П. Я. Чаадаев «Философические письма»

Контрольная работа для студентов 1 курса, заочное отделение, дисциплина «Философия», преподаватель Мясникова Л.А., д-р филос.наук, профессор

Добрый день, уважаемые студенты. Это задания к вашей контрольной и семинарам. Вам нужно выбрать из списка две понравившиеся работы, познакомиться с ними, а также приготовить ответы на вопросы к каждой работе (письменно). Сдать это необходимо на портале open.gu-ural.ru до 11 мая включительно, в случае технических проблем – прислать на почту comfort-voyage@mail.ru.

Экзамен у вас будет проходить в виде компьютерного тестирования. Пробное тестирование будет проходить 19-20 мая. Основное тестирование – 21 мая с 12.00 до 14.00.

                                                 Список работ и вопросы к ним

З.Фрейд «Я и Оно»

Вопросы:

А) Структура психики по З. Фрейду: оно, я, сверх-я, их соотношение.

Б) Соотношение «принципа реальности» и «принципа наслаждения»

В) Творческая роль либидо, понятие сублимации.

 

К. Г. Юнг «Психологические типы»,«Архетип и символ», «Психология бессознательного» (одна работа по выбору)

 

Вопросы:

А) В чём отличие коллективного бессознательного от индивидуального? Их соотношение.

Б) Что такое архетип коллективного бессознательного?

В) Перечислить и дать краткую характеристику архетипам коллективного бессознательного.

Г) Зачем нужно устанавливать диалог с коллективным бессознательным?

Э. Фромм «Иметь или быть», «Некрофилы и Адольф Гитлер», «Душа человека», «Искусство любить» (одна работа по выбору)

 

Вопросы:

«Иметь или быть»

А) Суть принципа «иметь», его положительная и отрицательная роль

Б) Суть принципа «быть», примеры «иметь» и «быть»

В) Можно ли быть не имея?

«Душа человека»

А) Человек – волк или овца?

Б) Синдром «распада» и «синдром роста»

«Искусство любить»

А) Проблема любви XX века. Виды любви.

Б) В чём же заключается «искусство любить»?

«Некрофилы и Адольф Гитлер»

А) Почему Гитлер – ярчайший пример некрофильной личности?

Б) Как формировались его некрофильные качества? Изначально ли он был обречён стать некрофилом?

 

Х. Ортега-и-Гассет «Восстание масс»

Вопросы:

А) Характеристики «массового человека» и «меньшинства»

Б) Почему именно в XX веке происходит восстание масс, т.е. каковы причины появления массового человека как основного социального типа XX века.

В) В чём опасность преобладания «массового человека» для общества?

Ж.-П. Сартр «Экзистенциализм – это гуманизм»

Вопросы:

А) В чём обвиняют экзистенциализм? Как отвечает на эти обвинения Сартр?

Б) В чём сходство разных проявлений экзистенциализма?

В) Свобода как главная характеристика человека. Почему свобода - это бремя?

Г) Что значит «человек есть проект»? В чём же гуманизм экзистенциализма?

А. Камю «Миф о Сизифе. Эссе об абсурде»

Вопросы:

А) Почему основным вопросом философии А. Камю считает вопрос о самоубийстве?

Б) В чём состоит метафизическая причина абсурда? Есть ли смысл или абсурд в природе?

В) Что значит «жить со знанием абсурда»?

Г) Примеры абсурдных героев

М. Хайдеггер «Письмо о гуманизме»

Вопросы:

А) Какие виды гуманизма выделяет Хайдеггер?

Б) В чём отличие фундаментальной онтологии Хайдеггера от экзистенциализма?

В) Как Вы поняли утверждение «язык – дом бытия, а человек живёт в его обители»?

Г) Что значит «Человек есть просвет бытия»?

Д) Почему важна «открытость бытию»?

Т. Кун «Структура научных революций»

Вопросы:

А) Что такое «нормальная наука»? Возможны ли открытия в период «нормальной науки»?

Б) Всякая ли «аномалия» ведёт к пересмотру фундаментальных научных концепций?

В) Когда происходят кризисы в науке?

Г) Научная революция как смена парадигм. Понятие парадигмы.

Ф. Фукуяма  «Конец истории»

Вопросы:

А) Почему победа идей либерализма трактуется как «конец истории»?

Б) Какие основания были у автора говорить о победе идей либерализма?

С. Хантингтон «Столкновение цивилизаций»

Вопросы:

А) Почему Хантингтон не согласен с идеей Ф.Фукуямы о «конце истории»?

Б) Какие типы цивилизации он выделяет?

В) Как разрешить конфликты цивилизаций?

М. Шелер «Положение человека в космосе»

Вопросы:

А) Почему в начале 20 века человек «утерял свою целостность», «человек разодран в клочья»?

Б) Три круга идей о человеке как предпосылка философской антропологии. Синтез этих идей как суть философской антропологии и обретения человеком своей целостности.

В) Место человека в природе. Почему человек – «дезертир жизни» и «декадент жизни»?

Г) «Принцип жизни» и «принцип духа». Человек как место встречи и пересечения жизни и духа.

Д) Что принципиально нового появляется в человеке?

Е) Что такое «идеация» по Шелеру?

К. Лоренц «Агрессия. Так называемое зло»

Вопросы:

А) Роль агрессии в природе

Б) Виды животных сообществ и их связи с агрессивностью.

В) Почему человек «самое агрессивное животное»?

Г) Можно ли обуздать человеческую агрессивность?

Э. Тоффлер «Новая волна» («Третья волна»)

Вопросы:

А) Что такое «технологические волны»?

Б) Как смена технологий влияет на общество?

В) Особенности доиндустриального, индустриального и постиндустриального общества.

Д.Белл «Грядущее постиндустриальное общество»

Вопросы:

А) «Постиндустриальное общество» как аналитическая конструкция

Б) Проявления постиндустриального общества в экономике, в структуре занятости, в основных ориентациях и др.

В) Роль знаний и интеллектуальных технологий в постиндустриальном обществе.

З.Бауман «Текучая современность», «Индивидуализированное общество» (одна работа по выбору)

Вопросы:

А) В чём различия «твёрдой» и «текучей» современности?

Б) Особенности «текучей современности» и её проявления в различных общественных сферах.

В) Потребление как центральное проявление современности

Г) Индивидуализм современного общества и его особенности

Ж. Бодрийяр «В тени молчаливого большинства», «Символический обмен и смерть», «Общество потребления» (одна работа по выбору)

Вопросы:

А) Что такое «симулякр»?

Б) Почему современность – общество симулякров?

В) В чём отличие «массы» и «массового человека» конца XX века от «массового человека» 30-х – 50-х гг. ХХ века?

Г) В чём суть «конца социальности»?

Ф.Ницше «Антихристианин», «Так говорил Заратустра» (одна работа по выбору)

Вопросы:

А) Оценка И. Христа и христианства Фридрихом Ницше

Б) Что означает выражение «Бог умер»?

В) Какой человек должен встать на «место Бога»?

Г) Путь от человека как «болезни жизни» к сверхчеловеку

П. Я. Чаадаев «Философические письма»

Вопросы:

А) Западничество П.Я Чаадаева

Б) В чём П.Я Чаадаев видит грехи России? В чём причины отпадения России от Запада?

В) Преимущества Европы, которых лишена Россия.

Г) Может ли Россия дать что-то полезное Западу?

19. Н. Я. Данилевский «Россия и Европа»

Вопросы:

А) Является ли Россия Европой?

Б) Европа как географическое и культурологическое понятия

В) Продуктивные социально-культурные типы: одноосновные – Иудея, Античная Греция, Рим.

Г) Европа как двуосновный тип цивилизации

Д) Славянская цивилизация. Россия как полноосновный (4-основный) тип цивилизации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: