Практическое задание

Основы экономики

(название учебной дисциплины)

Для групп 0909, 0911 ЛОГ

Преподаватель: Шевченко Николай Николаевич

                                          (ФИО)

ТЕМА: «Спрос и предложение.  Закон спроса и предложения»

 

Краткий курс лекции

 

Сегодня практически любой развитой стране мира свойственна рыночная экономика, при которой вмешательство государства минимально или вовсе отсутствует. Цены на товары, их ассортимент, объемы производства и продажи – все это складывается стихийно в результате работы рыночных механизмов, важнейшие из которых это закон спроса и предложения. Поэтому рассмотрим хотя бы сжато основные понятия экономической теории в этой области: спрос и предложение, их эластичность, кривая спроса и кривая предложения, а также факторы их определяющие, рыночное равновесие.

Спрос (англ. «Demand») – платежеспособная потребность покупателей в определенном товаре при определенном уровне цен на него.

Величина спроса (объем спроса) – количество товаров, которое покупатели желают и могут приобрести по данной цене. Итак, спрос – это потребность покупателей в некотором товаре, обеспеченная их платежеспособностью (то есть у них есть деньги, чтобы удовлетворить свою потребность). А величина спроса – конкретное количество товаров, которое покупатели хотят и могут (у них есть на это деньги) купить.

Различают следующие виды спроса: индивидуальный спрос – отдельного конкретного покупателя; общий (совокупный) спрос – всех покупателей имеющихся на рынке. Спрос, зависимость между его величиной и ценой (а также другими факторами) можно выразить математически, в виде функции спроса и кривой спроса (графическая интерпретация). Функция спроса – закон зависимости величины спроса от различных факторов, оказывающих на него влияние.

Кривая спроса – графическое выражение зависимости величины спроса на некоторый товар от цены на него. В простейшем случае функция спроса представляет собой зависимость его величины от одного ценового фактора:

 где: QD - величина спроса на данный товар;

 P – цена на данный товар.

Графическое выражение этой функции (кривая спроса) – прямая линия с отрицательным углом наклона. Описывает такую кривую спроса обычное линейное уравнение:

где: QD - величина спроса на данный товар;

 P – цена на данный товар;

a – коэффициент задающий смещение начала линии по оси абсцисс (X);

 b – коэффициент задающий угол наклона линии (отрицательное число).

 

Линейный график спроса выражает обратную зависимость между ценой на товар (P) и количеством покупок данного товара (Q)

Но, в реальности, конечно все намного сложнее и на величину спроса влияет не только цена, но и многие неценовые факторы. В этом случае функция спроса приобретает следующий вид:

 где: QD - величина спроса на данный товар;

 PX – цена на данный товар;

P – цена на другие взаимосвязанные товары (заменители, дополнители);

 I – доход покупателей;

 E – ожидания покупателей относительно роста цен в будущем;

 N – количество возможных покупателей в данном регионе;

T – вкусы и предпочтения покупателей (привычки, следование моде, традициям и пр.); и иные факторы.

 Графически такую кривую спроса можно представить в виде дуги, но это опять же упрощение – в реальности график спроса может иметь любую самую причудливую форму.

 В реальности спрос зависит от многих факторов и зависимость его величины от цены носит нелинейный характер.

 Таким образом, факторы, влияющие на спрос:

 1. Ценовой фактор спроса – цена на данный товар.

2. Неценовые факторы спроса:

- наличие взаимосвязанных товаров (заменителей);

- уровень доходов покупателей (их платежеспособность);

- количество покупателей в данном регионе;

- вкусы и предпочтения покупателей;

- ожидания покупателей (относительно роста цен, будущих потребностей и пр.);

- иные факторы.

Для понимания рыночных механизмов очень важно знать базовые законы рынка, к числу которых относится закон спроса и предложения. Закон спроса – при росте цены на товар, спрос на него снижается, при прочих неизменных факторах, и наоборот.

Математически закон спроса означает наличие между величиной спроса и ценой обратной зависимости. С обывательской точки зрения закон спроса полностью логичен – чем ниже цена на товар, тем привлекательнее его покупка и тем большее количество единиц товара будет куплено. Но, как это ни странно, бывают парадоксальные ситуации, при которых закон спроса дает сбой и действует в обратную сторону. Это проявляется в том, что величина спроса растет по мере роста цены! Примерами могут служить эффект Веблена или товары Гиффена.

Закон спроса имеет теоретическое обоснование. В его основе лежат следующие механизмы:

1. Эффект дохода – стремление покупателя приобрести большее количество данного товара при снижении цены на него, при этом не уменьшая объема потребления других товаров.

2. Эффект замещения – готовность покупателя при снижении цены на данный товар отдать предпочтение именно ему, отказавшись от других более дорогостоящих товаров.

3. Закон убывающей предельной полезности – по мере потребления данного товара каждая его дополнительная единица будет приносить все меньшее удовлетворение (продукт «приедается»). Поэтому потребитель будет готов продолжать покупать данный товар только при снижении его цены. Таким образом, изменение цены (ценового фактора) приводит к изменению величины спроса. Графически это выражается в перемещении по кривой спроса.

 

Изменение величины спроса на графике: перемещение по линии спроса от D к D1 - рост объема спроса; от D к D2 - снижение объема спроса.

Воздействие иных (неценовых) факторов приводит к сдвигу кривой спроса – изменению спроса. При росте спроса график смещается вправо и вверх, при снижении спроса – влево и вниз. Рост называется – расширение спроса, снижение – сужение спроса.

Изменение спроса на графике: сдвиг линии спроса от D к D1 - сужение спроса; от D к D2 - расширение спроса.

При росте цены на товар, величина спроса на него уменьшается. При снижении цены – увеличивается. Но это происходит по-разному: в одних случаях незначительное колебание уровня цен может вызвать резкий рост (падение) спроса, в других изменение цены в очень широких пределах практически никак не повлияет на спрос. Степень такой зависимости, чувствительности величины спроса к изменению цены или других факторов называется эластичностью спроса. Эластичность спроса – степень изменения величины спроса при изменении цены (или другого фактора) в ответ на изменение цены или другого фактора.

Числовой показатель, отражающий степень подобного изменения - коэффициент эластичности спроса. Соответственно, эластичность спроса по цене показывает, насколько изменится объем спроса при изменении цены на 1%. Дуговая эластичность спроса по цене – применяется, когда нужно вычислить примерную эластичность спроса между двумя точками на дуговой кривой спроса. Чем более выпуклой будет дуга спроса, тем выше будет погрешность определения эластичности.

где: EPD - эластичность спроса по цене;

P1 – первоначальная цена на товар;

 Q1 – первоначальная величина спроса на товар;

P2 – новая цена; Q2 – новая величина спроса;

ΔP – приращение цены;

ΔQ – приращение величины спроса;

 Pср. – средняя цены;

 Qср. – средняя величина спроса.

Точечная эластичность спроса по цене – применяется тогда, когда задана функция спроса и есть значения исходной величины спроса и уровня цены. Характеризует относительное изменение величины спроса при бесконечно малом изменении цены.

где: dQ – дифференциал величины спроса;

 dP – дифференциал цены;

 P1, Q1 – значение цены и величины спроса в анализируемой точке.

Эластичность спроса можно рассчитать не только по цене, но например, по доходу покупателей, а также по другим факторам. Существует и перекрестная эластичность спроса. Но мы не будем здесь настолько глубоко рассматривать эту тему, ей будет посвящена отдельная статья.

В зависимости от абсолютного значения коэффициента эластичности различают следующие виды спроса (виды эластичности спроса): Совершенно неэластичный спрос или абсолютная неэластичность (|E| = 0). При изменении цены величина спроса практически не меняется. Близкими примерами могут служить товары первой необходимости (хлеб, соль, лекарства). Но в реальности нет товаров с совершенно неэластичным спросом на них; Неэластичный спрос (0 < |E| < 1).

 Величина спроса меняется в меньшей степени, чем цена. Примеры: товары повседневного спроса; товары, не имеющие аналогов. Спрос с единичной эластичностью или единичная эластичность (|E| = -1). Изменение цены и величины спроса полностью пропорциональны. Объем спроса растет (падает) точно такими же темпами, как и цена. Эластичный спрос (1 < |E| < ∞). Величина спроса изменяется в большей степени, чем цена. Примеры: товары, имеющие аналоги; предметы роскоши. Совершенно эластичный спрос или абсолютная эластичность (|E| = ∞). Незначительное изменение цены тут же повышает (понижает) объем спроса на неограниченную величину. В реальности нет товар с абсолютной эластичностью. Более-менее близкий пример: ликвидные финансовые инструменты, торгуемые на бирже (например, валютные пары на Форекс), когда небольшое колебание цены может вызвать резкий рост или падение спроса.

Предложение (англ. «Supply») - способность и готовность продавцов продать товар по данной цене. Величина предложения (объем предложения) - количество товаров, которое продавцы желают и могут продать по данной цене. Различают следующие виды предложения: индивидуальное предложение – конкретного отдельного продавца; общее (совокупное) предложение – всех продавцов присутствующих на рынке.

Функция предложения – закон зависимости величины предложения от различных факторов, оказывающих на него влияние. Кривая предложения – графическое выражение зависимости величины предложения на некоторый товар от цены на него. Упрощенно функция предложения представляет собой зависимость его величины от цены (ценового фактора):

где: QS - величина предложения на данный товар;

 P – цена на данный товар.

Кривая предложения в этом случае – прямая линия с положительным углом наклона. Описывает эту кривую предложения следующее линейное уравнение:

где: QS - величина предложения на данный товар;

P – цена на данный товар;

c – коэффициент, задающий смещение начала линии по оси абсцисс (X);

d – коэффициент задающий угол наклона линии.

 

Линейный график предложения выражает прямую зависимость между ценой на товар (P) и количеством покупок данного товара (Q)

Функция предложения, в ее более сложной форме учитывающей влияние и неценовых факторов, представлена ниже:

где QS – величина предложения;

PX – цена данного товара;

P1...Pn – цены других взаимосвязанных товаров (заменителей, дополнителей);

R – наличие и характер производственных ресурсов;

K – применяемые технологии;

C – налоги и дотации;

X – природно-климатические условия; и прочие факторы.

В этом случае кривая предложения будет иметь форму дуги.

В реальных условиях предложение зависит от многих факторов и зависимость объема предложения от цены носит нелинейный характер.

Таким образом, факторы, влияющие на предложение:

 1. Ценовой фактор – цена на данный товар;

2. Неценовые факторы:

- наличие товаров-дополнителей и товаров-заменителей;

- У-ровень развития технологий;

- количество и доступность необходимых ресурсов;

- природные условия; ожидания продавцов (производителей):

- социальные, политические, инфляционные; налоги и дотации;

- тип рынка и его емкость;

- прочие факторы.

Закон предложения – при росте цены на товар, предложение на него увеличивается, при прочих неизменных факторах, и наоборот. Математически закон предложения означает, что между величиной предложения и ценой существует прямая зависимость.

Закон предложения, также как и закон спроса, очень логичен. Естественно, что любой продавец (производитель) стремится подать свой товар по более высокой цене. Если уровень цен на рынке повышается – продавцам выгодно продавать больше, если снижается – нет. Изменение цены на товар приводит к изменению величины предложения. На графике это проявляется движением по кривой предложения.

Изменение величины предложения на графике: перемещение по линии предложения от S к S1 - рост объема предложения; от S к S2 - снижение объема предложения

Изменение неценовых факторов приводит к сдвигу кривой предложения (изменению самого предложения). Расширение предложения – сдвиг кривой предложения вправо и вниз. Сужение предложения – сдвиг влево и вверх.

Изменение предложения на графике: сдвиг линии предложения от S к S1 - сужение предложения; от S к S2 - расширение предложения.

Предложении, как и спрос, может находиться в различной степени зависимости от изменения цены и других факторов. В этом случае говорят об эластичности предложения. Эластичность предложения – степень изменения величины предложения (количества предлагаемых товаров) в ответ на изменение цены или другого фактора.

Числовой показатель, отражающий степень такого изменения - коэффициент эластичности предложения. Соответственно, эластичность предложения по цене показывает, насколько изменится величина предложения при изменении цены на 1%. Формулы для расчета дуговой и точечной эластичности предложения по цене (Eps) полностью аналогичны формулам для спроса. Виды эластичности предложения по цене: абсолютно неэластичное предложение (|E|=0). Изменение цены совершенно не влияет на величину предложения. Это возможно в краткосрочном периоде; неэластичное предложение (0 <|E| <1). Величина предложения изменяется в меньшей степени, чем цена. Присуще краткосрочному периоду; предложение с единичной эластичностью (|E| = 1); эластичное предложение (1 <|E| <∞). Величина предложения изменяется в большей степени, чем соответствующее изменение цены. Характерно для долгосрочного периода; абсолютно эластичное предложение (|E| = ∞). Величина предложения изменяется бесконечно при незначительно малом изменении цены. Также характерно для долгосрочного периода. Что примечательно, ситуации с совершенно эластичным и совершенно неэластичным предложением вполне реальны (в отличие от аналогичных видов эластичности спроса) и встречаются на практике.

Спрос и предложение «встречаясь» на рынке, вступают во взаимодействие друг с другом. При свободных рыночных отношениях без жесткого государственного регулирования они рано или поздно уравновесят друг друга (об этом говорил еще французский экономист XVIII в. Жан Батист Сэй). Такое состояние называется рыночным равновесием. Рыночное равновесие – ситуация на рынке, при которой спрос равен предложению. Графически рыночное равновесие выражается точкой рыночного равновесия – точкой пересечения кривой спроса и кривой предложения. Если спрос и предложения не меняются, точка рыночного равновесия имеет тенденцию оставаться неизменной. Цена, соответствующая точке рыночного равновесия, называется равновесная цена, количество товара – равновесный объем.

Рыночное равновесие графически выражается пересечением графиков спроса (D) и предложения (S) в одной точке. Этой точке рыночного равновесия соответствуют: PE - равновесная цена, и QE - равновесный объем.

Есть разные теории и подходы, объясняющие как именно устанавливается рыночное равновесие. Самые известные – подход Л. Вальраса и А. Маршалла. Но это, также как паутинообразная модель равновесия, рынка продавца и рынка покупателя – тема для отдельной статьи. Если очень кратко и упрощенно, то механизм рыночного равновесия можно объяснить следующим образом. В точке равновесия все (и покупатели, и продавцы) довольны. Если одна из сторон получает преимущество (отклонение рынка от точки равновесия в ту или другую сторону), другая сторона будет недовольна и первой из сторон придется пойти на уступки. Например: цена выше равновесной. Продавцам выгодно продавать товар по более высокой цене и предложение повышается, возникает избыток товаров. А покупатели будут недовольны ростом цены на товар. Вдобавок конкуренция высокая, предложение избыточно и продавцам, чтобы реализовать товар придется снизить цену, пока она не придет к равновесному значению. При этом снизится и объем предложения до равновесного объема. Или другой пример: объем предлагаемых на рынке товаров меньше равновесного объема. То есть на рынке дефицит товаров. В таких условиях покупатели готовы заплатить большую цену за товар, чем та по которой он продается в данный момент. Это побудит продавцов увеличивать объемы предложения с одновременным повышением цены. В итоге цена и объем спроса/предложения придут к равновесному значению.

 

 

Вопросы самоконтроля

1. Понятие спроса.

2. Кривая спроса.

3. Закон спроса.

4. Эластичность спроса.

5. Понятие предложения.

6. Функция предложения.

7. Факторы, влияющие на предложение.

8. Закон предложения.

9. Рыночное равновесие.

 

Практическое задание           

 

Расчёт влияния предложения на спрос

 

Футболка стоит 800 рублей. После снижения цены она стала стоить 680 рублей. На сколько процентов была снижена цена на футболку?

Решение:

 1-й способ. Пусть, а – часть (в %), на которую была снижена цена футболки. Тогда согласно условию задачи составляется уравнение 800 – 800а = 680 руб. или   создаем формулу, вынося 800 за скобки 800 (1 – а) = 680 руб.

1 – а = 0,85; где  а = 1,00 – 0,85 = 0,15. Или 15% (0,15 * 100% =15%).

 2-й способ. Примем стоимость футболки в 800 рублей за 100%. Тогда после снижения цены стоимость футболки в 680 рублей составит х%. составим пропорцию; 800 руб. - 100%., 680 руб. - а%. а = 680 руб. / 800 руб. * 100% = 85% Значит, цена футболки снижена на 100 – 85 = 15 (%).

До снижения цен количество проданных футболок составляло 1000 шт.

После снижения цен было продано 1 500 шт. Цена закупки составляла 400 руб. Получило ли предприятие дополнительную прибыль от снижения цен?

1. Выручка предприятия до снижения цен составила 1 000 шт * 800 = 800 000 руб. Себестоимость равна 1 000 шт * 400 = 400 000 руб.

 Прибыль составила 800 000 руб. – 400 000 руб. = 400 000 руб.

2. Выручка предприятия после снижения цен составила    1 500 шт * 680 руб. =

=  1 020 000 руб.  Себестоимость равна 1 500 шт * 400 = 600 000 руб.

Прибыль составит 1 020 000 руб. – 600 000 руб. = 420 000 руб.

Дополнительная прибыль от снижения цен составит 420 000 – 400 000 = 20 000 руб.

 

Контрольная работа

Расчет влияния предложения на спрос

 

Показатели Ед. изм. Сумма, 1 вар. Сумма, 2 вар.
Стоимость товара до снижения цен Руб. 700 900
Стоимость товара после снижения цен Руб. 630 810
Количество проданных товаров до снижения цен Шт. 2 000 3 000
Количество проданных товаров после снижения цен Шт. 3 500 5 000
Цена закупки товара (себестоимость) Руб. 350 450

 

1. Сколько процентов составило стоимость товара?

2.   Эффективно ли снижение цен? Рассчитайте дополнительную прибыль (не полученную прибыль) от снижения цен.

 

Рекомендованная литература:

  1. Галяутдинов Р.Р. Спрос и предложение // Сайт преподавателя экономики. [2014]. URL: http://galyautdinov.ru/post/spros-i-predlozhenie (дата обращения: 22.04.2020).
  2. Электронный ресурс - ECSON. Задачи по экономике//https:// ecson.ru/economics/pricing/zadacha-1.raschyot-roznichnoy-stoimosti. pribyli.rentabelnosti.html#cut.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: