Контрольная работа для студентов 1 курса, заочное отделение, дисциплина «Философия», преподаватель Мясникова Л.А., д-р филос.наук, профессор
Добрый день, уважаемые студенты. Это задания к вашей контрольной и семинарам. Вам нужно выбрать из списка две понравившиеся работы, познакомиться с ними, а также приготовить ответы на вопросы к каждой работе (письменно). Сдать это необходимо на портале open.gu-ural.ru до 11 мая включительно, в случае технических проблем – прислать на почту comfort-voyage@mail.ru.
Экзамен у вас будет проходить в виде компьютерного тестирования. Пробное тестирование будет проходить 19-20 мая. Основное тестирование – 21 мая с 12.00 до 14.00.
Список работ и вопросы к ним
З.Фрейд «Я и Оно»
Вопросы:
А) Структура психики по З. Фрейду: оно, я, сверх-я, их соотношение.
Б) Соотношение «принципа реальности» и «принципа наслаждения»
В) Творческая роль либидо, понятие сублимации.
К. Г. Юнг «Психологические типы»,«Архетип и символ», «Психология бессознательного» (одна работа по выбору)
|
|
Вопросы:
А) В чём отличие коллективного бессознательного от индивидуального? Их соотношение.
Б) Что такое архетип коллективного бессознательного?
В) Перечислить и дать краткую характеристику архетипам коллективного бессознательного.
Г) Зачем нужно устанавливать диалог с коллективным бессознательным?
Э. Фромм «Иметь или быть», «Некрофилы и Адольф Гитлер», «Душа человека», «Искусство любить» (одна работа по выбору)
Вопросы:
«Иметь или быть»
А) Суть принципа «иметь», его положительная и отрицательная роль
Б) Суть принципа «быть», примеры «иметь» и «быть»
В) Можно ли быть не имея?
«Душа человека»
А) Человек – волк или овца?
Б) Синдром «распада» и «синдром роста»
«Искусство любить»
А) Проблема любви XX века. Виды любви.
Б) В чём же заключается «искусство любить»?
«Некрофилы и Адольф Гитлер»
А) Почему Гитлер – ярчайший пример некрофильной личности?
Б) Как формировались его некрофильные качества? Изначально ли он был обречён стать некрофилом?
Х. Ортега-и-Гассет «Восстание масс»
Вопросы:
А) Характеристики «массового человека» и «меньшинства»
Б) Почему именно в XX веке происходит восстание масс, т.е. каковы причины появления массового человека как основного социального типа XX века.
В) В чём опасность преобладания «массового человека» для общества?
Ж.-П. Сартр «Экзистенциализм – это гуманизм»
Вопросы:
А) В чём обвиняют экзистенциализм? Как отвечает на эти обвинения Сартр?
Б) В чём сходство разных проявлений экзистенциализма?
В) Свобода как главная характеристика человека. Почему свобода - это бремя?
|
|
Г) Что значит «человек есть проект»? В чём же гуманизм экзистенциализма?
А. Камю «Миф о Сизифе. Эссе об абсурде»
Вопросы:
А) Почему основным вопросом философии А. Камю считает вопрос о самоубийстве?
Б) В чём состоит метафизическая причина абсурда? Есть ли смысл или абсурд в природе?
В) Что значит «жить со знанием абсурда»?
Г) Примеры абсурдных героев
М. Хайдеггер «Письмо о гуманизме»
Вопросы:
А) Какие виды гуманизма выделяет Хайдеггер?
Б) В чём отличие фундаментальной онтологии Хайдеггера от экзистенциализма?
В) Как Вы поняли утверждение «язык – дом бытия, а человек живёт в его обители»?
Г) Что значит «Человек есть просвет бытия»?
Д) Почему важна «открытость бытию»?
Т. Кун «Структура научных революций»
Вопросы:
А) Что такое «нормальная наука»? Возможны ли открытия в период «нормальной науки»?
Б) Всякая ли «аномалия» ведёт к пересмотру фундаментальных научных концепций?
В) Когда происходят кризисы в науке?
Г) Научная революция как смена парадигм. Понятие парадигмы.
Ф. Фукуяма «Конец истории»
Вопросы:
А) Почему победа идей либерализма трактуется как «конец истории»?
Б) Какие основания были у автора говорить о победе идей либерализма?
С. Хантингтон «Столкновение цивилизаций»
Вопросы:
А) Почему Хантингтон не согласен с идеей Ф.Фукуямы о «конце истории»?
Б) Какие типы цивилизации он выделяет?
В) Как разрешить конфликты цивилизаций?
М. Шелер «Положение человека в космосе»
Вопросы:
А) Почему в начале 20 века человек «утерял свою целостность», «человек разодран в клочья»?
Б) Три круга идей о человеке как предпосылка философской антропологии. Синтез этих идей как суть философской антропологии и обретения человеком своей целостности.
В) Место человека в природе. Почему человек – «дезертир жизни» и «декадент жизни»?
Г) «Принцип жизни» и «принцип духа». Человек как место встречи и пересечения жизни и духа.
Д) Что принципиально нового появляется в человеке?
Е) Что такое «идеация» по Шелеру?
К. Лоренц «Агрессия. Так называемое зло»
Вопросы:
А) Роль агрессии в природе
Б) Виды животных сообществ и их связи с агрессивностью.
В) Почему человек «самое агрессивное животное»?
Г) Можно ли обуздать человеческую агрессивность?
Э. Тоффлер «Новая волна» («Третья волна»)
Вопросы:
А) Что такое «технологические волны»?
Б) Как смена технологий влияет на общество?
В) Особенности доиндустриального, индустриального и постиндустриального общества.
Д.Белл «Грядущее постиндустриальное общество»
Вопросы:
А) «Постиндустриальное общество» как аналитическая конструкция
Б) Проявления постиндустриального общества в экономике, в структуре занятости, в основных ориентациях и др.
В) Роль знаний и интеллектуальных технологий в постиндустриальном обществе.
З.Бауман «Текучая современность», «Индивидуализированное общество» (одна работа по выбору)
Вопросы:
А) В чём различия «твёрдой» и «текучей» современности?
Б) Особенности «текучей современности» и её проявления в различных общественных сферах.
В) Потребление как центральное проявление современности
Г) Индивидуализм современного общества и его особенности
Ж. Бодрийяр «В тени молчаливого большинства», «Символический обмен и смерть», «Общество потребления» (одна работа по выбору)
Вопросы:
А) Что такое «симулякр»?
Б) Почему современность – общество симулякров?
В) В чём отличие «массы» и «массового человека» конца XX века от «массового человека» 30-х – 50-х гг. ХХ века?
Г) В чём суть «конца социальности»?
Ф.Ницше «Антихристианин», «Так говорил Заратустра» (одна работа по выбору)
Вопросы:
А) Оценка И. Христа и христианства Фридрихом Ницше
|
|
Б) Что означает выражение «Бог умер»?
В) Какой человек должен встать на «место Бога»?
Г) Путь от человека как «болезни жизни» к сверхчеловеку
П. Я. Чаадаев «Философические письма»
Вопросы:
А) Западничество П.Я Чаадаева
Б) В чём П.Я Чаадаев видит грехи России? В чём причины отпадения России от Запада?
В) Преимущества Европы, которых лишена Россия.
Г) Может ли Россия дать что-то полезное Западу?
19. Н. Я. Данилевский «Россия и Европа»
Вопросы:
А) Является ли Россия Европой?
Б) Европа как географическое и культурологическое понятия
В) Продуктивные социально-культурные типы: одноосновные – Иудея, Античная Греция, Рим.
Г) Европа как двуосновный тип цивилизации
Д) Славянская цивилизация. Россия как полноосновный (4-основный) тип цивилизации.