Этап
| Дидактические задачи этапа
| Содержание этапа
| Возможные методы и приемы
| Требования к планированию и проведению этапа
|
1. Организаци-онный
(1-2 мин)
| 1. Подготовить учащихся к работе на уроке.
| 1. Приветствие.
2. Определение отсутствующих.
3. Проверка готовности учащихся к уроку.
4. Организация внимания.
| 1. «Здравствуйте!», «Добрый день!», «Я рад(а) вас видеть!»
2. «Перекличка», «Рапорт дежурного (старосты)», визуальный осмотр
| 1.Требовательность,
собранность,
организованность.
2. Отсутствие многословия.
|
2. Этап проверки выполнения домашнего задания
(5-7 мин)
| 1. Установить правильность, полноту и осознанность выполнения д/з всеми уч-ся.
2. Выявить пробелы в знаниях и умениях; определить причины их возникновения.
3. Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы.
| 1. Выявление факта
выполнения письменного, практического или творческого д/з всем классом. Выяснение причин невыполнения д/з отдельными уч-ся.
2. Выяснение степени усвоения учащимися заданного учебного материала.
3. Определение типичных недостатков в знаниях и умениях уч-ся и причин их появления.
4. Ликвидация обнаруженных недостатков.
| 1.- визуальная проверка учителем, дежурными
- фронтальная проверка
2-4.а/Устный опрос:
фронтальный опрос
индивидуальный опрос
взаимоопрос
опрос по цепочке.
б/ Письменная проверка:
тест
диктант
проверочная работа.
в/ Комбинированный опрос
Формы проверки правильности выполнения письменных заданий (фронтальная (всем классом), взаимопроверка, самопроверка)
| 1. Использование учителем системы приемов, позволяющих определить выполнение д/з у всех учеников класса за короткое время.
2. Использование различных форм и методов контроля в зависимости от содержания, вида и цели д/з.
3. Оптимальное сочетание контроля учителя, взаимоконтроля и самоконтроля учащихся.
|
3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала (подготовки учащихся к работе на основном этапе)
(3-5 мин)
| 1. Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.
| 1. Сообщение темы учебного занятия.
2. Формулирование целей урока.
3. Показ социальной и практической значимости изучаемого материала.
4. Постановка перед учащимися учебной проблемы.
5. Актуализация субъектного опыта школьников.
6. Объявление плана урока.
| 1. Объяснение целей учебного занятия одновре-менно с сообщением темы.
2. Постановка целей через показ конечных результатов учебного занятия.
3. Указание целей на специальном стенде «Сегодня на уроке» или в технологической карте.
4. Сообщение цели в виде проблемного задания или вопроса.
5. Обсуждение и формулиро-вание целей урока совместно с учениками.
| 1. Предварительное обдумывание учителем целей, социальной и практической значимости для уч-ся нового учебного материала и фиксация этого в поурочном плане.
2. Вариативность приемов сообщения учащимся цели на различных уроках.
3. Показ ученикам, чему они должны научиться в ходе урока, какими ЗУН овладеть.
|
4. Этап усвоения новых знаний и умений.
(10-20 мин)
| 1. Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала.
| 1. Сообщение учителем нового материала.
2. Организация деятельности учащихся по самостоятельному изучению нового материала.
| 1. Рассказ, объяснение, лекция, проблемное изложение.
2. Иллюстрация плакатов, схем и т.д., демонстрация в/ф, слайдов, действий и операций (оказание ПМП, использование СИЗ) и т.д.
3. Беседа, дискуссия.
4. Работа с учебником, дополнительной литературой.
5. Компьютерное обучение.
6. Частично-поисковый метод (эвристическая беседа).
| 1. Выделение в новом материале главного, существенного и отражение его на доске и в тетрадях уч-ся.
2. Учет индивидуальных способов восприятия учащи-мися учебного материала.
3. Включение в содержание материала субъектного опыта учащихся.
4. Подача материала логически завершенными частями.
5. Широкое использование различных способов активизации мыслительной деятельности учащихся и самостоятельности учащихся в добывании знаний.
6. Чередование видов деятельности учащихся и соответственно применение не менее 3-х методов.
|
5. Этап первичной проверки усвоения учащимися изученного материала.
(3-5 мин)
| 1. Установить правильность и осознанность учащимися изученного материала.
2. Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала и осуществить их коррекцию.
| 1. Проверка учителем усвоения учащимися главного, существенного в новом материале.
2. Выявление пробелов первичного осмысления учащимися изученного материала.
3. Ликвидация этих пробелов.
| 1. Устный опрос:
- фронтальный опрос,
- опрос по цепочке,
- взаимоопрос.
2. Письменная проверка:
- тест,
- диктант
Формы проверки правильности выполнения письменных заданий (фронтальная (всем классом), взаимопроверка, самопроверка)
| 1. Использование разнообразных методов контроля.
2. Постановка учителем вопросов репродуктивного характера.
3. Постоянное обращение к классу с просьбой дополнить, уточнить ответ ученика.
4. Опрос в первую очередь средних и слабых учеников.
5. Проверка письменных заданий сразу же после их выполнения; выявление пробелов и их устранение.
|
6. Этап закрепления новых знаний и умений.
(10-15 мин)
| 1. Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления, понимания учащимися изученного материала, глубины его усвоения.
2. Обеспечить формирование умений на репродуктивном уровне.
.
| 1. Закрепление полученных знаний.
2. Организация деятельности учащихся по отработке изученных действий посредством их применения в ситуациях по образцу (знакомых, стандартных).
| Методы закрепления знаний:
1. Беседа (с проблемными вопросами), дискуссия.
2. Работа с учебником, дополнительной литературой, документами.
3. Работа с тетрадями на печатной основе.
4. Анализ конкретных ситуаций.
5. Познавательные игры.
Методы формирования и закрепления умений:
6. Упражнение.
7. Практическая работа.
8. Решение ситуационных задач (с вариантами ответа, со стандартной ситуацией или с измененными условиями)
9. Имитационные игры.
10. Выполнение практи-ческих, творческих заданий
| 1. Использование разнообраз-ных методов и форм закреп-ления знаний и умений.
2. Использование вопросов и заданий на выявление понимания учащимися изученного материала.
3. Обращение к субъектному опыту школьников.
4. Обеспечение дифференцированной помощи учащимся.
5. Осуществление индивидуального, дифференцированного, разноуровневого подхода.
|
7. Этап применения знаний и умений.
(7-10 мин)
| 1. Обеспечить усвоение учащимися знаний на уровне их применения в разнообразных ситуациях.
2. Обеспечить формирование у школьников продуктивных умений.
| 1. Организация деятельности учащихся по применению знаний и умений в измененных и новых (нестандартных) ситуациях.
| 1. Дискуссия, дебаты.
2. Решение проблемных и ситуационных задач (без вариантов ответа, с нестандартной ситуацией).
3. Практическая работа.
4. Имитационные игры.
5. Метод проектов.
| 1. Использование разнообразных методов и форм организации деятельности уч-ся по применению знаний в разнообразных ситуациях.
2. Использование заданий на поиск нескольких способов получения результатов.
3. Стимулирование уч-ся к использованию разных способов выполнения задания.
4. Организация самостоятельной работы учащихся по применению знаний и умений.
|
8. Этап информирования о домашнем задании.
(1-2 мин)
| 1. Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
| 1. Мотивация деятельности учащихся по выполнению домашнего задания.
2. Информация о домашнем задании.
3. Инструктаж по выполнению домашнего задания.
4. Проверка понимания содержания и способов выполнения домашнего задания.
| Формы домашнего задания:
- устная,
- письменная,
- практическая
Виды домашнего задания:
1. Общее (для всех)
2. Разноуровневое д/з («три уровня д/з»)
3. Вариативное д/з («задание на выбор»)
4. Индивидуальное д/з.
5. Творческое д/з.
6. Проблемное д/з.
7. Практическое д/з.
| 1. Систематическое выполнение этого этапа в границах урока.
2. Соответствие содержания д/з учебным возможностям школьников.
3. Использование различных видов и форм домашнего задания.
|
9.Этап подведения итогов учебного занятия и рефлексии
(2-3 мин)
| 1. Дать качественную оценку работы класса и отдельных учеников.
2. Подвести итоги выполнения поставленных целей.
3. Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками.
| 1. Подведение итогов учебного занятия.
2. Оценка работы класса и отдельных учащихся.
3. Аргументация выставленных оценок, замечаний по уроку.
4. Мобилизация учащихся на рефлексию.
| 1. Подведение итогов и оценивание знаний и умений учащихся преподавателем.
2. Подведение итогов и оценивание учащимися.
3. Самооценка учащимися своей работы.
4. Рефлексия настроения, эмоционального состояния
5. Рефлексия учебной деятельности
6. Рефлексия результатов
| Четкость и краткость этапа.
|
Этап обобщения и систематизации знаний и умений.
(20-30 мин)
| 1. Обеспечить формирование у школьников целостной системы знаний и умений.
2. Обеспечить установление учащимися внутрипредметных и межпредметных связей.
| Организация деятельности учащихся по переводу отдельных знаний и способов деятельности в целостные системы знаний и умений.
| 1. Беседа с проблемными вопросами
2. Познавательные, имитационные, деловые игры
3. Дискуссия, дебаты
4. Заслушивание сообщений, докладов
5. Решение ситуационных задач, АКС
6. Практическая работа
| 1. Использование разнообразных методов обобщения и систематизации знаний и умений.
2. Построение структурно-логических схем изученного материала.
3. Активизация познавательной деятельности учащихся
|
Этап контроля знаний и умений.
(10-30 мин)
| 1. Выявить качество и уровень усвоения учащимися знаний и умений.
2.Определить пробелы в знаниях и умениях уч-ся; установить их причины.
| 1. Инструктаж по выполнению работы.
2.Глубокая и всесторонняя проверка знаний и умений учащихся, сформирован-ности универсальных учебных действий.
| 1. Разноуровневая проверочная работа.
2. Тест.
3. Контрольная работа.
4. Практическая работа.
5. Защита проектов.
6. Зачет.
| 1. Использование различных методов контроля.
2. Разъяснение учителем критериев оценки.
3. При оценке анализировать не только правильность ответов, но и их оригинальность, рациональность решения, стремление учащихся находить разные способы выполнения задания.
4. Осуществление индивидуального, дифференцированного, разноуровневого подхода.
|