| Этап | Дидактические задачи этапа | Содержание этапа | Возможные методы и приемы | Требования к планированию и проведению этапа |
| 1. Организаци-онный (1-2 мин) | 1. Подготовить учащихся к работе на уроке. | 1. Приветствие. 2. Определение отсутствующих. 3. Проверка готовности учащихся к уроку. 4. Организация внимания. | 1. «Здравствуйте!», «Добрый день!», «Я рад(а) вас видеть!» 2. «Перекличка», «Рапорт дежурного (старосты)», визуальный осмотр | 1.Требовательность, собранность, организованность. 2. Отсутствие многословия. |
| 2. Этап проверки выполнения домашнего задания (5-7 мин) | 1. Установить правильность, полноту и осознанность выполнения д/з всеми уч-ся. 2. Выявить пробелы в знаниях и умениях; определить причины их возникновения. 3. Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы. | 1. Выявление факта выполнения письменного, практического или творческого д/з всем классом. Выяснение причин невыполнения д/з отдельными уч-ся. 2. Выяснение степени усвоения учащимися заданного учебного материала. 3. Определение типичных недостатков в знаниях и умениях уч-ся и причин их появления. 4. Ликвидация обнаруженных недостатков. | 1.- визуальная проверка учителем, дежурными - фронтальная проверка 2-4.а/Устный опрос: фронтальный опрос индивидуальный опрос взаимоопрос опрос по цепочке. б/ Письменная проверка: тест диктант проверочная работа. в/ Комбинированный опрос Формы проверки правильности выполнения письменных заданий (фронтальная (всем классом), взаимопроверка, самопроверка) | 1. Использование учителем системы приемов, позволяющих определить выполнение д/з у всех учеников класса за короткое время. 2. Использование различных форм и методов контроля в зависимости от содержания, вида и цели д/з. 3. Оптимальное сочетание контроля учителя, взаимоконтроля и самоконтроля учащихся. |
| 3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала (подготовки учащихся к работе на основном этапе) (3-5 мин) | 1. Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока. | 1. Сообщение темы учебного занятия. 2. Формулирование целей урока. 3. Показ социальной и практической значимости изучаемого материала. 4. Постановка перед учащимися учебной проблемы. 5. Актуализация субъектного опыта школьников. 6. Объявление плана урока. | 1. Объяснение целей учебного занятия одновре-менно с сообщением темы. 2. Постановка целей через показ конечных результатов учебного занятия. 3. Указание целей на специальном стенде «Сегодня на уроке» или в технологической карте. 4. Сообщение цели в виде проблемного задания или вопроса. 5. Обсуждение и формулиро-вание целей урока совместно с учениками. | 1. Предварительное обдумывание учителем целей, социальной и практической значимости для уч-ся нового учебного материала и фиксация этого в поурочном плане. 2. Вариативность приемов сообщения учащимся цели на различных уроках. 3. Показ ученикам, чему они должны научиться в ходе урока, какими ЗУН овладеть. |
| 4. Этап усвоения новых знаний и умений. (10-20 мин) | 1. Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала. | 1. Сообщение учителем нового материала. 2. Организация деятельности учащихся по самостоятельному изучению нового материала. | 1. Рассказ, объяснение, лекция, проблемное изложение. 2. Иллюстрация плакатов, схем и т.д., демонстрация в/ф, слайдов, действий и операций (оказание ПМП, использование СИЗ) и т.д. 3. Беседа, дискуссия. 4. Работа с учебником, дополнительной литературой. 5. Компьютерное обучение. 6. Частично-поисковый метод (эвристическая беседа). | 1. Выделение в новом материале главного, существенного и отражение его на доске и в тетрадях уч-ся. 2. Учет индивидуальных способов восприятия учащи-мися учебного материала. 3. Включение в содержание материала субъектного опыта учащихся. 4. Подача материала логически завершенными частями. 5. Широкое использование различных способов активизации мыслительной деятельности учащихся и самостоятельности учащихся в добывании знаний. 6. Чередование видов деятельности учащихся и соответственно применение не менее 3-х методов. |
| 5. Этап первичной проверки усвоения учащимися изученного материала. (3-5 мин) | 1. Установить правильность и осознанность учащимися изученного материала. 2. Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала и осуществить их коррекцию. | 1. Проверка учителем усвоения учащимися главного, существенного в новом материале. 2. Выявление пробелов первичного осмысления учащимися изученного материала. 3. Ликвидация этих пробелов. | 1. Устный опрос: - фронтальный опрос, - опрос по цепочке, - взаимоопрос. 2. Письменная проверка: - тест, - диктант Формы проверки правильности выполнения письменных заданий (фронтальная (всем классом), взаимопроверка, самопроверка) | 1. Использование разнообразных методов контроля. 2. Постановка учителем вопросов репродуктивного характера. 3. Постоянное обращение к классу с просьбой дополнить, уточнить ответ ученика. 4. Опрос в первую очередь средних и слабых учеников. 5. Проверка письменных заданий сразу же после их выполнения; выявление пробелов и их устранение. |
| 6. Этап закрепления новых знаний и умений. (10-15 мин) | 1. Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления, понимания учащимися изученного материала, глубины его усвоения. 2. Обеспечить формирование умений на репродуктивном уровне. . | 1. Закрепление полученных знаний. 2. Организация деятельности учащихся по отработке изученных действий посредством их применения в ситуациях по образцу (знакомых, стандартных). | Методы закрепления знаний: 1. Беседа (с проблемными вопросами), дискуссия. 2. Работа с учебником, дополнительной литературой, документами. 3. Работа с тетрадями на печатной основе. 4. Анализ конкретных ситуаций. 5. Познавательные игры. Методы формирования и закрепления умений: 6. Упражнение. 7. Практическая работа. 8. Решение ситуационных задач (с вариантами ответа, со стандартной ситуацией или с измененными условиями) 9. Имитационные игры. 10. Выполнение практи-ческих, творческих заданий | 1. Использование разнообраз-ных методов и форм закреп-ления знаний и умений. 2. Использование вопросов и заданий на выявление понимания учащимися изученного материала. 3. Обращение к субъектному опыту школьников. 4. Обеспечение дифференцированной помощи учащимся. 5. Осуществление индивидуального, дифференцированного, разноуровневого подхода. |
| 7. Этап применения знаний и умений. (7-10 мин) | 1. Обеспечить усвоение учащимися знаний на уровне их применения в разнообразных ситуациях. 2. Обеспечить формирование у школьников продуктивных умений. | 1. Организация деятельности учащихся по применению знаний и умений в измененных и новых (нестандартных) ситуациях. | 1. Дискуссия, дебаты. 2. Решение проблемных и ситуационных задач (без вариантов ответа, с нестандартной ситуацией). 3. Практическая работа. 4. Имитационные игры. 5. Метод проектов. | 1. Использование разнообразных методов и форм организации деятельности уч-ся по применению знаний в разнообразных ситуациях. 2. Использование заданий на поиск нескольких способов получения результатов. 3. Стимулирование уч-ся к использованию разных способов выполнения задания. 4. Организация самостоятельной работы учащихся по применению знаний и умений. |
| 8. Этап информирования о домашнем задании. (1-2 мин) | 1. Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | 1. Мотивация деятельности учащихся по выполнению домашнего задания. 2. Информация о домашнем задании. 3. Инструктаж по выполнению домашнего задания. 4. Проверка понимания содержания и способов выполнения домашнего задания. | Формы домашнего задания: - устная, - письменная, - практическая Виды домашнего задания: 1. Общее (для всех) 2. Разноуровневое д/з («три уровня д/з») 3. Вариативное д/з («задание на выбор») 4. Индивидуальное д/з. 5. Творческое д/з. 6. Проблемное д/з. 7. Практическое д/з. | 1. Систематическое выполнение этого этапа в границах урока. 2. Соответствие содержания д/з учебным возможностям школьников. 3. Использование различных видов и форм домашнего задания. |
| 9.Этап подведения итогов учебного занятия и рефлексии (2-3 мин) | 1. Дать качественную оценку работы класса и отдельных учеников. 2. Подвести итоги выполнения поставленных целей. 3. Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками. | 1. Подведение итогов учебного занятия. 2. Оценка работы класса и отдельных учащихся. 3. Аргументация выставленных оценок, замечаний по уроку. 4. Мобилизация учащихся на рефлексию. | 1. Подведение итогов и оценивание знаний и умений учащихся преподавателем. 2. Подведение итогов и оценивание учащимися. 3. Самооценка учащимися своей работы. 4. Рефлексия настроения, эмоционального состояния 5. Рефлексия учебной деятельности 6. Рефлексия результатов | Четкость и краткость этапа. |
| Этап обобщения и систематизации знаний и умений. (20-30 мин) | 1. Обеспечить формирование у школьников целостной системы знаний и умений. 2. Обеспечить установление учащимися внутрипредметных и межпредметных связей. | Организация деятельности учащихся по переводу отдельных знаний и способов деятельности в целостные системы знаний и умений. | 1. Беседа с проблемными вопросами 2. Познавательные, имитационные, деловые игры 3. Дискуссия, дебаты 4. Заслушивание сообщений, докладов 5. Решение ситуационных задач, АКС 6. Практическая работа | 1. Использование разнообразных методов обобщения и систематизации знаний и умений. 2. Построение структурно-логических схем изученного материала. 3. Активизация познавательной деятельности учащихся |
| Этап контроля знаний и умений. (10-30 мин) | 1. Выявить качество и уровень усвоения учащимися знаний и умений. 2.Определить пробелы в знаниях и умениях уч-ся; установить их причины. | 1. Инструктаж по выполнению работы. 2.Глубокая и всесторонняя проверка знаний и умений учащихся, сформирован-ности универсальных учебных действий. | 1. Разноуровневая проверочная работа. 2. Тест. 3. Контрольная работа. 4. Практическая работа. 5. Защита проектов. 6. Зачет. | 1. Использование различных методов контроля. 2. Разъяснение учителем критериев оценки. 3. При оценке анализировать не только правильность ответов, но и их оригинальность, рациональность решения, стремление учащихся находить разные способы выполнения задания. 4. Осуществление индивидуального, дифференцированного, разноуровневого подхода. |






