Под межличностным понимается конфликт, который возникает в ходе общения или взаимодействия одного индивида (или нескольких) с другим (другими)

ТЕМА 6. КОНФЛИКТЫ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ

Вопросы для изучения:

1. Общее понятие о конфликте.

2. Виды конфликтов.

3. Причины конфликтов.

4. Внутриличностные конфликты.

5. Межличностные конфликты.

 

1. Общее понятие о конфликте

 

В психологии существует многовариантная типология конфликта. Например, внутриличностный (между собственными симпатиями и долгом руководитедля0, межличностным, между личностью и группой, между группами.

Возможна также классификация конфликта по горизонтали (между рядовыми сотрудниками, не находящимися в подчинении друг у друга), по вертикали (между начальником и подчиненным) и смешанные, в которых представлены и те, и другие. Наиболее распространены конфликты вертикальные и смешанные. В этой ситуации каждое действие руководителя рассматривает сквозь призму этого конфликта. Конфликты могут явиться результатом недостаточного общения и понимания, неверных предположений относительно действий людей, различий в планах, интересах, оценках. Также существует классификация по характеру причин, вызвавших конфликт. Эти причины следующие:

- особенности трудового процесса;

- психологические особенности человеческих взаимоотношений, симпатии и антипатии, культурные и этнические различия, плохая коммуникация, неверные действия руководителя;

- личностное своеобразие членов группы, например, неумение контролировать эмоции, агрессивность, некоммуникабельность и т.п.

Конфликты можно различать и по их значению для организации, а также по способу их разрешения. Различают конструктивные и деструктивные конфликты. Для конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают принципиальную сторону, проблемы жизнедеятельности организации ее членов и разрешение которых выводит организацию на новый, более высокий и эффективный путь развития. Деструктивные конфликты приводят к негативным, часто разрушительным действиям, которые иногда перерастают в склоку, при этом используются нравственно осуждаемые методы борьбы; это резко снижает эффективность работы группы или организации.

 

Конфликт в общении – это столкновение противоположно направленных целей и интересов, позиций и взглядов людей, в основе которого лежит ситуация, связанная с личными, эгоистичными побуждениями, когда корысть подавляет все другие мотивы.

2. Виды конфликтов

 

Выделяют следующие виды конфликтов:

1) конструктивные (функциональные) конфликты приводят к принятию обоснованных решений и способствуют развитию отношений;

2) деструктивные (дисфункциональные) конфликты препятствуют эффективному взаимодействию и принятию решений;

3) реалистические конфликты вызываются неудовлетворением определенных требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ;

4) нереалистические конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, то есть острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью;

5) внутриличностный конфликт имеет место тогда, когда отсутствует согласие между различными психологическими факторами внутреннего мира личности: потребностями, мотивами, ценностями, чувствами и т. д

6) межличностный конфликт - это самый распространенный тип конфликта. Однако причина конфликта - это не только различия в характерах, взглядах, манерах поведения людей (то есть субъективные причины), чаще всего в основе таких конфликтов лежат объективные причины. Чаще всего это борьба за ограниченные ресурсы (материальные средства, оборудование, производственные площади, рабочую силу и т. п.). Каждый считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не кто-то другой.

7) конфликт между личностью и группой возникает тогда, когда кто-либо из членов группы нарушает нормы поведения или общения, сложившиеся в неформальных группах.

 

3. Причины конфликтов

 

Любой конфликт представляет собой сложную динамическую структуру, имеющую изменяемые элементы:

Причина конфликта


Условия протекания конфликта
Субъект конфликта
Объект конфликта

 


Исходы конфликтной ситуации
Стратегии поведения в конфликте

 

 

Рисунок 13 Структура конфликта

 

Причина конфликта. В основе любого конфликта могут лежать следующие причины:

Ø противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу;

Ø противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах;

Ø несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов;

Ø неудовлетворительная коммуникация;

Ø различия в психологических особенностях людей

(конфликтогенная личность).

 

Объект конфликта. В качестве объекта конфликта могут выступать материальные, социальные и духовные ценности.

 

Субъект конфликта. Это активная сторона, способная создать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в зависимости от своих интересов.

 

Условия протекания конфликта. Любой конфликт определяется теми условиями, в которых он возникает. Выделяют три важнейших условия протекания конфликта:

Ø пространственно-временное условие: место осуществления

противоречия и время, в течение которого оно должно быть разрешено;

Ø социально-психологическое условие: климат в конфликтующей

группе, тип и уровень взаимодействия, степень конфронтации и состояние участников конфликта;

Ø социальное условие: вовлеченность в противоречие интересов

третьих лиц, представляющих разные социальные группы: гендерных, семейных, профессиональных, этнических, возрастных.

 

Стратегии поведения в конфликте. В основе стратегии поведения в конфликтах лежат следующие основания:

Ø характер действий (наступательное, оборонительное и нейтральное);

Ø степень активности в их осуществлении (активные, пассивные, инициирующие, ответные);

Ø направленность этих действий (на партнера по общению, к третьим лицам, на

самого себя).

 

Исходы конфликтной ситуации. Любой конфликт может иметь несколько вариантов исхода:

Ø полное или частичное подчинение другого человека;

Ø компромисс;

Ø прерывание конфликтных действий (уход от конфликта);

Ø интеграция (наиболее трудно реализуемый).

 

4. Внутриличностные конфликты

 

Внутриличностный конфликт представляет собой внутреннее противоборство, связанное с разрывом в системе «сознание – личность», «сознание – бытие».

Самый сложный из всех типов конфликтов. По сути, человек в течение жизни через определенные промежутки времени вступает во внутриличностный конфликт со своим внутренним миром и социальной ситуацией. Здесь работает общефизический закон количественно-качественных изменений: накопленный за какое-то время внешний объективный опыт в межличностном общении или деятельности требует внутреннего изменения личности, как положительных, так и отрицательных. Это общечеловеческая норма социального и личного развития.

 

    Но, бывают ситуативные внутриличностные конфликты. Их можно представить так:

Между хочу/хочу; Между могу/не могу;
Между хочу/не могу; Между могу/могу;
Между хочу/надо; Между надо/надо;
Между хочу/надо/могу; Между надо/могу.

         Для сохранения самости у человека на подсознательном уровне существует большое число защитных механизмов, которые до известной степени способствуют снятию внутреннего напряжения. Они также помогают справиться с возникшими трудностями, подсказывают возможные решения проблемы, дают передышку и убежище от неприятностей, «охраняют самоуважение». Но все это происходит за счет определенного отказа от реальности или ее искажения. К таким механизмам относятся:

вытеснение - мотивированное забывание, «вытеснение» неприятных мыслей в сферу бессознательного;

рационализация - объяснение своих поступков чувством собственного достоинства и самоуважения;

обособление - нежелание (отказ) думать о возможных последствиях тех событий, в которых индивид вынужден принимать участие;

проекция - возложение вины на кого-нибудь другого;

приписывание неприемлемых для личности импульсов и чувств другим объектам;

сублимация - снятие напряжения путем трансформации инстинктивных форм психики в более приемлемые для индивида и общества.

Внутриличностные конфликты могут иметь для личности и окружающих как негативные, так и позитивные последствия.

 

Если выход из конфликта не найден, то внутреннее напряжение продолжает усиливаться. Когда рост напряжения превышает определенную пороговую величину (индивидуальный уровень толерантности к фрустрации), то происходит психологический срыв, и человек оказывается выведенным из душевного равновесия. Негативные последствия конфликта чреваты стрессами, неврозами, повышенной тревожностью, общей психологической подавленностью или чрезмерной агрессивностью, которая может быть направлена на объекты, не имеющие никакого отношения к конфликту.

Одним из основных позитивных способов выхода из внутриличностных конфликтов является адекватная оценка ситуации, в которой оказался индивид. Она включает самооценку индивида и оценку сложности существующих проблем. В психологии есть понятие рефлексия, которая подразумеваетспособность человека взглянуть на свою ситуацию с позиции внешнего наблюдателя, одновременно осознать себя в этой ситуации и то, как он воспринимается другими людьми. Рефлексия помогает человеку выявить истинные причины своего внутреннего напряжения, переживаний и тревог, правильно оценить сложившуюся ситуацию и найти разумный выход из конфликта.

Позитивное действие внутриличностного конфликта заключается в следующем:

 ü усиливается привлекательность еще недоступной цели;

 ü наличие препятствия способствует мобилизации сил и средств для его преодоления, сила мотивации достигает высокого уровня;

 ü повышается способность к адаптации и самореализации личности в сложных условиях и повышению стрессоустойчивости организма;

 ü формируются такие черты характера как решительность и целеустремленность.

 

5. Межличностные конфликты



Под межличностным понимается конфликт, который возникает в ходе общения или взаимодействия одного индивида (или нескольких) с другим (другими).

 

Это один из самых распространенных типов конфликта. В деловом общении он может проявляться по вертикали и по горизонтали.

По вертикали такой конфликт возникает между начальником и подчиненным.

По горизонтали межличностный конфликт может развиваться между руководителями подразделений и фирм, между сотрудниками равных статусов одной организации или организаций-партнеров.

В зависимости от того, какова динамика конфликта, их подразделяют на:

Ø острые (происходят здесь и сейчас, затрагивают значимые события и

ценности);

Ø затяжные (длятся в течении длительного промежутка времени со

средней, но постоянной, напряженностью, затрагивают значимые для личности проблемы);

Ø конфликт поколений, отцов и детей;

Ø вялотекущие (не интенсивные, вспыхивают от случая к случаю);

Ø конфликт совместно работающих людей, не подходящих по характеру

друг другу.

Обычно люди используют все эти формы поведения, но предпочитают какую-то одну.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: