ПЗ №12. ВОПРОС №3. АНТРОПОЛОГИЯ ДЕТСТВА
Детство как социальный феномен и как объект антропологического исследования
Детство — это особый мир, со своими правилами поведения, мир фантазии и игр, воспринимаемый как реальность. Детство — это своеобразная культура в культуре. Если использовать терминологию А. Крёбера, можно сказать, что детство — это своеобразный культурный взрыв, период бурного роста и овладения культурными навыками маленького человека, входящего в мир культуры.
Система обучения и воспитания современного общества выделила детей из мира взрослых, что привело к разрыву между "культурой взрослых" и "культурой детей". Детская субкультура развивается по собственным закономерностям в соответствии с социально-психологическими потребностями, которые дети стремятся удовлетворить в общении со сверстниками. Достижения этой субкультуры откладываются в детской традиции и закрепляются в фольклоре как форме ее выражения.
Нередко факт из жизни ребенка объяснить труднее, чем совершить очередной этап технологической революции. Обосновывая этот тезис, Л. А. Белик приводит пример, касающийся "детских обычаев": абсолютное большинство детей, принадлежащих к самым разным культурам, играют в "секретики", закапывая в тайники цветные стеклышки, камешки, играющие роль "сокровищ". Необъяснимым образом этот "детский обряд" воспроизводится в сменяющих друг друга поколениях. И эти поколения принадлежат не только к традиционным культурам, но и к современным урбанизированным, индустриальным и постиндустриальным культурам. На современном этапе антропология объясняет этот факт, уподобляя действия детей действиям животных, запасающих пищу впрок. Однако нет уверенности в том, что такое объяснение — единственно правильное.
|
|
Детство как объект изучения социокультурной антропологии.
Детство как специфический социальный феномен стало осмысливаться в европейской культуре достаточно поздно.
Французский историк Ф. Арьес, обращая внимание на то, что средневековое искусство примерно до XII в. не касалось темы детства и не пыталось его изобразить, приходит к выводу: "Трудно было представить, что этот пробел существует по причине отсутствия опыта или художественного мастерства. Скорее, в том мире не было места для детства".
Детство выступало объектом исследования в работах многих классиков социокультурной антропологии и культурологии. В 1920-х гг. на материалах Океании были созданы классические работы Б. Малиновского (о тробрианцах) и М. Мид (Самоа, Новая Гвинея, о-ов Бали). Р. Фёре подробно описал социализационную систему у тикопия (1936). Дж. Уайтинг - у квома (1941), Я. Хогбин — у вогео (1943). Эта традиция развивается и ныне.
|
|
В первую очередь исследовались особенности раннего детства, при этом внимание уделялось таким явлениям, как:
- • особенности кормления детей;
- • специфика пеленания, приучения к горшку;
- • особенности чередования периодов сна и активности;
- • отношение к личности ребенка в раннем детстве;
- • взаимоотношения "ребенок — ребенок" и отношения "ребенок — взрослые";
- • система поощрений и наказаний, распространенная в данной культуре.
В частности, европейских исследователей удивляло несоответствие системы наказаний детей обычаям, принятым в европейских странах. Было обнаружено, что в одних культурах наказания детей вообще отсутствовали, а в других культурах, напротив, "детские наказания" продолжались вплоть до 20 лет.
Большое внимание уделяют исследованию антропологии детства отечественные этнологи, психологи, культурологи, антропологи.
В. В. Авраменкова в отечественной истории исследований детства с конца XIX в. (в рамках изучения игровых групповых форм и детского фольклора), а затем с 1920 1930-х гг. (в рамках исследования функционирования детских рабочих коллективов, группового взаимодействия детей и пр.) обнаруживает три периода пристального интереса к детской социальной жизни.
В первый период (1920—1930-е гг.), связанный с именами Е. А. Аркина, А. С. Залужного, Е. А. Покровского, Г. А. Фортунатова, проблема детской групповой жизни, детского коллектива впервые была поставлена в отечественной психологии.
Во второй период (1960-е гг.) благодаря работам Д. Б. Эльконина, А. П. Усовой, Г. П. Щедровицкого были, во-первых, показаны роль и место игры как ведущей деятельности в формировании психики ребенка; во-вторых, выделена и проанализирована "технология" игры как своего рода социологической модели одной из форм общественных отношений.
В третий период (1970—1980-е гг.) раскрыты применительно к ребенку возможности метода социометрии, определена роль эмоциональных предпочтений в межличностных отношениях детей (Я. Л. Коломинский, Т. А. Репина и др.). Здесь выделяются, прежде всего, работы отечественных психологов.
Однако проблемы детства активно изучались этнологами и антропологами. Еще в XIX в. выдающийся антрополог и этнограф Н. Н. Миклухо-Маклай собрал важный материал о воспитании детей у папуасов.
Координатором исследований этиологии детства во второй половине XX — начале XXI в. выступает Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН. Опираясь на опыт исследования детства у народов Австралии и Океании, в конце 1980-х — начале 1990-х гг. отечественные ученые исследовали широкий спектр вопросов детской субкультуры и этнографии родительства. Так, Н. А. Бутинов исследует общетеоретическую проблему взаимоотношения отцов и детей в условиях общинно-родового строя, А. И. Азаров осуществил сравнительное исследование возрастных обрядов перехода и мужских инициаций, Е. С. Соболевой реконструирован стиль социализации детей и подростков на о-ве Тимор. В исследовании Е. В. Ревуненковой анализируется роль и место традиционных институтов и форм деятельности (возделывание риса, особая система обучения и древнее театральное искусство) в системе социализации детей у народов Малайзии и Индонезии. О. В. Зернецкая анализирует отражение мира детства в современной литературе маори. Однако главное внимание отечественных антропологов направлено на исследование антропологии детства народов, населяющих Россию.
Инкультурация ребенка как предпосылка его трансформации во взрослую личность — одна из центральных проблем социокультурной антропологии. Детский опыт формируется на первоначальной стадии взаимодействия его врожденных свойств и потенций с культурными образцами, нормами, правилами. Такой опыт передается с помощью механизма традиции, а именно путем непосредственной межличностной трансляции (от старшего к младшему, от знающего и умеющего к невежественному).
|
|
Таким образом, детство — период культурного приготовления человека к полноценной жизни, переход к состоянию взрослости.