Тициан Вечеллио (1477-1576)

Искусство Возрождения в Италии.

Возрождение в Венеции

Раннее Возрождение

Искусство Венеции Кватроченто обусловлено некоторыми особенностями. Выгодное географическое положение издавна сделало Венецию торговым центром. Венеция успешно торговала как с феодальной Европой, так и с Востоком, что приносило купцам огромные прибыли. Власть в республике принадлежала нескольким богатым аристократическим семьям.  Аристократизация венецианского правления способствовала развитию в Венеции патрицианской культуры.

История Венеции XVI в. выгодно отличалась от драматических коллизий, которые переживали в этот период другие итальянские государства. "Царицей Адриатики" называли Венецию современники, которым она казалась неким земным раем. Сказочно богатый и благополучный город, где власть находилась в руках патрициата - группы знатных семейств - и где влияние церкви на политическую и духовную жизнь было сведено к минимуму, жил абсолютно светской жизнью. В центре внимания венецианцев были изобразительное искусство, музыка, литература.

Благополучие социально-экономической жизни задержало появление ренессансной культуры по сравнению с Флоренцией почти на полвека. Венецианская школа формировалась под влиянием французской и нидерландской живописи. Но главная особенность венецианской школы - внимание к проблемам колорита в живописи.

Живопись

История венецианской живописи начинается с таких художников, как Витторе Карпаччо и Джованни Беллини..

Витторе Карпаччо (1455/65 - ок. 1526) был художником реалистического направления венецианской школы. Реализм Карпаччо выразился в передаче городского быта Венеции, ее архитектуры, пейзажей. В его живописи появились первые бессюжетные картины, например "Куртизанки". Как уже отмечалось, главной особенностью венецианской школы было стремление к пластическому колориту.

 

Наиболее полно жизненные идеалы венецианских живописцев нашли отражение в станковой картине. Картина была предметом роскоши и отвечала индивидуальному вкусу заказчика. Способность венецианских живописцев чувствовать красоту окружающего мира, гармонию человека и природы и пробуждать в зрителе способность эмоционально переживать изображенный на холсте мир была поистине уникальна. Творчество Джорджоне и Тициана, двух величайших колористов, стали основой венецианской школы и определило путь живописи на последующие столетия.

Высокое Возрождение

 Джорджо да Кастельфранко (прозванного Джорджоне) (1476-510)

Венецианского художника Джорджоне, считают одним из самых таинственных и притягательных художников итальянского искусства. Джорджоне первым из художников Венеции пишет картины на мифологические и литературные сюжеты, вводит в живопись реальный пейзаж и изображение обнаженной женской фигуры. Он сформировался как художник в духовной атмосфере гуманизма, поэзии, музыки. Ценителями и заказчиками его работ были близкие ему по духу гуманисты. Джорджоне был музыкален, хорошо пел и играл на лютне. Он и в живописи изображает не события, не истории, а мотивы. К ранним работам относится алтарная картина "Мадонна да Кастельфранко", в которой Джорджоне преобразовал схему священного собеседования в сцену поминовения. Печальная Мария сидит очень высоко на троне, на заднем плане величественный пейзаж. Вся работа проникнута печалью, и только пейзаж, как послание художника, просветляет печаль. Одна из самых загадочных картин Джорджоне - "Гроза". Можно бесконечно долго импровизировать по поводу этого мотива, но окончательно разгадать замысел художника, изобразившего на грозовом фоне женщину, кормящую младенца, и пастуха, не удается никому. Картина «Даная» воплощает главную идею эпохи Возрождения: «Человек всегда прекрасен» (даже в самых ужасных обстоятельствах).

«Даная»

Поэзия Джорджоне заключается не только в замысле, а и в самой живописи. Природа и обнаженная женская модель - любимая тема художника - полностью воплотились в его "Спящей Венере".

"Спящая Венера"

Джорджоне показал Венеру без мифологии, без символики, без средневекового страха перед наготой - просто прекрасной женщиной и притом спящей.

 "Сельский концерт" - одна из последних и самых совершенных работ Джорджоне, где живописно-пластическая концепция художника нашла выражение в полной мере. Счастливая страна Аркадия изображена в "Концерте". После ранней смерти Джорджоне (он умер от чумы) ведущим мастером венецианской школы становится Тициан.

Тициан Вечеллио (1477-1576)

Тициан Вечеллио был помощником и учеником Джорджоне, вошел в историю как величайший колорист. За свою долгую жизнь Тициан написал огромное количество картин на мифологические и библейские сюжеты, писал портреты, как и Джорджоне, любил писать обнаженную модель. Его искусство наполнено земным полнокровным чувством, которое он выражает через колорит, являющийся главным организующим началом в картине. К раннему периоду его творчества относятся работы, где еще ощущается влияние Джорджоне ("Флора").

"Флора"

Начало собственного творческого метода у Тициана проявилось в его  работах: "Динарий кесаря", "Любовь земная и небесная".

 "Любовь земная и небесная"

В этих работах четко обозначились те черты, которые будут развиваться в его искусстве в дальнейшие периоды. В "Динарии кесаря" представлено психологическое противопоставление двух образов - Христа и фарисея. Фарисей протягивает Христу монету, и в ответ Христос произносит: "Отдавайте кесарево кесарю, а Богово Богу". Столкновение добра и благородства Христа с низостью и подлостью уродливого фарисея подчеркнуто Тицианом композиционным решением картины - фигура фарисея урезана, он как бы вторгается в ясный, спокойный мир Христа.

 "Динарий кесаря"

 В картине Тициана "Кающаяся Магдалина" уже в полном блеске проявляется живописное дарование мастера.  Можно сказать, что в гимне красоте заключена суть живописи Тициана.

"Кающаяся Магдалина"

Период зрелости и триумфального успеха Тициана начинается с картины "Вознесение Марии", выполненной для церкви Санта-Мария ден Фрари в Венеции. По красоте живописного решения, мощной эмоциональной наполненности, масштабу ни до, ни после Тициана в истории венецианского искусства подобного изображения создано не было. Отныне за Тицианом прочно утвердилась слава первого живописца республики.

"Вознесение Марии"

 Радость бытия, чувственная красота человеческого тела с полной силой найдут воплощение в мифологических картинах Тициана ("Венера перед зеркалом", "Венера Урбинская").

"Венера перед зеркалом"

 "Венера Урбинская"

 По глубине психологического анализа, богатству и сложности внутреннего мира портреты Тициана далеко превосходят все, что было создано эпохой Возрождения. В его портретах сочетается парадность с глубоким психологическим реализмом. Историческая значимость и высокий социальный статус модели не умаляют ее человеческих черт, очень тонко подмеченных художником, - духовного благородства и разочарования, одиночества и гордости ("Портрет Карла V", "Портрет папы Юлия II", "Портрет папы Павла III с кардиналом Алессандро Фарнезе и герцогом Оттавио Фарнезе").

"Портрет папы Павла III с кардиналом Алессандро Фарнезе и герцогом Оттавио Фарнезе"

Поздний период творчества Тициана отмечен трагическим восприятием мира ("Несение креста", "Святой Себастьян"). В этих работах Тициан навсегда прощается с идеями гуманизма, понимая, что мир жесток, что ничто не способно спасти человека, и даже искусство не изменит мир.

"Святой Себастьян"

Влияние искусства Тициана на европейскую живопись огромно. Без Тициана трудно представить "золотой век" европейского искусства, творчество Рубенса, Рембрандта, Веласкеса.

Якопо Тинторетто

Якопо Тинторетто – младший современник Тициана. Он пошел дальше (но не глубже) в технических приемах и т. д. Он создавал динамичные композиции («Тайная вечеря», «Битва архангела Михаила с сатаной»).

«Битва архангела Михаила с сатаной»

 

 


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: