ТЕМА № 6: «ВИДЫ ОБЩЕНИЯ»
Вопросы для рассмотрения:
Общее понятие о видах общения.
Виды общения по содержанию.
Виды общения по целям.
1.Общее понятие о видах общения
Общение свойственно всем высшим животным, но только у человека оно приобретает сознательность и опосредованность речью.
В общении выделяются цели, содержание и средства, которые используют участники обеих сторон.
Под целями общения понимается то, ради чего у человека возникает данный вид активности.
Под содержанием общения понимается информация, которая передается от одного человека к другому: от передачи знаний, умений и навыков, накопленных в процессе прижизненного опыта, выполнения совместной деятельности и организации взаимодействия, до оказания какого-то воздействия на других людей с целью повлиять на эмоциональное состояние и поведение.
Под средствами общения определяются способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения от одного живого существа к другому. Информация может передаваться и приниматься с помощью органов чувств на расстоянии, либо при помощи телесных контактов. В большинстве случаев такие способы взаимодействия являются врожденными. У человека, помимо этого, существуют средства передачи информации, изобретенные им самим в процессе филогенеза. Это любая знаковая информация: от наскальных рисунков древних людей, устной речи, до письменности в любых ее формах (тексты, схемы, рисунки, технические средства связи и записи).
2. Виды общения по содержанию
В соответствии с содержанием можно выделить следующие виды общения:
Материальное общение - обмен предметами или продуктами деятельности.
Когнитивное общение - обмен информацией, знаниями. Когда мы узнаем у знакомых о погоде на улице, ценах на продукты, времени начала концерта, способах решения математической задачи, мы имеем дело с когнитивным типом общения.
Кондиционное, или эмоциональное общение - обмен эмоциональными состояниями между общающимися индивидами. Например, поднять настроение, ободрить, утешить друга. В его основе лежит феномен эмоционального заражения.
Мотивационное общение - обмен желаниями, побуждениями, целями, интересами или потребностями. Имеет место как в деловом, так и в межличностном общении. Примерами могут служить: мотивация персонала на успешную работу на предприятии (деловое общение), разговор, направленный на то, чтобы уговорить друга пойти с Вами на концерт (межличностное общение).
Деятельностное общение - обмен навыками и умениями, который осуществляется в результате совместной деятельности. Пример: учиться вышивать крестиком в кружке вышивания.
3. Виды общения по целям
В зависимости от используемых целей общения можно выделить следующие виды:
Биологическое - это общение, необходимое для поддержания и удовлетворения основных потребностей органического характера.
Социальное - преследует цели расширения и укрепления межличностного взаимодействия, установления и развития интерперсональных отношений.
Инструментальное - это общение не является самоцелью, не является таковой потребностью, а преследует какую-то иную цель, кроме самого акта общения.
Целевое - этот вид служит основной специфической потребности общения. Может существовать как обособленный процесс, не включенный в практическую деятельность.
Контакт масок - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, учтивости, безразличия, скромности, участливости и т.п.) - набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.
Светское общение - его суть в беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации.
Формально-ролевое общение - когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
Деловое общение - это процесс взаимодействия в общении, при котором происходит обмен информацией для достижения определенного результата. Это общение целенаправленное. Оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности. При деловом общении учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения. Особенность такого вида общения заключается в том, что оно осуществляется обычно в форме переговоров. При таких условиях отношения симпатий/антипатий сведены к минимуму, по сравнению с умением людей представлять свою общность, организовывать и планировать совместные действия.
По другой классификации разновидностями делового общения является:
- познавательное общение. Его целью является расширение информационного фонда партнера, передача необходимой для профессиональной деятельности информации и т.п.
- убедительное общение. Вызывает у деловых партнеров определенные чувства, формирует ценностные ориентации и установки, убеждает в правомерности тех или иных стратегий взаимодействия и др.
- экспрессивное общение. Формирует у партнера психоэмоциональный настрой, побуждающий к необходимым социальным действиям.
- суггестивное общение. Имеет цель повлиять на делового партнера, с целью изменения мотивации, ценностных ориентаций, поведения и т.д.
- ритуальное общение. Закрепляет и поддерживает конвенциональные отношения в деловом мире, обеспечивает регуляцию социальной психики в больших и малых группах, сохраняет ритуальные традиции учреждения, фирмы; ценность индивидуальности в ритуальном общении минимизирована, участники равны в своем праве удовлетворить те важные социальные нужды, ради которых они вступили в ритуал.
4. Виды общения по средствам
Средства общения -это способы кодирования, переработки и расшифровки передаваемой в процессе общения информации. Все средства общения делят на две группы: вербальные (речевые) и невербальные (неречевые). (подробнее в Теме 9).