double arrow

Порядок выполнения звукового анализа


Звуковой анализ слов

Нас окружает мир, полный разных удивительных звуков. Всё, что мы слышим, и всё, что произносим, – это звуки. Очень важно, чтобы ребёнок ориентировался в звуковом строе речи. Это необходимо для обучения чтению, грамотному письму в школе, для изучения родного языка.

Звуковой анализ – это:

– определение порядка звуков в слове;

– выделение отдельных звуков;

– различение звуков по их качественным характеристикам (гласный – согласный, твёрдый – мягкий).

Во время занятий ребёнок вслушивается в слова и звуки, определяет место звука в слове, различает на слух твёрдые и мягкие согласные звуки, подбирает слова на заданный звук.

Затем дети знакомятся с материализованными моделями слов (схемами). Здесь они учатся выделять все звуки в слове по порядку и моделировать слова.

В процессе обучения дети последовательно овладевают анализом всё более сложных по структуре слов. Они учатся вслушиваться в звуки речи, различать ударные и безударные гласные, сравнивать слова по звуковым моделям, находить сходство и различие и т. д.

С помощью развлекательных моментов старайтесь поддерживать стойкий интерес к занятиям, желание узнавать новое и усваивать знания и умения. Схемы слов ребёнок может составлять не только при помощи карточек, но и при помощи мелких пуговиц, игрушек соответствующих цветов, что способствует развитию мышц пальцев (мелкой моторики). Дополнительная нагрузка на мелкую мускулатуру, если пуговицы хранятся в прозрачной бутылочке или банке с завинчивающейся крышкой, которую малышу нужно открывать или закрывать самостоятельно.




Разноцветные жетоны развивают и укрепляют память, тренируют мышцы пальцев.

Не рекомендуется переходить к звуковому анализу сложных слов, не освоив простые слова. Только усвоив материал предыдущих занятий, переходите к следующим занятиям. Выполнив все упражнения по всем темам, ребёнок начинает читать целыми словами, что облегчает ему восприятие лексического значения слова и способствует развитию речи.

Условные обозначения для схематического выполнения звукового анализа слов:

 твёрдый согласный звук

 мягкий согласный звук

 гласный звук

Запомните!

Всегда мягкие звуки: Ч, Щ, Й

Всегда твёрдые звуки: Ш, Ж, Ц

Буквы Ь, Ъ звуков не дают.

Образец звуковой схемы слова:

                         МУХА      ЧАЙНИК       ТЕЛЕФОН

                    

Порядок выполнения звукового анализа

Этот цветок называется мак. Повтори это слово.

МММАК – скажи, как я. Какой первый звук в этом слове? Он гласный или согласный? Возьми жетон, который обозначает согласный звук, и положи его под картинкой.

МАААК –скажи, как я. Какой звук ты слышишь после М? Какой это звук? Возьми жетон, который обозначает гласный звук и положи его после М.



МАК(подчёркнуто артикулируется звук К) – какой последний звук в этом слове? Он гласный или согласный? Возьми жетон, который обозначает согласный звук, и положи его после звука А.

– Назови все звуки в словеМАКпо порядку.

– Где находится звук А: в начале, конце или середине слова?

– Какой первый звук в слове МАК? А какой в этом слове последний звук?

 – Назови гласный звук в слове.

 – Назови согласные звуки в слове.

– Сколько всего звуков в слове МАК?

 







Сейчас читают про: