Гоголевские традиции в « Непокоренных»

Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

Мотивция учащихся.

Эпиграфом урока мы возьмём слова Б.Горбатова “Только потому, что я сам донбассовец, родившийся и выросший там, и только потому, что в дни войны я был в Донбассе, и при обороне его и в боях за него, только потому, что я с войсками вошел в освобожденный Донбасс,- смог я рискнуть написать книгу “Непокоренные” о людях, мне известных и близких. Я не изучал их – я жил с ними”.

- Как вы понимаете смысл данного высказывания? Как эпиграф связан с темой урока?

Изучение нового материала.

Слово учителя

    В День Победы народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. каждый из нас старается дать дань памяти погибшим на войне. Особое место в военной прозе занимает повесть «Непокоренные» Б.Горбатова. Здесь нет фронтовых событий, но жизнь простых людей сродни геройству солдат на войне. Почему именно это легло в основу повести? О реальных лицах ведется повествование или это художественный вымысел писателя? На эти вопросы мы и дадим ответы.

Доклад ученика про жизненный и творческий путь Б.Горбатова

Борис Леонтьевич Горбатов родился 15 июля 1908 года в Донбассе, в рудничном поселке Петро-Марьевка (ныне город Первомайск, Ворошиловградской области). Когда ему было девять лет, семья переехала в город Бахмут. В Донбассе прошли его детство и юность. Но и потом, где бы ни пришлось жить,- он никогда не терял связи с шахтерским краем. Он участвовал в обороне Донбасса и был среди первых солдат, освобождавших рабочие поселки и города родного края.

Близость к Донбассу – не только черта жизненной биографии Горбатова, но и неотъемлемая особенность его творчества. О людях Донбасса написаны лучшие произведения его зрелого таланта – повесть “Непокоренные” и роман “Донбасс”. Здесь, в шахтерском крае, происходило духовное формирование будущего писателя.

Склонность к литературному творчеству обнаружилась у Горбатова рано. Первый его рассказ “Сытые и голодные” напечатан в газете “Всероссийская кочегарка” 31 мая 1922 года. С этого дня и до конца жизни Горбатов не оставлял сотрудничества в газетах.

Горбатов в 1923-1926 году начал писать стихи, которые публиковал в журнале “Октябрь” и в газете “Правда”.

Горбатов знал, что его стихам не хватает поэтической силы. Поэтому он решил встретиться с Маяковским и тот, прослушав несколько стихотворений Горбатова, ответил, что ему здесь больше всего нравятся слова: “Я - рабочий!”

После этих слов Горбатов забрал из типографии свои стихи и уехал из Москвы в Донбасс.

В 1931 году Горбатова принимают на работу в “Правду”. Этой газете он отдал шестнадцать лет своей жизни, но получил взамен великолепное журналистское и писательское образование

Шло время. Наступили грозные дни 1941. Грянула Великая Отечественная война. Для всех это время было самым тяжелым в жизни. Во время войны в литературу выплеснулось море патриотических книг, но из них выделяются лишь единицы. Это те книги, от которых у читателя щемило горло или поднимало дух. К таким можно отнести и произведение “Алексей Куликов, боец”, опубликованное в “Правде” в октябре 1942 года.

Б.Л.Горбатов умер 20 января 1954 года. Он был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Он не вел двойного счета – одного для себя как для журналиста, автора очерков, статей, заметок и другого – для себя как для писателя, автора рассказов, повестей, романов. Он всегда стремился сказать о самом важном в жизни страны в той форме, в какой ему подсказывали потребности самой этой жизни. И цельность его взглядов, его мироощущение становится особенно очевидной, когда кладешь рядом самое разное, написанное им об одном и том же: личные письма к друзьям, посланные в годы войны, и “Письма товарищу”, напечатанные в “Правде”, военные очерки, написанные для фронтовой газеты Южного фронта, и повесть “Непокоренные”, ставшую в буквальном смысле слова народной книгой, через какой – нибудь месяц после ее выхода.

Разные адресаты, разные жанры, разная степень художественного совершенства, но за всем этим всегда стоит один и тот же человек – цельный, смелый, чуждый каких бы то ни было двойных оценок жизни: “для себя” и “для других”, человек, c такой откровенностью и прямотой голосующий каждой написанной строчкой за советскую власть, за новое общество, что, как говорил Маяковский, “если встанет из гроба прошлое”, то все книги были бы уничтожены “за полную для белых вредность”.

