Методика планирования и проведения этапов урока ОБЖ

Этап Дидактические задачи этапа Содержание этапа Возможные методы и приемы Требования к планированию и проведению этапа
1. Организаци-онный (1-2 мин) 1. Подготовить учащихся к работе на уроке. 1. Приветствие. 2. Определение отсутствующих. 3. Проверка готовности учащихся к уроку. 4. Организация внимания.     1. «Здравствуйте!», «Добрый день!», «Я рад(а) вас видеть!» 2. «Перекличка», «Рапорт дежурного (старосты)», визуальный осмотр   1.Требовательность,  собранность, организованность. 2. Отсутствие многословия.
2. Этап проверки выполнения домашнего задания (5-7 мин) 1. Установить правильность, полноту и осознанность выполнения д/з всеми уч-ся. 2. Выявить пробелы в знаниях и умениях; определить причины их возникновения. 3. Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы. 1. Выявление факта выполнения письменного, практического или творческого д/з всем классом. Выяснение причин невыполнения д/з отдельными уч-ся. 2. Выяснение степени усвоения учащимися заданного учебного материала. 3. Определение типичных недостатков в знаниях и умениях уч-ся и причин их появления. 4. Ликвидация обнаруженных недостатков.     1.- визуальная проверка учителем, дежурными - фронтальная проверка   2-4.а/Устный опрос: ­ фронтальный опрос ­ индивидуальный опрос ­ взаимоопрос ­ опрос по цепочке. б/ Письменная проверка: ­ тест ­ диктант ­ проверочная работа. в/ Комбинированный опрос Формы проверки правильности выполнения письменных заданий (фронтальная (всем классом), взаимопроверка, самопроверка) 1. Использование учителем системы приемов, позволяющих определить выполнение д/з у всех учеников класса за короткое время. 2. Использование различных форм и методов контроля в зависимости от содержания, вида и цели д/з. 3. Оптимальное сочетание контроля учителя, взаимоконтроля и самоконтроля учащихся.  
3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала (подготовки учащихся к работе на основном этапе) (3-5 мин) 1. Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.   1. Сообщение темы учебного занятия. 2. Формулирование целей урока. 3. Показ социальной и практической значимости изучаемого материала. 4. Постановка перед учащимися учебной проблемы. 5. Актуализация субъектного опыта школьников. 6. Объявление плана урока. 1. Объяснение целей учебного занятия одновре-менно с сообщением темы. 2. Постановка целей через показ конечных результатов учебного занятия. 3. Указание целей на специальном стенде «Сегодня на уроке» или в технологической карте. 4. Сообщение цели в виде проблемного задания или вопроса. 5. Обсуждение и формулиро-вание целей урока совместно с учениками. 1. Предварительное обдумывание учителем целей, социальной и практической значимости для уч-ся нового учебного материала и фиксация этого в поурочном плане. 2. Вариативность приемов сообщения учащимся цели на различных уроках. 3. Показ ученикам, чему они должны научиться в ходе урока, какими ЗУН овладеть.
4. Этап усвоения новых знаний и умений. (10-20 мин) 1. Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала. 1. Сообщение учителем нового материала.     2. Организация деятельности учащихся по самостоятельному изучению нового материала. 1. Рассказ, объяснение, лекция, проблемное изложение. 2. Иллюстрация плакатов, схем и т.д., демонстрация в/ф, слайдов, действий и операций (оказание ПМП, использование СИЗ) и т.д. 3. Беседа, дискуссия. 4. Работа с учебником, дополнительной литературой. 5. Компьютерное обучение. 6. Частично-поисковый метод (эвристическая беседа). 1. Выделение в новом материале главного, существенного и отражение его на доске и в тетрадях уч-ся. 2. Учет индивидуальных способов восприятия учащи-мися учебного материала. 3. Включение в содержание материала субъектного опыта учащихся. 4. Подача материала логически завершенными частями. 5. Широкое использование различных способов активизации мыслительной деятельности учащихся и самостоятельности учащихся в добывании знаний. 6. Чередование видов деятельности учащихся и соответственно применение не менее 3-х методов.
5. Этап первичной проверки усвоения учащимися изученного материала. (3-5 мин) 1. Установить правильность и осознанность учащимися изученного материала. 2. Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала и осуществить их коррекцию.   1. Проверка учителем усвоения учащимися главного, существенного в новом материале. 2. Выявление пробелов первичного осмысления учащимися изученного материала. 3. Ликвидация этих пробелов. 1. Устный опрос: - фронтальный опрос, - опрос по цепочке, - взаимоопрос. 2. Письменная проверка: - тест, - диктант Формы проверки правильности выполнения письменных заданий (фронтальная (всем классом), взаимопроверка, самопроверка) 1. Использование разнообразных методов контроля. 2. Постановка учителем вопросов репродуктивного характера. 3. Постоянное обращение к классу с просьбой дополнить, уточнить ответ ученика. 4. Опрос в первую очередь средних и слабых учеников. 5. Проверка письменных заданий сразу же после их выполнения; выявление пробелов и их устранение.
6. Этап закрепления новых знаний и умений. (10-15 мин) 1. Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления, понимания учащимися изученного материала, глубины его усвоения. 2. Обеспечить формирование умений на репродуктивном уровне. . 1. Закрепление полученных знаний. 2. Организация деятельности учащихся по отработке изученных действий посредством их применения в ситуациях по образцу (знакомых, стандартных). Методы закрепления знаний: 1. Беседа (с проблемными вопросами), дискуссия. 2. Работа с учебником, дополнительной литературой, документами. 3. Работа с тетрадями на печатной основе. 4. Анализ конкретных ситуаций. 5. Познавательные игры. Методы формирования и закрепления умений: 6. Упражнение. 7. Практическая работа. 8. Решение ситуационных задач (с вариантами ответа, со стандартной ситуацией или с измененными условиями) 9. Имитационные игры. 10. Выполнение практи-ческих, творческих заданий 1. Использование разнообраз-ных методов и форм закреп-ления знаний и умений. 2. Использование вопросов и заданий на выявление понимания учащимися изученного материала. 3. Обращение к субъектному опыту школьников. 4. Обеспечение дифференцированной помощи учащимся. 5. Осуществление индивидуального, дифференцированного, разноуровневого подхода.
7. Этап применения знаний и умений. (7-10 мин) 1. Обеспечить усвоение учащимися знаний на уровне их применения в разнообразных ситуациях. 2. Обеспечить формирование у школьников продуктивных умений. 1. Организация деятельности учащихся по применению знаний и умений в измененных и новых (нестандартных) ситуациях. 1. Дискуссия, дебаты. 2. Решение проблемных и ситуационных задач (без вариантов ответа, с нестандартной ситуацией). 3. Практическая работа. 4. Имитационные игры. 5. Метод проектов. 1. Использование разнообразных методов и форм организации деятельности уч-ся по применению знаний в разнообразных ситуациях. 2. Использование заданий на поиск нескольких способов получения результатов. 3. Стимулирование уч-ся к использованию разных способов выполнения задания. 4. Организация самостоятельной работы учащихся по применению знаний и умений.
8. Этап информирования о домашнем задании. (1-2 мин) 1. Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. 1. Мотивация деятельности учащихся по выполнению домашнего задания. 2. Информация о домашнем задании. 3. Инструктаж по выполнению домашнего задания. 4. Проверка понимания содержания и способов выполнения домашнего задания. Формы домашнего задания: - устная, - письменная, - практическая Виды домашнего задания: 1. Общее (для всех) 2. Разноуровневое д/з («три уровня д/з») 3. Вариативное д/з («задание на выбор») 4. Индивидуальное д/з. 5. Творческое д/з. 6. Проблемное д/з. 7. Практическое д/з. 1. Систематическое выполнение этого этапа в границах урока. 2. Соответствие содержания д/з учебным возможностям школьников. 3. Использование различных видов и форм домашнего задания.
9.Этап подведения итогов учебного занятия и рефлексии (2-3 мин) 1. Дать качественную оценку работы класса и отдельных учеников. 2. Подвести итоги выполнения поставленных целей. 3. Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками. 1. Подведение итогов учебного занятия. 2. Оценка работы класса и отдельных учащихся. 3. Аргументация выставленных оценок, замечаний по уроку. 4. Мобилизация учащихся на рефлексию. 1. Подведение итогов и оценивание знаний и умений учащихся преподавателем. 2. Подведение итогов и оценивание учащимися. 3. Самооценка учащимися своей работы. 4. Рефлексия настроения, эмоционального состояния 5. Рефлексия учебной деятельности 6. Рефлексия результатов   Четкость и краткость этапа.
Этап обобщения и систематизации знаний и умений. (20-30 мин) 1. Обеспечить формирование у школьников целостной системы знаний и умений. 2. Обеспечить установление учащимися внутрипредметных и межпредметных связей. Организация деятельности учащихся по переводу отдельных знаний и способов деятельности в целостные системы знаний и умений. 1. Беседа с проблемными вопросами 2. Познавательные, имитационные, деловые игры 3. Дискуссия, дебаты 4. Заслушивание сообщений, докладов 5. Решение ситуационных задач, АКС 6. Практическая работа 1. Использование разнообразных методов обобщения и систематизации знаний и умений. 2. Построение структурно-логических схем изученного материала. 3. Активизация познавательной деятельности учащихся
Этап контроля знаний и умений. (10-30 мин) 1. Выявить качество и уровень усвоения учащимися знаний и умений. 2.Определить пробелы в знаниях и умениях уч-ся; установить их причины.   1. Инструктаж по выполнению работы. 2.Глубокая и всесторонняя проверка знаний и умений учащихся, сформирован-ности универсальных учебных действий.   1. Разноуровневая проверочная работа. 2. Тест. 3. Контрольная работа. 4. Практическая работа. 5. Защита проектов. 6. Зачет.   1. Использование различных методов контроля. 2. Разъяснение учителем критериев оценки. 3. При оценке анализировать не только правильность ответов, но и их оригинальность, рациональность решения, стремление учащихся находить разные способы выполнения задания. 4. Осуществление индивидуального, дифференцированного, разноуровневого подхода.  

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: