Добротная дистрибьюторская практика (GDP) требует наличия у дистрибьюторов:
• условий хранения и транспортировки, порядка реализации продукции, которые минимизируют любой риск для ее качества;
• соответствующих помещений, оборудования, специалистов;
• системы документации, позволяющей проследить все действия, выполненные в отношении любой полученной и отгруженной серии/партии товара - приемку, входной контроль, хранение, отгрузку, обработку, повторный контроль, разбор жалоб (рекламаций) и, наконец, в случае необходимости - отзыв товара;
• системы качества;
• порядка самоинспектирования.
Система качества дистрибьютора должна гарантировать:
• что лекарственные препараты передаются в розничную продажу без какого-либо изменения их свойств;
• что соблюдаются все условия хранения лекарственных препаратов, включая их транспортировку, исключающую контаминацию (загрязнение) другими препаратами;
• что лекарственные препараты хранятся надлежащим образом в безопасных и надлежащих помещениях;
|
|
• доставку необходимых товаров по соответствующим адресам в течение удовлетворительного периода времени;
• своевременное выявление любого некачественного лекарственного препарата;
• создания эффективной методики противодействия появлению недоброкачественной или фальсифицированной продукции и их отзыва.
Соблюдение требований добротной дистрибьюторской практики позволит:
• гарантировать поступление в розничную сеть только качественных ЛС и без какого-либо изменения их свойств;
• повысить эффективность работы дистрибьюторов;
• повысить конкурентоспособность дистрибьютора;
• не допустить попадания в аптечную сеть фальсификатов.
Принципы и требования Надлежащей дистрибьюторской практики в РФ отражены в отраслевом стандарте ОСТ 91500.05.0005-2002 «Правила оптовой торговли лекарственными средствами. Основные положения».
Современный дистрибьютор - это не тот, кто доставляет товар в аптеку. Сегодняшняя конъюнктура российского фармрынка такова, что успешный дистрибьютор не может и не должен ограничивать сферу своей деятельности только доставкой товара в аптеки, как это было раньше. В условиях современного рынка дистрибьютор становится помощником и партнером аптеки, в не меньшей степени заинтересованным в повышении эффективности работы аптечного предприятия. В качестве факторов успешности дистрибьютора аналитики компаний ЦМИ «Фармэксперт» назвали высококачественный сервис, профессионализм, инновации, IT-технологии, создание единого информационного пространства от производителя до потребителя.
|
|
Критерии идеального дистрибьютора для аптеки Дистрибьютор:
• обеспечивает гарантию качества предлагаемого товара, полностью исключается наличие фальсифицированных препаратов;
• устанавливает привлекательную цену на товар (если человека встречают по одежке, то дистрибьютора встречают по ценам, которые он предлагает на свою продукцию);
• обладает ресурсами для создания и поддержания широкого ассортимента (так, аптеки предпочитают работать с прайс-листом с позициями от 2,5 тыс. единиц);
• предлагает разные условия оплаты за товар («отсрочка платежа» и «оплата по реализации» - наиболее приемлемые условия оплаты для аптеки. Эти условия позволяют аптеке наиболее рационально использовать свои оборотные средства, а «оплата по реализации» максимально уменьшает риски, связанные с задержкой или отсутствием реализации товара. В то же время «оплата в день поставки» или «предоплата» предполагает предоставление дополнительных скидок аптекам, поэтому ряд аптек предпочитает такую форму расчетов);
• разрабатывает интересные бонусные программы (наличие системы скидок);
• выполняет точный прием и своевременно, оперативно и правильно обрабатывает заказ (отсутствие брака, недостачи, пересортицы);
• осуществляет высокую скорость доставки товара (не реже 1 раза в день, экспресс-доставка);
• обладает информационными технологиями взаимодействия с клиентами (например, наличие специальных программ составления заказов);
• предоставляет возможность возврата товара при пересортице, отсутствии сертификата, а также при обнаружении боя, брака и других непредвиденных обстоятельств;
• анализирует рынок, чтобы правильно выбрать ассортимент;
• быстро подстраивается под рыночные условия;
• четко выполняет гарантийные обязательства и условия договора;
• осуществляет консультационные услуги по вопросам (юридическим, финансовым, маркетинговым и др.), возникающим в практической деятельности аптеки;
• честен, порядочен;
• работает прозрачно, стабильно, надежно (в настоящее время важно быть уверенным в поставщике, ведь вопрос качества товара в аптеке - это вопрос престижа и спокойствия. Подделок и некачественного товара на фармацевтическом рынке достаточно много. Они могут попасть и в государственные аптеки. Поэтому надо быть уверенным в дистрибьюторе, в частности, в том, что в случае забраковки товара на основании информационных писем поставщик возьмет его обратно и даже сам предупредит аптеку);
• способен найти индивидуальный подход к каждому клиенту;
• поддерживает «человеческие» отношения (возможность личного общения, неформальные отношения с менеджерами и руководством);
• привлекает аптеки к участию в корпоративной жизни (участие в различных акциях и праздниках, футбольные турниры);
• уделяет внимание нематериальным поощрениям (награждает дипломами, званиями, посылает благодарственные письма и т.д.).
Выполнение некоторых перечисленных выше критериев зависит от партнерства дистрибьютора с производителями, поэтому возникают также критерии идеального поставщика для дистрибьютора.
Поставщик:
• дает возможность дистрибьютору заработать на его товаре;
• заботится о своевременности поставок;
• оказывает маркетинговую поддержку;
• оказывает помощь дистрибьюторам в виде совместной разработки программ по продвижению товаров;
• привлекает дистрибьюторов к участию в корпоративной жизни головного предприятия (создает ощущение сопричастности);
• разрабатывает интересные бонусные программы;
• уделяет внимание нематериальным поощрениям (награждает дипломами, званиями, посылает благодарственные письма и т.д.):
• поддерживает «человеческие» отношения.