Кинематические и силовые соотношения в механических передачах

ЛЕКЦИЯ 2 МЕХАНИЧЕСКИЕ ПЕРЕДАЧИ

Основные сведения

Для приведения в движение машин-орудий необходима механическая энергия: эта энергия получается в электрических, тепловых и других машинах-двигателях. Чаще всего механическая энергия, используемая для привода в движение машины-орудия, представляет собой энергию вращательного движения вала двигателя.

Как правило, вал двигателя имеет иную, обычно большую, угловую скорость (частоту вращения), чем вал приводимой машины. В сравнительно редких случаях ведомый вал может быть непосредственно связан с ведущим валом (примером является вентилятор); обычно между валами двигателя 1 и машины-орудия 3 вводят промежуточные устройства 2, которые называют передачами (рисунок 1).

Рисунок 1. Механизм барабанной лебедки

В современных машинах передача энергии может осуществляться механическими, гидравлическими, пневматическими и другими устройствами. В курсе «Детали машин» рассматривают только механические передачи.

Механическими передачами, или просто передачами, называют механизмы для передачи энергии от машины-двигателя к машине-орудию, как правило, с преобразованием скоростей, моментов, а иногда — с преобразованием видов движения.

Основные причины применения передач в машинах:

- требуемые скорости рабочих органов машины часто не совпадают со скоростями стандартных двигателей;

- скорости рабочего органа машины часто необходимо регулировать (изменять) в процессе работы;

- большинство рабочих органов машин должны работать при малых скоростях и обеспечивать большие вращающие моменты, а высокооборотные двигатели экономичнее;

- двигатели изготовляют для равномерного вращательного движения, а в машинах иногда требуется прерывистое поступательное движение с изменяющимися скоростями.

Классификация механических передач

Механические передачи классифицируют:

1 по принципу действия и взаимному расположению звеньев:

- передачи трением с непосредственным контактом

звеньев — фрикционные

- передачи трением с использованием промежуточного

звена — ременные;

- передачи зацеплением с непосредственным контактом

звеньев — зубчатые, червячные, винтовые;

- передачи зацеплением с использованием промежуточного

звена — цепные.

2по характеру изменения скорости:

- понижающие и повышающие передачи;

- регулируемые и нерегулируемые

3 по конструктивному исполнению:

- открытые передачи, не имеющие общего корпуса (применяют

при невысоких скоростях - до 3...4 м/с и, как правило, в безопас-ных местах);

- полуоткрытые, обычно снабжающиеся защитным кожухом, но подшипники, как правило, выполняются отдельно в закрытом

исполнении;

- закрытые, имеющие общий корпус, в котором расположены

все узлы передачи и куда заливается смазочное масло.

4 по числу ступеней:

- одноступенчатые передачи;

- многоступенчатые однотипные и комбинированные из разных типов передач.

Кинематические и силовые соотношения в механических передачах

В машиностроении принято обозначать угловые и окружные скорости, частоту вращения, диаметры вращающихся деталей ведущих валов индексами нечетных цифр, ведомых — четными.

В каждой механической передаче различают ведущее звено 1,от которого передается движение, и ведомое звено 2, которому сообщается это движение,  следующее ведущее звено 3, ведомое - 4 и т.д.

Параметры любой механической передачи:

1 Мощность на входе и выходе – Р1, Р2 -Вт, кВт

2 Частота вращения ведущего и ведомого звеньев или угловая скорость вращения, соответственно – n1, n2 – об/мин, ɷ1, ɷ2 – рад/с

ɷ =

3 Габариты передачи – d1, d2 – мм

4 Передаточное отношение

ὶ =  =

5 Часто используется понятие передаточного числа

u=  =  ,

где z1, z2 – число зубьев зубчатой передачи.

Передачи с u ˃ 1 называют редукторами, с u  ˂ 1 – мультипликаторами.

6 Коэффициент полезного действия передачи

 η = ,

где Р = М·ɷ

М – вращающий момент на валу механизма, Н·м.

Для многоступенчатых передач общий КПД равен произведению КПД отдельных ступеней или кинематических пар.

η общ = η1 η2 η3… ηn,

Для многоступенчатых передачи общее передаточное число определяется по формуле

uобщ = u1u2u3…un

7 Окружная скорость ведущего и ведомого звена

V= ωd / 2,

8 Окружная сила

Ft=P / V=2M / d,

где, P – мощность Вт;

V – окружная скорость м/с;

M - вращающий момент;

d – диаметр колеса.

 

Дополнительный материал изложен в следующей литературе

Ивченко В.А. Техническая механика: учебное пособие – М.: ИНФРА-М.: 2003.-157 с.

Мовнин М.С., Израелит А.Б., Рубашкин А.Г. Основы технической механики Л: Машиностроение, 2001.-288 с.

Олофинская В.П. Детали машин. Краткий курс и тестовые задания: Учебное.пособие.-2-е изд., испр. и доп. – М.: Форум, 2008.-208 с.

 


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: