Опросник профессиональных склонностей

Объединение «Построение карьеры»

Материалы к занятию №15 «История о желуде»

 

Даже индюков можно

научить лазать по деревьям, но лучше

 для этих целей нанять белок.

К.Дайсон

Введение в тему занятия

В профориентации есть такое понятие, как «Принцип желудя». Он гласит, что самое значительное, быстрое и легкое развитие всегда связано с нашими природными способностями. Как и дерево, каждый из нас несет в себе какие-то семена. Метафора желудя говорит о том, что большинство из нас пытается воспринимать других людей так, будто они могут измениться, как захотят. Но нам нужно воспринимать людей иначе: необходимо увидеть, какие семена в них скрыты. Проиллюстрировать этот принцип нам поможет следующая притча.

Притча «История о желуде»

Жил на свете маленький желудь. Его родители говорили: «Мы тебя очень любим и очень на тебя надеемся. Мы дадим тебе все самое лучшее - прекрасную почву, самую лучшую воду, наймем тебе учителей. Ты, главное, сам старайся, стремись, и в один прекрасный день нашими общими усилиями ты станешь великолепным апельсиновым деревом».

Тренер желудя сказал: «Я вижу в тебе задатки. Ты крепкий и упорный, занимаешься лучше других. Я дам тебе комплекс упражнений, благодаря которым ты станешь выдающимся баобабом».

Подруга желудя сказала ему: «Послушай, ты очень хороший и очень нравишься мне! Я думаю, у наших отношений прекрасное будущее, если ты хотя бы немножечко попытаешься расцвести, как тот розовый куст, который я видела в журнале. Сделай это ради нас!»

Желудь задумался. Он любил своих родителей, уважал своего тренера и, безусловно, хотел видеть свою подругу счастливой. Перед ним стоял нелегкий выбор, чьему совету последовать и к чему прилагать усилия…

· Как вы думаете, что он выберет?

· Что сулят желудю учеба на апельсиновое дерево, тренировки для баобабов или стрижка под розовый куст?

Чьему бы совету не последовал желудь, стать он сможет только дубом. Но каким? Переживающим всю жизнь, что на нем не растут апельсины, хотя он так старался? Хилым замыкающим в строю баобабов? Постоянно срезающим свои побеги, чтобы напоминать розовый куст хотя бы формой? Во всяком случае, это будет ничего не успевающий, несчастный, нездоровый, стыдящийся себя дуб.

Чему нас учит эта притча? Во-первых, никому нельзя позволять решать за себя важнейшие вопросы своей жизни. Во-вторых, люди, дающие советы, могут быть неправы, даже если они очень любят вас и желают добра. В-третьих, самое главное – нужно знать себя, быть собой, развивать свои способности.

Пусть говорят, что клены более популярны, пальмы сейчас в дефиците, березы больше зарабатывают, а дубы не в моде в этом году. Времена и вкусы меняются, а человек остается тем, кто он есть, и только от него зависит, будет ли он гордым, мощным, раскидистым дубом или заставит себя изображать недовольную жизнью подделку под любое другое дерево.

Опросник профессиональных склонностей

Между интересами и склонностями много общего, но есть и различие. Интересы выражаются формулой «хочу знать», а склонности – формулой «хочу делать». Можно с удовольствием смотреть фильмы, читать книги по киноискусству, изучать биографии артистов и собирать их автографы, но при этом не стремиться к профессиональной деятельности в области кино. Можно быть фанатом футбольной команды, посещать все игры с ее участием, но при этом не делать даже утренней зарядки.

Профессию надо выбирать в соответствии со своими интересами и склонностями. А интерес формируется в реальном деле – пока не попробуешь, не поймешь, твое это или нет. Поэтому постарайтесь попробовать свои силы в разных видах деятельности – спорте, литературе, искусстве, науке – в том объеме и на том уровне, на каком это возможно в школьных кружках и секциях, музыкальных школах. Уточнить свои склонности можно с помощью Опросника профессиональных склонностей.

Инструкция. При выборе профессии важно учитывать свои склонности, то есть влечения к каким-либо занятиям. Чтобы определить свои профессиональные склонности, выберите один из трех вариантов — «а», «б» или «в» — и отметьте его в бланке.

1. Мне хотелось бы в своей профессиональной деятельности

а) общаться с самыми разными людьми;   

б) снимать фильмы, писать книги, рисовать, выступать на сцене и т.д.

в) заниматься расчетами; вести документацию.

2. В книге или кинофильме меня больше всего привлекает

а) возможность следить за ходом мыслей автора;

б) художественная форма, мастерство писателя или режиссера;

в) сюжет, действия героев.

3. Меня больше обрадует Нобелевская премия

а) за общественную деятельность;

б) в области науки;    

в) в области искусства.

4. Я скорее соглашусь стать

а) механиком;

б) спасателем;

в) бухгалтером.

5. Будущее людей определяют

а) взаимопонимание между людьми;

б) научные открытия;

в) развитие производства.

6. Если я стану руководителем, то в первую очередь займусь

а) созданием дружного, сплоченного коллектива;

б) разработкой новых технологий обучения;

в) работой с документами.

7. На технической выставке меня больше привлечет

а) устройство экспонатов;

б) их практическое применение.

в) внешний вид экспонатов (цвет, форма);

8. В людях я ценю, прежде всего    

а) дружелюбие;

б) смелость;

в) аккуратность.

9. В свободное время мне хотелось бы

а) ставить различные опыты, эксперименты;

б) писать стихи, сочинять музыку или рисовать; 

в) тренироваться.

10. В заграничных поездках меня скорее заинтересует

а) возможность знакомства с историей и культурой другой страны;

б) экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, горные лыжи);

в) деловое общение.

11. Мне интереснее беседовать о

а) человеческих взаимоотношениях;

б) новой научной гипотезе;

в) технических характеристиках новой модели машины, компьютера.

12. Если бы в моей школе было всего три кружка, я бы выбрал

а) технический;          

б) музыкальный;

в) спортивный.

13. В школе следует обратить особое внимание на

а) улучшение взаимопонимания между учителями и учениками;

б) поддержание здоровья учащихся, занятия спортом;

в) укрепление дисциплины.

14. Я с большим удовольствием смотрю

а) научно-популярные фильмы;

б) программы о культуре и искусстве;

в) спортивные программы.

15. Мне хотелось бы работать

а) с людьми;

б) с машинами и механизмами;

в) с объектами природы.

16. Школа в первую очередь должна учить

а) общению с другими людьми;

б) навыкам работы;

в) навыкам планирования своей жизни.

17. Главное в жизни

а) иметь возможность заниматься творчеством;

б) вести здоровый образ жизни;

в) тщательно планировать свои дела.

18. Государство должно в первую очередь заботиться о

а) защите интересов и прав граждан;         

б) достижениях в области науки и техники;

в) материальном благополучии граждан.

19. Мне больше всего нравятся уроки

а) труда;

б) физкультуры;

в) математики.

20. Мне интереснее было бы

а) заниматься сбытом товаров;

б) изготавливать изделия;

в) планировать производство товаров.

21. Я предпочитаю читать статьи о

а) выдающихся ученых и их открытиях;   

б) интересных изобретениях;

в) жизни и творчестве писателей, художников, музыкантов.

22. Свободное время я люблю                    

а) читать, думать, рассуждать;

б) что-нибудь мастерить, шить, ухаживать за животными, растениями;

в) ходить на выставки, концерты, в музеи.

23. Больший интерес у меня вызовет сообщение о

а) научном открытии;

б) художественной выставке;

в) экономической ситуации.

24. Я предпочту работать

а) в помещении, где много людей;

б) в необычных условиях;

в) в обычном кабинете.

Обработка. Подсчитайте число обведенных букв в каждом из шести столбцов и запишите эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки.

10—12 баллов — ярко выраженная профессиональная склонность.

7—9 баллов — склонность к определенному виду деятельности.

4—6 баллов — слабо выраженная профессиональная склонность.

0—3 баллов — профессиональная склонность не выражена.

Шесть столбцов — это шесть видов деятельности.

I — Склонность к работе с людьми. Профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным). Требования к профессионалу: интерес и терпимость к людям, тактичность, развитый эмоциональный интеллект.

II — Склонность к исследовательской деятельности. Профессии, связанные с разработкой новых идей и технологий в любой отрасли. Требования к профессионалу: хорошая теоретическая подготовка, интуиция, развитый интеллект, самостоятельность и гибкость мышления.

III — Склонность к практической деятельности. Производство и обработка материалов; монтаж, ремонт и обслуживание механизмов и конструкций; управление техникой; изготовление изделий. Требования к профессионалу: теоретические знания, практические навыки, сила, выносливость.

IV — Склонность к эстетическим видам деятельности. Творческие профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью, требуют наличия специальных способностей (музыкальных, литературных, актерских и др).

V — Склонность к экстремальным видам деятельности. Профессии, связанные с занятиями спортом, экспедициями, охранной, спасательной и оперативной деятельностью, службой в армии. Требования к профессионалу: хорошая физическая подготовка, смелость, самоотверженность.

VI — Склонность к планово-экономическим видам деятельности. Профессии, связанные с расчетами и планированием, делопроизводством, анализом и преобразованием информации любого рода. Требования к профессионалу: аккуратность, исполнительность, ответственность.

 

I II III IV V VI
1 А     Б   В
2   А   Б В  
3 А Б   В    
4     А   Б В
5 А Б В      
6 А Б       В
7   А Б В    
8 А       Б В
9   А   Б В  
10       А Б В
11 А Б В      
12     А Б В  
13 А       Б В
14   А   Б В  
15 А   Б   В  
16 А   Б     В
17       А Б В
18 А Б В      
19     А   Б В
20 А   Б     В
21   А Б В    
22   А Б В    
23   А   Б   В
24 А       Б В
           

Вы можете пройти этот тест онлайн по ссылке: http://metodkabi.net.ru/index.php?id=test_ops#ur

4. Просмотр фильма «Право на ошибку» https://www.youtube.com/watch?v=E4AMmA9oOFE                                   


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: