Материалы: бумага для зарисовок формата А4, графический материал по выбору обучающегося

Преподаватель Новикова Т. А.

Апреля 2020 г.

КОМПОЗИЦИЯ СТАНКОВАЯ

КЛАСС

Тема: «Образ человека в жанровой композиции. Создание художественного образа. Знакомство с жанром портрет».

На основе просмотренных репродукций картин художников, работающих в жанре «портрет», изучить основные особенности построения человеческой фигуры. Выполнить композиционные зарисовки человека в определенных ракурсах, стараясь раскрыть образ.

Материалы: бумага для зарисовок формата А4, графический материал по выбору обучающегося.

Цели и задачи:

- расширение знаний о портрете как жанре изобразительного искусства;                                                                                                                   - развитие навыков построения человеческой фигуры в различных ракурсах;                                                                                   -  развитие творческого воображение при работе в данном жанре искусства;                                                                           - воспитывать эстетический вкус видение красоты человеческой фигуры. 

 

В жанровой живописи находят свое отражение события и сцены повседневной жизни народа. Художник-жанрист приковывает внимание к этим сценам, закрепляет их в нашем сознании, заставляет задуматься над тем, мимо чего мы часто проходим равнодушно. Это имеет отношение не только к внешней стороне быта, но и к общественной, и к духовной жизни человека. В жанровой живописи получают свое выражение мысли и чувства целого народа – его духовный склад, общественные стремления.

 В настоящее время жанровая живопись играет очень большую роль в жизни современного человека. Она отражает жизненные ситуации, которые волнуют нас, является своеобразным «учебником жизни», помогает понять действительность и определить свое отношение к разным ее явлениям.

Композиция жанровой картины определяется идейным замыслом. Любая самая грамотная компоновка картины, лишенная глубокого замысла, никогда не превратиться в художественное произведение. Весь процесс работы над композицией – это процесс обогащения,

всесторонней разработки и реализации идейного замысла. И.Крамской говорил, что сделать эскиз можно лишь тогда, когда рождается какая-либо Идея, которая волнует и не дает покоя, идея, готовая воплотиться впоследствии в картине.

В работе над композицией нельзя исходить из формальных задач, строить картину на основе каких-то геометрических схем (размещать фигуры по диагонали, кругу, треугольнику и т. д.). Пока не найдена интересная тема, нельзя заниматься композицией.

Тема включает тот круг идей, чувств и мыслей, которые художник задумал передать в своем произведении. Тема должна обязательно рождаться из глубокого знания определенного круга жизненных явлений, из опыта. Ее нельзя выбирать искусственно по причине «актуальности».

Если у художника нет внутренней потребности высказать людям новое, важное и значительное о каком-либо явлении, если он берется за тему не по склонности,- художественного произведения он не создаст. Понятие «идея» и «тема» в композиции иногда отождествляются,

что не совсем верно. На выставках все картины имеют темы, но не во всякой картине увидишь идею. Во многих картинах легко уловить то, о чем рассказывает художник, но не всегда бывает понятно, что он хотел этим сказать.

Идея в живописи выражается не в абстрактных сочетаниях линий, форм или красок, а в живых, конкретных образах. Изображение оживает и превращается в содержательный художественный образ в том случае, если в картине мотивировано поведение персонажей, их состояние, позы и жесты. Найденность сюжетного действия является необходимой основой каждого реалистического произведения. Сюжет определят количество действующих лиц, их размещение, размер фигур, выбор точки зрения и т. д.

В отличие от театра и литературы произведение изобразительного искусства всегда передает только один момент. Концентрация действия в едином изобразительном моменте является одной из закономерностей композиции. Композиция картины должна быть так построена, чтобы зритель почувствовал в ней длительность события: и то, что

предшествовало данной сцене, и то, что последует. В этом случае будет передано движение жизни, картина будет казаться застывшей и мертвой.

Самое главное в жанровой картине – это глубоко и верно переданные образы людей.

Никакие живописные качества и композиционные приемы не сделают картину выразительной,

художественной, если вместо живых людей в ней будут действовать схемы голов и фигур.

 

Этапы работы над композицией картины.

 

Работа над композицией обсуждении темы необходимо большое внимание уделить внутреннему

содержанию будущих эскизов, чтобы работа была направлена на создание образного, наполненного, эмоционального, содержательного произведения. Необходимо также постоянно помнить, что главным является содержание картины, а средства, привлекаемые к работе,

должны помогать в раскрытии замысла. Нужно обращать постоянное внимание на то, что будущая картина должна быть интересна не только самому художнику, но и зрителю,заставляла бы его сопереживать, находила бы созвучие и отклик в его душе.

Важна и завершенность идеи, поэтому она не должна носить случайный, мелкий или частный характер, а, напротив, должна быть выражена в емкой, законченной форме. Простой вопрос: что? И ради чего художник изображает? - поможет необходимо точнее сформулировать

идею своей картины.

 

 

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ

Результатом творческого процесса является произведение, форма выражения которого может быть самой разнообразной. Это и архитектурное сооружение, и живописное полотно, и ювелирное украшение, а также театрализованное представление, песня, киноэпопея, обычный керамический горшок, национальный костюм, дизайн автомобиля и т. д. Но произведение будет представлять художественную ценность только в том случае, если оно создано по законам гармонии и несет в себе художественный образ.

Художественный образ – это выражение творцом своего «Я», своего ощущения, личностного видения предмета, явления, окружающего мира. Это внутреннее состояние, душевный настрой художника, остро чувствующего, пропускающего через себя и передающего нам, зрителям, свое понимание действительности. Это форма отражения, воспроизведения объективной реальности с позиции определенного эстетического идеала в искусстве. Художественный образ представляет собой неразрывное, взаимопроникающее единство объективного и субъективного, логического и чувственного, рационального и эмоционального, абстрактного и конкретного, общего и индивидуального, необходимого и случайного, части и целого, сущности и явления, содержания и формы. Благодаря слиянию в творческом процессе этих противоположностей в единый, целостный художественный образ творец получает возможность создания яркого, эмоционально выразительного произведения. Именно с художест- венным образом связана способность искусства доставлять человеку (зрителю, читателю, слушателю) глубокое эстетическое наслаждение, пробуждающее в нем чувство прекрасного.

Художественный образ произведения может быть выражен символом, принадлежащим к определенной культуре или эпохе, что потребует для его прочтения дополнительных знаний. Но существуют художест- венные произведения, образы которых понятны всему человечеству, независимо от времени их создания.

История искусств убедительно доказывает, что существуют определенные художественные средства выражения, используемые для создания произведений. Это форма, цвет, фактура и т. д. Профессионально и грамотно применяя эти средства, можно добиться наибольшей выразительности при создании художественных образов. Посмотрим, например, на картину Петрова-Водкина «Купание красного коня». «Центром композиции и всего художественного замысла становится пылающий, героически призывный образ коня, воскрешающий карающих коней Георгия Победоносца на многих древних иконах.

Символический смысл этого гордого огнеподобного коня несет в себе вполне определенное конкретное понятие или идею, но даже и сейчас мы воспринимаем образ не просто как более или менее условное, ярко красочное изображение сцены купания коней, а как мечту о красоте, как поэтическое истолкование национальных художественных заветов, как символ энергии, благородства и могучей, сдерживаемой волей силы» 1*.

Одним из основных изобразительных средств выражения художественного образа является форма. Как считал Клее, ее рождение происходит из точки, которая при движении дает линию. Смещение линии строит плоскость, встреча плоскостей образует тело. Это утверждение можно наглядно продемонстрировать, используя в процессе обучения компьютер.

Точка, линия, пятно – все это элементы организации плоскостной композиции. В зависимости от конфигурации линия и пятно воздействуют на зрителя. Этот процесс происходит на ассоциативном и интуитивном уровнях, а также на уровне памяти. Существует и чисто физическое восприятие формы человеком. Рядом с огромным, активным пятном на стене мы начинаем ощущать дискомфорт. Чем богаче духовный мир зрителя, выше его культурный уровень, тем красочнее и разнообразнее палитра его сопереживаний с художником, создателем формы.

     

 

                                                         


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: