1. Вы редактор. Автор принес вам материал. Редактирование рукописи вы начнете:
А) с исправления стилистических и смысловых ошибок;
Б) с оценки и выправления ее композиции, структуры;
В) с вычитки;
Г) с ознакомительного чтения.
2. Приступая к правке текста, вы:
А) в обязательном порядке измените его композицию;
Б) начнете свою работу с изменения структуры текста, если она несовершенна;
В) сначала исправите стилистические и смысловые ошибки, а затем поменяете композицию;
Г) начнете менять структуру и параллельно производить литературную обработку рукописи.
3. Для усовершенствования структуры газетных и журнальных текстов «малых форм» вам придется:
А) поменять местами некоторые страницы;
Б) поменять местами, перекомпоновать абзацы;
В) изменить архитектонику текста;
Г) разрезать страницы на части и затем эти части склеить в другом порядке.
4. Структура текста – его построение, смысловое развертывание, последовательность смысловых элементов. Она обусловливает свойства текста:
|
|
А) литературная обработанность;
Б) информативность и смысловая целостность;
В) информативность, смысловая целостность и синтаксическая связность;
Г) закрепленность на материальном носителе.
5. Соотнесите жанры с тем или иным типом в зависимости от степени «жесткости» структуры, например, А – 1, 3, 5:
А) Жанры с жестко заданной структурой | 1) новость |
2) репортаж | |
Б) Жанры, которые допускают варьирование содержания, но предполагают наличие обязательных сведений | 3) аналитическая статья |
4) зарисовка | |
5) очерк | |
6) рекламное объявление | |
В) Жанры достаточно свободные по структуре | 7) эссе |
8) инструкция | |
9) интервью |
6. Редактируя тексты СМИ, вы будете исходить из утверждения, что:
А) тексты СМИ не требуют строгости в отборе и компоновке фактического материала;
Б) тексты СМИ требуют меньшей четкости построения, чем объемные произведения;
В) все тексты СМИ являются достаточно свободными по структуре;
Г) количество и последовательность смысловых элементов в текстах СМИ зависит от жанра.
7. Найдите НЕВЕРНОЕ утверждение:
А) Правильная последовательность элементов текста обеспечивает адекватное воплощение авторского замысла.
Б) Правильная последовательность частей текста обеспечивает его правильное понимание аудиторией.
В) От перестановки частей текста его смысл (информативность) не меняется.
Г) С помощью структурирования текста и композиционных приемов можно управлять вниманием аудитории.
8. Работая над структурой текста, вы будете руководствоваться общепринятыми требованиями, основанными на закономерностях логически правильного мышления, развертывания и восприятия информации. В их число входят (3):
|
|
А) соответствие структурного принципа теме, идее, жанру текста, специфике фактического материала;
Б) несоблюдение избранного принципа изложения;
В) последовательность, ясность, закономерность, четкость переходов от одного аспекта темы к другому;
Г) ход изложения – от известного к неизвестному; от настоящего к будущему; от причин / условий к следствиям;
Д) несоразмерность частей – непроработанность одних аспектов содержания и излишняя детализация других;
Е) необоснованность смысловых переходов от одного аспекта темы к другому.
9. Структурные элементы текста, которые способствуют выделению текста среди других в потоке коммуникации, привлечению и удержанию внимания адресата:
А) рамочные элементы;
Б) основное содержание;
В) элементы фоновой информации;
Г) рубрики и выделители.
10. Отнесите структурные элементы текста к соответствующей группе в зависимости от назначения, например, А – 1, 3, 5:
А) Рамочные элементы текста | 1) справка |
2) заголовок | |
3) врез | |
Б) Рамочные элементы полосы | 4) бэкграунд |
5) вступление | |
6) подзаголовок | |
В) Основное содержание | 7) шапка |
8) рубрика | |
Г) Фоновая информация | 9) абзац |
10) заключение | |
11) выделитель |
11. В художественно-публицистических и сатирических жанрах СМИ (очерках, зарисовках, фельетонах):
А) структура текста следует общим закономерностям правильного, логичного мышления;
Б) текст строится в соответствии с законами сюжета (сюжетный принцип);
В) изложение следует от более важных признаков к менее важным, от настоящего состояния к перспективам будущего;
Г) последовательность изложения зависит от эмоционально-психологического состояния автора.
12. Понятие «нулевой уровень композиции», или «нулевой структурный уровень»:
А) означает полное отсутствие в тексте какой-либо композиции;
Б) соответствует оценке «очень плохая, несовершенная композиция»;
В) предполагает изложение событий «с нуля» в хронологической последовательности;
Г) предполагает изложение: от целого к части / от части к целому, от аргументов к выводу / от тезиса к аргументам; от более важных признаков к менее важным и другие последовательности, соответствующие закономерностям мышления и реальному положению вещей.
13. Чтобы разнообразить изложение, автор может отступать от основного композиционного принципа – для этого он использует:
А) «приемы выдвижения» – вставные эпизоды, отступления по теме и не по теме, эффект обманутого ожидания, нарушение хронологии событий;
Б) слова и фразы-скрепы;
В) абзацы;
Г) топосы.
14. Анализ и правка структуры текста осуществляются в процессе:
А) ознакомительного чтения;
Б) аналитического чтения;
В) аналитического чтения и правки-обработки;
Г) вычитки и правки-обработки.
15. Найдите НЕВЕРНОЕ утверждение:
А) Абзац – это простейший элемент графической организации текста.
Б) В пределах абзаца должен быть представлен один аспект содержания.
В) Правильное деление на абзацы помогает читателю ориентироваться в тексте.
Г) Абзац всегда должен начинаться с главной мысли.
16. На первом этапе работы с основной частью текста, предоставленного автором, редактор:
А) вносит правки в структуру текста;
Б) составляет план текста и выявляет структурные и смысловые недостатки текста;
В) составляет в устной или письменной форме план редакторских изменений, в котором устраняет недостатки текста;
Г) проверяет заголовки, подзаголовки и анонсы на соответствие закону тождества.
17. Наиболее частыми недостатками вступления (лида) являются:
|
|
А) непоследовательность изложения, неудачные структурные приемы;
Б) банальность, штампованность;
В) несоразмерность и несоответствие теме;
Г) несоответствие закону тождества.
18. Заголовки «Чтобы худеть, нужно есть лишь эти два продукта», «10 вещей, которые необходимо знать об отношениях» выполняют в первую очередь:
А) рекламную функцию;
Б) информационную функцию;
В) номинативную функцию;
Г) оценочно-экспрессивную функцию.
19. Заголовки «Успей прочитать эти книги, пока их не прочитали другие», «Сенсация! Победительница Евровидения на самом деле оказалась…»:
А) выполняют рекламную функцию;
Б) являются кричащими, подходят для «желтой» прессы;
В) выполняют оценочно-экспрессивную функцию;
Г) привлекают внимание вдумчивого читателя, вызывают любопытство.
20. Разместите структурные элементы новостного текста в соответствии с принципом перевернутой пирамиды (перечислите в строчку в порядке убывания значимости):
А) главные факты; | Д) детали; |
Б) цитата; | Е) предыстория; |
В) цитата; | Ж) дополнительный комментарий. |
Г) детали; |