Анализ произведения Б.Горбатова «Непокоренные»

Историческая основа

По живым следам событий была создана и повесть Б. Горбатова “Семья Тараса” впоследствии названая «Непокоренные», в которой, в единый сплав слились горячая публицистичность и торжественная эпичность.

В основу произведения легли личные впечатления автора, входившего в город Донбасса вместе с передовыми частями армии.

Первую часть повести Горбатов написал в течение трех недель марта и апреля 1943 года, находясь в Донбассе. В мае – с 17 по 23 – она уже была опубликована в “Правде”. Вторая часть была написана в августе – сентябре 1943 года на подмосковской даче. Писатель трудился увлеченно, вдохновенно.

3.2. Жанр – повесть

3.3.Тема -  люди в большом вихре исторических потрясений.

3.4.Идея -  показать, как меняется отношение человека к вой­не, как растут его сознание и активность, как меняется, уг­лубляется понимание своего места, своей роли в жизни.

3.5.Композиция -главы расположены не просто в порядке временной последовательности, изображенных в них событий. Каждая последующая глава начинается с того момента, изображением которого завершена предыдущая. И чтобы подчеркнуть их неразрывность, автор сковывает их, как цепью, анафорическими повторами: заключающая главу фраза повторяется в начале следующей главы.

Сюжет повести

Беседа:

1.Что является сюжетом повести? Сюжетом становится нелегкая жизнь людей в условиях ок­купации в Донбассе.
2.Кто в центре повествования? В центре повествования — семья Тараса Яценко.

3.Как ведет себя Тарас в начале произведения? Вначале он не хочет никуда вмешивать­ся, существует в своем маленьком мирке, ограниченном до­мом и родными.

4 Как прошла встреча Тараса с млад­шим сыном Андреем, выбравшимся из немецкого плена? Тарас совсем не рад этой встрече. Он видит в своем сыне из­менника и дезертира и испытывает чувство стыда. «Всех ты обманул! И Россию, и жену, и меня, старого дурака, и мое ожи­дание», — говорит он сыну. И тот начинает осознавать всю безысходность своего положения. «Нет, не вырвался он из пле­на! Вот она — колючая проволока. По-прежнему и он в плену, и семья в плену, и весь город в плену у немцев. Душа его в плену. Все опутано колючей проволокой. Колючки впились в душу. А у старика, у отца, душа свободна. Ее в цепи не заку­ешь. Ее колючей проволокой не опутаешь, бессмертную, ожесточенную душу Тараса. И сын вдруг горько позавидовал отцу».

5.Какое решение принимает Андрей после встречи с отцом? Андрей покидает отчий дом, решив кровью иску­пить свою вину.
6.Что является кульминацией душевных движений Тараса? Кульминацией душевных движений героя становится его встреча со старшим сыном, Степаном.

7.Кем был Степан? Степан является гла­вой подпольщиков, он ищет добровольцев, которые могли бы вести разведку и убирать некоторых фашистов.

8.Какое чувство испытывает Тарас за Степана? Тарас испытывает чувство гордости за сво­его сына, узнав о его работе.
9.Кем была дочь Тараса Настя? Подпольщицей является и дочь Тараса, Настя.

10. Что произошло с девушкой? Немцы повесили девушку на центральной площади.

11.Какие чувства испытывал Тарас? Та­рас молча переживал свое горе.
12.Каким мы видим Андрея в финале повести? Андрей получил медаль «За отвагу».

13.Что случилось с Никифором?Никифор же после ранения возвращается на костылях. Но он по-прежнему не сдается, чувствует себя не раненым и уставшим солдатом, а молодым и сильным строителем, созидателем будущего: «Эх, работы сколько! Работы! А костыли что ж? Костыли скоро долой! И задымим. Будьте любезны!»
14. Выдержал ли город натиск немецких оккупантов? Город выдержал и выстоял под натиском немецких оккупантов, жители его не сломались, а остались «непокоренными».

15.Как к героям относится автор? Автор восхищается своими героями, на­ходя героику и поэзию в самой повседневности. Потому что повседневное в войну становилось исключительным.






Гоголевские традиции в «Непокоренных»

Бесспорна близость основных образов к повести Гоголя «Тарас Бульба». Но разве это дает основания говорить о нескромности автора или его подражательности Гоголю? Только на первый взгляд эта символика кажется прямолинейной. Вчитайтесь внимательнее, и вы увидите за символическими образами новизну содержания. Горбатов в создании их идет от реальной действительности своего времени. Кажущаяся традиционность образов становится средством оттенить новизну характеров.

Но важно подчеркнуть и другое – перекличка с Гоголевскими образами открывает возможность раскрыть глубже героичность русской души, исторические корни, ее питающие.

Только посмотрев на имена героев, можно увидеть, что они перекликаются с Гоголевскими, Тарас (и тут и там), Андрей (у Гоголя - Андрий), Степан (Остап у Гоголя). Но если посмотреть на сюжетную линию, то можно увидеть много общего с Гоголевским «Тарас Бульба»: Андрей разочаровал своего отца своим уходом из казачьего войска (то есть можно сказать, предал родину, как Андрий), как фашисты казнили Настю (враги убили жену Тараса). В отличие от Гоголя, самое важное для Горбатова было утверждение красоты, благородства нравственного мира русского человека.

Групповая работа

Назовите черты характера

1 группа-Тараса

2 группа-Степана

3 группа-Андрея

Шесть шляп»

Задание группам:

1 группа «Красная шляпа эмоционального наблюдателя»

Какие чувства вызывает возвращение Андрея домой? Почему? Как вы думаете, как автор относится к Андрею?

2 группа «Белая шляпа объективного наблюдателя»

Изложите отношения Тараса к Андрею с включением цитат.

3 группа «Чёрная шляпа пессимиста»

Негативное, критичное отношение к поступку героя. Выскажите свою точку зрения о поступке Андрея.

4 группа «Жёлтая шляпа оптимиста»

Какие качества героя можно назвать положительными? Попытайтесь выступить в роли его защитника.

5группа «Синяя шляпа философа»

Можете ли вы оправдать поступок Андрея? Как вы относитесь к тому, что Тарас “вырубил его из своей души”.

6 группа «Зелёная шляпа творческая»

Написать свой конец повести

  (Учащиеся выполняют работу группой, но отвечать будет один от каждой группы)

Учитель корректирует ответы, направляетв нужное русло, активизируя мыслительную деятельность

Закрепление знаний.

А сейчас поработайте в своих группах и составьте синквейн – описание Тараса, Степана и Андрея. Опишите черты характера.

Рефлексия.

Каково авторское отношение к каждому герою?

Итог урока.

Проследив жизненные вехи и творчество Б.Горбатова, можно резюмировать:

1. Борис Горбатов не сразу выбрал путь прозаика, вначале писал стихи, после нелестного отзыва В.Маяковского понял, что поэзия не его стезя

2. Писательская профессия началась с газетных заметок и статей

3. Б.Горбатов – автор произведений разных жанров: статей, заметок, рассказов, повестей

4. Главная идея его произведений – отражение геройских будней современников

5. Произведения Б.Горбатова получали неоднозначную оценку критиков

Проанализировав повесть «Непокоренные», можем определить особенности этого произведения:

1. Повести по праву присуждена Премия. Здесь нет, рисовано трагичных картин, нет пафосности, столь присущей военной прозе 20 века

2. Произведение не оставило равнодушным современников: по сюжету книги снят кинофильм М.Донским, Д.Кабалевским написана опера

3. В центр повествования нравственно чистые, русские люди, патриоты

4. Прообразами «Непокоренных» послужили реальные лица

5. Сюжет, изложенный автором, на самом деле имел место в истории Донбасса в годы Великой Отечественной войны

6. Особенность композиции повести: анафорические повторы (заключающая главу фраза повторяется в начале следующей главы), подчеркивающие неразрывность глав «Непокоренных», автор сковывает их, как цепью

7. Можно провести параллели между героями «Непокоренных» и «Тарас Бульба» Н.Гоголя: сюжет, герои, идея

8.Домашнее задание: написать сочинение на одну из тем

1. «Авторская оценка образа Тараса».

2. «Смысл противопоставления образов Степана и Андрея в повести Б.Горбатова «Непокоренные».

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: