Внутренняя политика Александра III

Цели урока:

       Образовательная: выяснить, действительно ли внутренняя политика Александра III – это контрреформы, т.е. период ликвидации реформ предыдущего царствования

       Развивающая: развивать навыки мышления, умение делать выводы и обобщения, умение выделять главное, сравнивать и обобщать, навыки работы с учебником

       Воспитательная: воспитывать интерес к истории

В оценке личности Александра III историки до сих пор не могут отказаться от стереотипов, сложившихся в советский пери­од. Это касается как уровня образования и воспитания императо­ра, так и его личных качеств и способностей государственного деятеля. Эти стереотипы — малообразованность, недалекий ум, сквернословие, пьянство, стремление к подавлению любого про­явления свободы и т.д. В настоящее время наблюдается стремле­ние к более объективной оценке царствования Александра III. С позиции объективности должен подойти к этому вопросу и учи­тель. Для лучшего усвоения материала учащимися вопрос можно разделить на пункты.

1. Уровень образования и воспитания.

Нужно учесть, что Александр III не должен был стать импера­тором. Его готовили к типичной для великих князей военной карьере. Наследником трона он стал после смерти своего старшего брата Николая, в 1865 г. Александру Александровичу было в то время уже 20 лет, и только с этого времени ему пришлось нагонять упущенное в образовании. Недостаток образования Александр III восполнял большим трудолюбием, самостоятельно вникая во все вопросы.

Рассказывая об этом, учитель может привести мнение совре­менника.

Документ

«...Что же касается будущего императора Александра III, то, можно сказать, он был несколько в загоне; ни на его образование, ни на его воспитание особого внимания не обращали...

И действительно, император Александр III был совершенно обы­денного ума, пожалуй, можно сказать, ниже среднего образования; по наружности — походил на большого русского мужика из цент­ральных губерний, к нему больше всего подошел бы костюм: полушу­бок, поддевка и лапти; и тем не менее он своей наружностью, в которой отражался его громадный характер, прекрасное сердце, благодушие, справедливость и вместе с тем твердость...

Я не стану спорить о том, что император Александр III был человеком сравнительно небольшого образования, можно сказать — он был человеком ординарного образования. Но вот с чем я не могу согласиться и что часто мне приходилось слышать, это с тем, что император Александр III не был умным. Надо условиться, что подра­зумевать под словом ум: может быть, у императора Александра III был небольшой ум рассудка, но у него был громадный выдающийся ум сердца...»

Из воспоминаний СЮ. Витте

2. Личные качества Александра III.

Учитель отмечает, что в сфере личной жизни Александр III был отличный семьянин, образцовый хозяин. Что касается его манеры общения, то он действительно мог крепко отругать, обозвать гру­бым словом, но так обращался он только с провинившимися. Часто для характеристики личности Александра III учителя назы­вают его приверженность к алкоголю. Учитель может упомянуть об этом, как об имеющей место версии, но в то же время нужно указать на ее недоказанность. Дело в том, что единственным источником в этом вопросе является статья революционера В.Л. Бурцева в газете «Будущее» (1912 г.), в которой он ссылается на рассказ физика П.Н. Лебедева о его беседе с начальником охраны и другом Александра III П.А. Черевиным. То есть информация о пьянстве царя, полученная через третьи руки и рассказанная вра­гом монархии, не может не вызывать сомнений. В подтверждение этой версии часто приводят ухудшение здоровья Александра III и его раннюю смерть. Но при этом забывают, что император подо­рвал свое здоровье в 1888 г. во время катастрофы в Борках, когда царский поезд сошел с рельс и Александр III, отличавшийся богатырской силой, удержал на себе падающую крышу вагона, чтобы спасти свою семью.

3.Если говорить о политических взглядах Александра III, то он был приверженцем абсолютной монархии не по причине недо­статка образования и ума, а из-за убеждения, что конституцион­ные преобразования приведут к серьезным общественным потря­сениям. Он вынес эту уверенность из опыта царствования своего отца, чьи преобразования только усилили революционное движе­ние. Правда, меры Александра III, направленные на укрепление самодержавия и сословного строя, нельзя назвать прогрессивны­ми и даже в ряде случаев целесообразными. В этом месте учитель может обратиться к концу царствования Александра II, когда по инициативе М.Т. Лорис-Меликова был разработан проект пред­ставительного совещательного органа, а после гибели императора 1 марта 1881 г. Александр III отверг этот проект.

2) Эпоха контрреформ

       Правление Александра III (1881-1894) вошло в историю как эпоха «контрреформ». Главные задачи правления – укрепление самодержавия, подавление революционного движения, прекращение или отмена части реформ. Главный идеолог консервативного курса - обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев.

Практическая реализация «контрреформ»:

· институт земских начальников (1889), осуществлявших административно-полицейский контроль над крестьянами, практически восстановил права помещиков по отношению к крестьянам.

· Земская контрреформа (1890) ограничила права земств. Увеличение имущественного ценза укрепило позиции помещиков в местных органах самоуправления.

· Городовое положение (1892) укрепило роль дворянства и крупной буржуазии в городских думах. Городское самоуправление поставлено под контроль правительства.

· Судебная контрреформа: повышен имущественный и образовательный ценз для присяжных заседателей, политические дела изъяты из ведения суда присяжных, ограничены публичность и гласность заседаний.

· В образовании и печати: ужесточена цензура, усилен контроль над учебными заведениями, упразднена автономия университетов, выросла плата за обучение, «Циркуляр о кухаркиных детях» (1887) затруднил получение образования детьми из «низших сословий».

· В области культуры, идеологии и национальных отношений проводилась политика насильственной русификации национальных окраин.

Одновременно правительство приняло ряд либеральных мер:

улучшило положения крестьян: отмена временнообязанного положения, снижение выкупных платежей, учреждение Крестьянского банка, отмена подушной подати.

регулировало отношения рабочих и фабрикантов, ограничена продолжительность рабочего дня.

В правление Александра III в Россию проникают идеи марксизма.

- «Освобождение труда» (1883) - первая российская марксистская организация, созданная в Женеве по инициативе Г.В. Плеханова,

- «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» (1895) создан в Петербурге В. Ульяновым (Ленин),

- 1898 г. в Минске 9 представителей марксистских групп объявили о создании Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП).

 Национальная и религиозная политика Александра III

.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: