, можем наблюдать настоящую борьбу относительно легко произносимых звуковых комплексов (пришед) с произносимыми более затрудненно, вплоть до употребления нарочно «спотыкающегося» (усесться). Эти фонетические средства выразительности языка служат для создания образа девушки которая переживает чувства сильного волнения.

Особенности языковых единиц текста на словообразовательном уровне: наблюдают сокращенную устаревшую форму деепричастия действия (пришед – от прийти), в основном употребляются слова простой конструкции.

Особенности языковых единиц текста на лексическом уровне:

В число слов, составляющих образность этого текста, входят:

1) художественные торпы, придающие повествования красочность, силу изображения действительности (Сердце забилось, дрожащим голосом, залилась слезами, ветер выл, ставни тряслись и стучали, всё затихло и заснуло, сани дожидались лошади полетели)

2) слова, реализующие в контексте своё значение. Это слова широкой сферы употребления (ужинать, сердце, голос, и.д.р.)

3) узкоспециальные слова, использующиеся в незначительной степени только для создания художественной достоверности при описании определенных сторон жизни (кучер, барышня, шаль, предзнаменанование и.д.р.)

В основном в тексте использована общеупотребительная лексика, кроме устаревших слов (пришед, ритивых, подали ужинать, по обыкновению, барышня), а также оценочной лексики: предзнаменование (книжн.), укуталась, сияясь. Используются синонимии: успокоится, ободрится.

Особенности языковых единиц текста на морфологическом уровне: в тексте наблюдается преобладание глаголов в форме прошедшего времени и имен существительных, употребляются деепричастие (пришед, удерживая)

Особенности языковых единиц текста на синтаксическом уровне: в тексте наблюдаются сложные бессоюзные и союзные предложения однако встречаются и простые (Девушка уговаривала её успокоится и ободрится. Всё было готово) Наблюдается разнообразие в синтаксическом строе языка. Односоставные, не полные предложения делают авторскую речь более выразительной, эмоциональной, усиливают эмоциональный пафос текста, (подали ужинать), наблюдается авторская пунктуация. (Подали ужинать, сердце её сильно забилось). Композиционный стык – это повторение в начале нового предложения слова или слов из предыдущего предложения. (Подали ужинать, сердце её сильно забилось. Дрожащим голосом объявила он, что ей ужинать не хочется…).

5. Коммуникативно-стилистическая эффективность текста: приём и выразительные средства языка, действующие на всех уровнях структуры текста, повышают его коммуникативную эффективность и служат для создания художественного образа, воздействия на читателя. Отмечается выразительность, целесообразность и содержательность текста.

Выполнить задание письменно

Комплексный анализ текста

Спиши текст, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания. Выполните задания 1 – 11.

(1)Сейчас где бы я н… жил у меня нет и в помине той жаркой радостной тяги в город которая была в юности. (2)Наоборот, я всё чаще и чаще чу…твую что мне не хватает дедушкиного дома.

(3)Может быть потому, что дедушкиного дома уже нет – старые ум…рли, а молодые переехали в город или (по)ближе к нему. (4)А когда он был всё не хватало времени бывать там чаще, я его всё ост…влял про запас. (5)И вот теперь там никого нет и мне кажется что я ограблен что какой(то) мой главный корень обрубл…н.

(6)Даже если я там бывал ре…ко, самой своей жизнью, своим очажным дымом доброй тенью своих деревьев он помогал мне издали делал меня смелее и увере(н, нн)ей в себе. (7)Я был почти (не)уязвим потому что часть моей жизни, моё начало шумело и жило в горах. (8)Когда человек ощущает своё начало и своё продолжение, он щедрей и правильней распол…гает своей жизнью и его труднее ограбить, потому что не все свои богатства держ…т при себе.

(9)Мне не хватает дедушкиного дома с его большим зелёным двором, со старой яблоней (обнимая её ствол лезла к вершине могучая виноградная лоза), с зелёным шатром гре…кого ореха.

(10)Сколько (не)дозрелых яблок по(с,з)бивали мы с нашей старой яблон…, сколько (не) дозрелых орехов покрытых толстой зелёной к…журой с ещё нежной ск..рлупой, с ещё (не)загустевш…м ядрышком внутри!

(11,)Мне не хватает пр…сторной кухни в дедушкином доме с её земл…ным полом с большим жарким очагом с длинной тяж…лой скамьёй стоящей у очага. (12)На ней мы сидели по вечерам и слушали бесконечные охотничьи рассказы или рассказы о разрытых кладах в старых кр…постях.

(13)Мне не хватает вечерней переклички женщин с холма на холм, или с к…тловины в гору или с горы в ложбину.

(14)Как одинок, как чист женский голос в холодеющем вечернем воздухе!

(15)Я всё чаще и чаще чу…твую что мне не хватает дедушкиного дома.

                                                       

1. В каком предложении раскрывается основная мысль текста?

1) 1     2) 5     3) 7     4) 8

2. Определите стиль и тип речи текста.

1)художественный стиль, повествование

2)художественный стиль, рассуждение и описание

3)разговорный стиль, повествование

4)публицистический стиль, описание

3. Какое из данных слов и сочетаний в тексте употреблено в прямом значении?

1)ограблен (в предложении 5)   3)очажный дым (в 6)

2)шумело (в 7)                             4)богатства (в 8)

4. Сколько словосочетаний со связью УПРАВЛЕНИЕ в предложении 2?

5. Сколько грамматических основ в предложении 8?

6. Среди предложений 1 – 4 найдите сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.

7. Среди предложений 1 – 6 найдите СПП с параллельным подчинением придаточных.

8. Какое из предложений 1 – 8 связано с предыдущим с помощью подчинительного союза и лексического повтора?

9. Среди предложений 9 – 12 найдите предложение с обособленным обстоятельством.

10. Какое средство выразительности не использовано в тексте?

1)анафора 2)экспрессивный повтор    

3)развёрнутая метафора 4)сравнение

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: