Краткие теоретические сведения по теме практической работы

Методические указания

К выполнению практической работы № 7

Тема 7. Трудовые споры

Наименование работы: Рассмотрение индивидуальных трудовых споров к КТС, в судебных органах.

Учебная цель: формирование умений применять полученные знания на практике.

Учебные задачи:

1. Развивать у будущих специалистов способности анализировать, сравнивать.

2. Формировать умение подводить итог проделанной работы.

Образовательные результаты, заявленные в ФГОС

Студент должен:

Знать

- Понятие, виды трудовых споров

- Индивидуальные трудовые споры

- Коллективные трудовые споры

 

Уметь:

- использовать необходимые нормативно- правовые документы;

- защищать свои права в соответствии с гражданским - процессуальным и трудовым законодательством;

- анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействия) с правовой точки зрения.

 

 

Задачи практической работы

1. Повторить теоретический материал.

2. Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

3. Выполнить задания

 

 

Материально-техническое оснащение рабочего места:

 

1.методические указания;

2. Румынина В.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности – М.: «Академия», 2014

3. Справочная литература

4. Гражданский кодекс РФ

5. Конституция РФ

6. Консультант плюс

  7. Трудовой кодекс РФ

Правила безопасности: Правила поведения в кабинете во время выполнения практической работы.

Норма времени: 2 часа.

Контрольные вопросы при допуске к работе

1. Дайте определение понятия «Индивидуальный трудовой спор».

2. Дайте определение понятия «Коллективный трудовой спор».

3. Какими правами обладают профсоюзы в сфере защиты трудовых прав работников?

5. Что такое забастовка? В каком порядке она проводится?

6. В каких случаях забастовка может быть призвана незаконной?

Краткие теоретические сведения по теме практической работы

 

Трудовой спор – неурегулированные разногласия между работодателем и работником(ами) по поводу осуществления трудовой деятельности: 

Ø  отказ в приеме на работу;

Ø  дата и причина увольнения;

Ø  перевод на другую работу;

Ø  возмещение вреда причиненного работником;

Ø  невыплаты заработной платы;

Ø  другие ситуации (по трудовому договору).  

 

Индивидуальный трудовой спор – неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства, которые могут рассматриваться комиссией по трудовым спорам (КТС) и судами (в т.ч. мировыми судами).

Порядок рассмотрения:

1. Подача заявления в КТС (в 3-х месячный срок).

2. КТС рассматривает заявление в течение 10 дней со дня подачи заявления.

3. Спор в КТС рассматривается в присутствии работника.

4. КТС принимает решение тайным голосованием.

Коллективный трудовой спор – неурегулированные разногласия между работниками (их представителями и работодателями по поводу установления и изменения условий труда, выполнения коллективных договоров, отказа работодателя учитывать мнение выборного представительного органа работников.

Стадии разрешения коллективных трудовых споров; примирительные процедуры:

1. Разрешение коллективного трудового спора примирительной комиссией.

2. Разрешение коллективно трудового спора с участием посредников или в трудовом арбитраже.

Федеральная инспекция труда (инспекторы труда на предприятиях) осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением ТК РФ.

Профессиональные союзы осуществляют проверки соблюдения трудового законодательства, выполнение коллективных договоров, соглашений.

Самозащита – новый для трудового законодательства РФ способ защиты прав работника (активные действия по охране своих прав, жизни и здоровья).

Забастовка – временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.  

 

 

              Содержание и последовательность выполнения заданий

1. Бухгалтер Комиссарова, инвалид 2 группы по зрению, работала полный рабочий день, хотя в соответствии с медицинским заключением ей была рекомендована работа не более 4 часов в день.

Проработав месяц, Комиссарова обратилась к администрации с заявлением об оплате ей за сверхурочную работу. Однако на свою просьбу получила отказ.

Комиссарова обратилась с жалобой в вышестоящую организацию. Руководитель вышестоящей организации порекомендовал Комиссаровой рассмотреть ее жалобу в комиссии по трудовым спорам.

Правильно ли поступил руководитель организации? Кто и каким образом должен разрешить данный спор?

2. Вахтер Бричкин 20 октября обратился в комиссию по трудовым спорам с просьбой обязать работодателя оплатить работу сверхурочно 10 апреля, 15 – 18 июня и 1 июля.

Комиссия решением от 25 октября отказала в рассмотрении его заявления в связи с пропуском срока на обращение в комиссию.

Суд не стал рассматривать заявление вахтера, поскольку трудовой спор в организации не был разрешен по существу.

Правильно ли поступили указанные органы? Куда следует обратиться Бричкину после отказа суда?

3. Преподаватель института Рогожников уволился по собственному желанию 15 мая.

Через три с половиной месяца он обратился в комиссию по трудовым спорам с просьбой о восстановлении на прежней работе. В заявлении он указал, что уволился под давлением администрации, которая угрожала расторгнуть с ним трудовой договор за совершение аморального проступка.

КТС отказала в приеме заявления в связи с истечением срока обращения.

Рогожников обратился в суд.

Проанализируйте спорную ситуацию.

4. Бригаде строителей, в которой занято 15 человек, не была выплачена премия за досрочный ввод в эксплуатацию законченного объекта.

Неоднократные обращения бригадира к начальству результатов не дали. Бригада решила объявить забастовку. Поручили бригадиру выяснить, как это сделать.

Бригадир спросил об этом знакомого студента экономического факультета, изучавшего трудовое право.

Дайте ответ бригадиру.

 

5. Коллектив преподавателей вуза принял решение о присоединении к всероссийской забастовке, объявленной ЦК профсоюза.

Организацию забастовки поручили профкому вуза.

Какие действия должен предпринять профком?

 

6. Администрация аэропорта обратилась в районный суд с иском о признании незаконной однодневной забастовки авиадиспетчеров.

Суд требование удовлетворил. Начальник аэропорта объявил выговоры трем диспетчерам, а одного уволил за прогул.

Профком обжаловал решение районного суда в областной.

Как следует поступить коллегии по гражданским делам этого суда? Какими могут быть последствия ее решения для наказанных работников? Какой орган может признать забастовку незаконной?

Форма контроля выполнения практических занятий:

Выполненная работа представляется преподавателю в рабочей тетради для выполнения практических работ.

 

КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ

Преподаватель выставляет обучающимся отметки за выполнение практической работы, учитывая результаты наблюдения за процессом труда обучающихся, качество выполненных заданий и затраты рабочего времени

«5» ставится, если обучающийся:

- самостоятельно выполняет практические задания;

- правильно обосновывает выбор и оптимальность состава источников, необходимых для решения поставленных задач;

- рационально распределяет время на все этапы решения задачи;

- практическое занятие оформлено в тетради в соответствии с указанными требованиями;

- полностью соблюдались правила техники безопасности:

-при защите работы демонстрирует нормативно – правовую компетентность, аргументированность, культуру диалога, ораторское искусство.

«4» ставится, если обучающийся:

- самостоятельно выполняет практические задания;

- в основном правильно обосновывает выбор и оптимальность состава источников, необходимых для решения поставленных задач;

- норма времени выполнена или не довыполнена на 10-15%;

- практическое занятие оформлено в тетради в соответствии с указанными требованиями;

- полностью соблюдались правила техники безопасности:

-при защите работы демонстрирует нормативно – правовую компетентность, аргументированность, культуру диалога, ораторское искусство.

«3» ставится, если обучающийся:

- самостоятельно выполняет практические задания;

- допускает ошибки при обосновании выбора состава источников, необходимых для решения поставленных задач;

- норма времени выполнена или не довыполнена на 15-20%;

- практическое занятие оформлено в тетради с незначительными отклонениями от указанных требований;

- полностью соблюдались правила техники безопасности:

- при защите работы не достаточно демонстрирует нормативно – правовую компетентность, аргументированность, культуру диалога, ораторское искусство.

«2» ставится, если обучающийся:

- не самостоятельно выполняет практические задания;

- допускает существенные ошибки при обосновании выбора состава источников, необходимых для решения поставленных задач;

- норма времени выполнена или не довыполнена на 20-30%;

- практическое занятие оформлено в тетради со значительными отклонениями от указанных требований;

- полностью соблюдались правила техники безопасности:

- при защите работы не демонстрирует нормативно – правовую компетентность, аргументированность, культуру диалога, ораторское искусство.

«1» ставится, если обучающийся:

- отсутствует самостоятельность при выполнении практических заданий;

- неправильно обосновывает выбор состава источников, необходимых для решения поставленных задач;

- норма времени не довыполнена на 30-40%;

- практическое занятие оформлено без учета указанных требований;

- полностью соблюдались правила техники безопасности:

- не готов к защите работы.

 

Домашнее задание: Подготовиться к дискуссии по вопросам практической работы

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: