Список используемой литературы

Практическое занятие

Тема: «Основы педагогической риторики»

Выполнила Заломенкова Лина Дмитриевна группа СДО(О)-19

Вопросы:

1. Назовите характерные особенности педагогической риторики?

2. Что такое повествование, каковы его характерные особенности в работе педагога-дефектолога?

3. Каким образом можно придать динамику повествованию?

4. Что такое описание и каковы его характерные особенности в работе педагога-дефектолога?

5. Что такое рассуждение (размышление) и каковы его характерные особенности?

6. Что такое полемичность речи и каковы её особенности в работе педагога-дефектолога

Ответы:

1. Залогом успешной деятельности педагога служит речевая коммуникация, обладающая такими характеристиками, как эффективность, артистизм и гармоничность. При этом подразумевается, что даже в случае, если обращение производится к одному слушателю, речь всё равно сохраняет публичный стиль, а именно:

· допускает расширение круга адресатов;

· содержит заранее составленные компоненты;

· носит не только информирующий, но и воздействующий характер.

 

2. Повествование - это динамический функционально-смысловой тип речи, выражающий сообщение о развивающихся во временной последовательности действиях или состояниях и имеющий специфические языковые средства.

Повествование – это рассказ о событии, которое происходит в определенный промежуток времени. Отражение события последовательны, логически связаны друг с другом. Повествование может идти как от третьего лица, так и от первого, и для него характерны такие элементы как завязка (начало события), развитие действия и развязка (итог описываемого события).


Педагог-дефектолог, должен строить свою работу, опираясь на определённые принципы:  


1. Чёткое знание и понимание особенностей процесса обучения и воспитания ребёнка с проблемами в развитии в специальном (коррекционном) образовательном учреждении;


2. Построение своей работы с опорой на общедидактические принципы, сочетающиеся с актуальной новизной в структуре учебно-воспитательного процесса с обязательным учётом индивидуальности и познавательных возможностей каждого ребёнка.


3. Учитель - дефектолог должен понимать важность того пути, по которому идёт, и то, что этот путь будет проходить не в одиночку, а с каждым своим учеником, идя шаг в шаг, ведя его за собой, и показывая важность этого пути для всех участников образовательного процесса.


4. Учитель - дефектолог должен учитывать специфику, сущность и тяжесть заболевания ребёнка, но при этом видеть потенциал каждого из них, помогая и раскрывая возможности дальнейшего роста и развития. Мало того, учитель должен сам расти и развиваться вместе со своими учениками, ведь он является связующим звеном между ребёнком и окружающим миром. Учитель - это источник познания, через которого маленький человек, а в особенности ребёнок с ОВЗ, ищет связующую нить для гармоничного воссоединения с этим прекрасным, но таким не простым миром.


5. Немаловажную роль в деятельности учителя - дефектолога играет самодостаточность. Такой учитель должен иметь высокий потенциал для самореализации, для самосовершенствования, для самообразования. Он должен быть сам полноценно развитой личностью. «Только личность способна воспитать личность»,- эта формула принадлежит К.Д. Ушинскому.

3.  Динамика повествования создается благодаря использованию глаголов, которые могут выражать быструю смену событий, последовательность их развития, поэтому чаще всего используются глаголы конкретного действия. Динамика может передаваться также значением глаголов, их разными видовременными планами, порядком следования, отнесением их к одному и тому же субъекту, обстоятельственными словами со значением времени, союзами и т.д. Вступает в силу принцип стремительного повествовательного движения, и стиль приобретает захватывающую быстроту.

4. Описание - это констатирующая речь, как правило, дающая статическую картину, представление о характере, составе, структуре, свойствах, качествах объекта путем перечисления как существенных, так и несущественных его признаков в данный момент. Детальное описание позволяет ученикам визуально представить изучаемый предмет (явление и т.п.) – это позволяет развить воображение и детальнее изучить представленное.

5. При необходимости построить высказывание типа размышления надо начать осмысление темы и отбор материала для её раскрытия с системы вопросов. Естественно, что не все вопросы, возникшие на предтекстовом этапе, получают потом отражение в тексте (речи), - более того, они вообще могут быть опущены, они выполнили свою роль. Но могут они и остаться в тексте, выполняя роль скрепов между отдельными частями текста-размышления (оставленные в тексте, они как бы выявляют и демонстрируют ход мысли). При создании рассуждения-размышления следует акцентрировать внимание на решении проблемных вопросов и ответах на них. Для такого текста характерны те же языковые средства, что и для рассуждения как типа речи.

6. Полемика - это борьба принципиально противоположных мнений по тому или иному вопросу, публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента. Наряду с этим понятием используются: прения и дискуссия. Спор, дискуссия, полемика взаимопроникаемы. Полемическая форма речи предполагает тщательный анализ исходного фактического материала, статистических данных, научных проблем, мнений различных людей и т. д., основанную на этом строгую аргументацию, а также эмоциональное воздействие на слушателя, необходимые в процессе убеждения. Благодаря полемичности усиливается аналитическая сторона речи, ее информативная значимость и проявляется комментаторская позиция оратора. Полемический характер выступления связан с рядом обстоятельств:

· в аудитории всегда находятся люди, которые имеют противоположную точку зрения или скептически относятся к идеям автора, и этих людей следует убедить;

· истины, выраженные в такой форме, легче усваиваются аудиторией, активизируют у слушателей мыслительные процессы;

· данная форма позволяет сопоставить и оценить различные теории и тем самым проверить подлинность суждения.

 

 







Список используемой литературы.

1. Щербакова, Н. Н. Основы речевой культуры дефектолога: учебно-методическое пособие. Режим доступа - URL: https://e.lanbook.com/book/70435

2. Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. Культура и искусство речи. Современная риторика. Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс». 1998 г. // Электронный ресурс «lawbook.online» // Режим доступа - URL: https://lawbook.online/

3. Электронный ресурс «wikipedia» // Режим доступа - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница

4. Подготовка речи к публичному выступлению. Режим доступа –
URL: https://vuzlit.ru/914888/osnovnyh_voprosa_skazat 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: