V. Где можно найти нужный материал?

Тема «История крылатого выражения»

Учебная цель: научиться создавать текст-объяснение.

Учебная задача: вам предлагаются несколько крылатых выражений, выберите из них только одно и напишите текст, в котором нужно рассказать, как возникло это выражение и какой смысл оно содержит.

I. Список крылатых выражений (выбрать нужно только 1)

1. Авгиевы конюшни

2. Бочка Данаид

3. Дамоклов меч

4. Мидас

5. Муки Тантала (Танталовы муки)

6. Прометей

7. Сизифов труд (Труд Сизифа)

8. Ящик Пандоры

II. Образец выполнения речевой задачи

Я расскажу о том, как появилось крылатое выражение «ахиллесова пята».

Великому герою Ахиллу еще в детстве предсказали, что он погибнет в сражении. Мать Ахилла, конечно, не хотела, чтобы ее сына настигла ранняя смерть. Чтобы спасти его от гибели, она погрузила ребенка в священные воды подземной реки Стикс. Воды реки, которая текла в стране мертвых, сделали тело мальчика неуязвимым для стрел и мечей. Когда ребенка окунали в воду, то его держали за пятку, поэтому это место осталось незащищенным. Именно туда  попала стрела, которая стала для Ахилла смертельной.

Впоследствии появилось выражение «ахиллесова пята». Так стали называть слабое, уязвимое место. Вот примеры, в которых используется это выражение:

Ахиллесовой пятой этого человека была его жадность.  Но у этого плана была своя ахиллесова пята: он не учитывал погодные условия.

III. Модель ответа

1. Вы определяете свою задачу (Вариант исполнения: Я расскажу о том, как появилось крылатое выражение «______».

2. Рассказываете историю, которая связана с крылатым выражением.

Примечание. Если вы просто скачаете текст из какого-нибудь справочника, то не удивляйтесь низкому баллу за это действие. Ваша задача – пересказать прочитанный текст так, чтобы он стал доступным для понимания и легким для чтения, удалите из него лишнюю информацию (имена, даты, события), оставьте только те факты, которые необходимы для нашей работы.

3. Указываете переносное значение, которое закрепилось в культуре у крылатого выражения (Вариант исполнения: Впоследствии появилось выражение «______». Оно означает, так стали называть, его используют…)

4. Придумайте сами или приведите из других источников 2 примера, которые иллюстрируют употребление крылатого выражения.

IV. Требования

1. Ваш текст содержит 4 смысловые части, они располагаются в следующей последовательности:

  • Тема (о каком выражении вы будете рассказывать)
  • История возникновения (она является самой объемной)
  • Значение крылатого выражения
  • Примеры использования крылатого выражения.

2. Вы пишете текст-объяснение, который адресован вашим ровесникам. Вам придется  поработать со справочниками, словарями, где используется научный стиль. Вы должны адаптировать свой текст, то есть упростить, передать содержание простым языком, чтобы его легко мог понять любой школьник вашего возраста.

3. Работа должна быть написана грамотно: ошибки учитываются при выставлении оценки

4.Работу можно выполнить в редакторе Word или в программе Power Point. Если нет возможности, то сделайте в рабочей тетради.

5. Желательно (если есть такая возможность!) проиллюстрировать крылатое выражение картинкой.

6. Работу сдайте до 30 апреля. Не переживайте по поводу точек, которые у вас будут стоять. Когда я проверю работы (проверка начнется 1 мая) и выставлю оценки в журнал, то ваши точки сразу исчезнут.

 

V. Где можно найти нужный материал?

1. Свободная энциклопедия: Википедия

2. В словарях и справочниках Академика

Режим доступа: https://dic.academic.ru/

3. В словарях крылатых выражений

Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/encSlov/index2.htm

 

Всем желаю творческого вдохновения! Берегите себя!  


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: