Тест для самоконтроля по теме №6. Редакторская оценка структуры текста

1. Вы редактор. Автор принес вам материал. Редактирование рукописи вы начнете:

А) с исправления стилистических и смысловых ошибок;

Б) с оценки и выправления ее композиции, структуры;

В) с вычитки;

Г) с ознакомительного чтения.

 

2. Приступая к правке текста, вы:

А) в обязательном порядке измените его композицию;

Б) начнете свою работу с изменения структуры текста, если она несовершенна;

В) сначала исправите стилистические и смысловые ошибки, а затем поменяете композицию;

Г) начнете менять структуру и параллельно производить литературную обработку рукописи.

 

3. Для усовершенствования структуры газетных и журнальных текстов «малых форм» вам придется:

А) поменять местами некоторые страницы;

Б) поменять местами, перекомпоновать абзацы;

В) изменить архитектонику текста;

Г) разрезать страницы на части и затем эти части склеить в другом порядке.

 

4. Структура текста – его построение, смысловое развертывание, последовательность смысловых элементов. Она обусловливает свойства текста:

А) литературная обработанность;

Б) информативность и смысловая целостность;

В) информативность, смысловая целостность и синтаксическая связность;

Г) закрепленность на материальном носителе.

 

5. Соотнесите жанры с тем или иным типом в зависимости от степени «жесткости» структуры, например, А – 1, 3, 5:

А) Жанры с жестко заданной структурой 1) новость
  2) репортаж
Б) Жанры, которые допускают варьирование содержания, но предполагают наличие обязательных сведений 3) аналитическая статья
  4) зарисовка
  5) очерк
  6) рекламное объявление
В) Жанры достаточно свободные по структуре 7) эссе
  8) инструкция
  9) интервью

 

6. Редактируя тексты СМИ, вы будете исходить из утверждения, что:

А) тексты СМИ не требуют строгости в отборе и компоновке фактического материала;

Б) тексты СМИ требуют меньшей четкости построения, чем объемные произведения;

В) все тексты СМИ являются достаточно свободными по структуре;

Г) количество и последовательность смысловых элементов в текстах СМИ зависит от жанра.

 

7. Найдите НЕВЕРНОЕ утверждение:

А) Правильная последовательность элементов текста обеспечивает адекватное воплощение авторского замысла.

Б) Правильная последовательность частей текста обеспечивает его правильное понимание аудиторией.

В) От перестановки частей текста его смысл (информативность) не меняется.

Г) С помощью структурирования текста и композиционных приемов можно управлять вниманием аудитории.

 

8. Работая над структурой текста, вы будете руководствоваться общепринятыми требованиями, основанными на закономерностях логически правильного мышления, развертывания и восприятия информации. В их число входят (3):

А) соответствие структурного принципа теме, идее, жанру текста, специфике фактического материала;

Б) несоблюдение избранного принципа изложения;

В) последовательность, ясность, закономерность, четкость переходов от одного аспекта темы к другому;

Г) ход изложения – от известного к неизвестному; от настоящего к будущему; от причин / условий к следствиям;

Д) несоразмерность частей – непроработанность одних аспектов содержания и излишняя детализация других;

Е) необоснованность смысловых переходов от одного аспекта темы к другому.

 

9. Структурные элементы текста, которые способствуют выделению текста среди других в потоке коммуникации, привлечению и удержанию внимания адресата:

А) рамочные элементы;

Б) основное содержание;

В) элементы фоновой информации;

Г) рубрики и выделители.

 

10. Отнесите структурные элементы текста к соответствующей группе в зависимости от назначения, например, А – 1, 3, 5:

А) Рамочные элементы текста 1) справка
  2) заголовок
  3) врез
Б) Рамочные элементы полосы 4) бэкграунд
  5) вступление
  6) подзаголовок
В) Основное содержание 7) шапка
  8) рубрика
Г) Фоновая информация 9) абзац
  10) заключение
  11) выделитель

11. В художественно-публицистических и сатирических жанрах СМИ (очерках, зарисовках, фельетонах):

А) структура текста следует общим закономерностям правильного, логичного мышления;

Б) текст строится в соответствии с законами сюжета (сюжетный принцип);

В) изложение следует от более важных признаков к менее важным, от настоящего состояния к перспективам будущего;

Г) последовательность изложения зависит от эмоционально-психологического состояния автора.

 

12. Понятие «нулевой уровень композиции», или «нулевой структурный уровень»:

А) означает полное отсутствие в тексте какой-либо композиции;

Б) соответствует оценке «очень плохая, несовершенная композиция»;

В) предполагает изложение событий «с нуля» в хронологической последовательности;

Г) предполагает изложение: от целого к части / от части к целому, от аргументов к выводу / от тезиса к аргументам; от более важных признаков к менее важным и другие последовательности, соответствующие закономерностям мышления и реальному положению вещей.

 

13. Чтобы разнообразить изложение, автор может отступать от основного композиционного принципа – для этого он использует:

А) «приемы выдвижения» вставные эпизоды, отступления по теме и не по теме, эффект обманутого ожидания, нарушение хронологии событий;

Б) слова и фразы-скрепы;

В) абзацы;

Г) топосы.

 

14. Анализ и правка структуры текста осуществляются в процессе:

А) ознакомительного чтения;

Б) аналитического чтения;

В) аналитического чтения и правки-обработки;

Г) вычитки и правки-обработки.

 

15. Найдите НЕВЕРНОЕ утверждение:

А) Абзац – это простейший элемент графической организации текста.

Б) В пределах абзаца должен быть представлен один аспект содержания.

В) Правильное деление на абзацы помогает читателю ориентироваться в тексте.

Г) Абзац всегда должен начинаться с главной мысли.

 

16. На первом этапе работы с основной частью текста, предоставленного автором, редактор:

А) вносит правки в структуру текста;

Б) составляет план текста и выявляет структурные и смысловые недостатки текста;

В) составляет в устной или письменной форме план редакторских изменений, в котором устраняет недостатки текста;

Г) проверяет заголовки, подзаголовки и анонсы на соответствие закону тождества.

 

17. Наиболее частыми недостатками вступления (лида) являются:

А) непоследовательность изложения, неудачные структурные приемы;

Б) банальность, штампованность;

В) несоразмерность и несоответствие теме;

Г) несоответствие закону тождества.

 

18. Заголовки «Чтобы худеть, нужно есть лишь эти два продукта», «10 вещей, которые необходимо знать об отношениях» выполняют в первую очередь:

А) рекламную функцию;

Б) информационную функцию;

В) номинативную функцию;

Г) оценочно-экспрессивную функцию.

 

19. Заголовки «Успей прочитать эти книги, пока их не прочитали другие», «Сенсация! Победительница Евровидения на самом деле оказалась…»:

А) выполняют рекламную функцию;

Б) являются кричащими, подходят для «желтой» прессы;

В) выполняют оценочно-экспрессивную функцию;

Г) привлекают внимание вдумчивого читателя, вызывают любопытство.

 

20. Разместите структурные элементы новостного текста в соответствии с принципом перевернутой пирамиды (перечислите в строчку в порядке убывания значимости):

 

А) главные факты; Д) детали;
Б) цитата; Е) предыстория;
В) цитата; Ж) дополнительный комментарий.
Г) детали;  

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: