Финал рассказа не соответствовал реальной истории

Тема урока: А.П.Чехов «Каштанка»

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о знаменитом рассказе А. П. Чехова «Каштанка». Знаменитом потому, что «…в этом рассказе Чехову удалось сделать «литературное открытие» - очень правдоподобно рассказать о переживаниях» собаки, показать её внутренний мир, передать «собачьи мысли».

Рассказ имеет одну особенность: он состоит из 7 глав, каждая из которых имеет самостоятельное название.

- Какую общую закономерность вы увидели в названиях всех глав?

номер главы название главы причина названия
1 Дурное поведение. Поведение Каштанки, она собою недовольна, она вне себя, вела себя, как она думает, «крайне неприлично»
2 Таинственный незнакомец. Таким увидела Каштанка нового хозяина, он многим отличался от её прежних хозяев
3 Новое, очень приятное знакомство. Каштанка познакомилась с другими обитателями квартиры: котом и гусем, сам хозяин скажет о них «приятная публика, не обидит»
4 Чудеса в решете. Глава удивлений Каштанки: незнакомец принёс с собой странную вещь, похожую на ворота и букву П, гусь делает разные «фокусы», приходит свинья Хавронья Ивановна, присоединяется кот, звери делают «египетскую пирамиду»
5 Талант! Талант! Незнакомец разглядел в Каштанке талант цирковой артистки, она постепенно училась разным наукам: плясала, бегала на корде, выла под музыку, звонила, стреляла, могла уже заменять Фёдора Тимофеевича в египетской пирамиде; слово «талант» Каштанке казалось уже кличкой
6 Беспокойная ночь. Ночь, когда героиня испытала страх, непонятную тоску, она понимала, что гусь умирает и ей казалось, что с ней случится то же самое, что и на неё все будут смотреть с ужасом
7 Неудачный дебют. Тётка впервые в цирке (для неё это странное, непонятное место), дело до демонстрации её умений не дошло: она услышала на трибуне: «Тятька! А ведь это Каштанка!»

Найдите в тексте слова, помогающие его определить.

Продолжение работы в группах.

Затем проверяем собранный материал:

1 глава Беспокойно оглядывалась, плача, не вынося музыку, к великому её удивлению; бросилась, не помня себя; овладели отчаяние и ужас, стала горько плакать.
2 глава Плакала, погрузилась от изнеможения в дремоту, заскулила жалостнее, смотрела с умилением и любопытством; завиляла хвостом, чувствуя приятную истому; глядела умильно, скулила тоскливее.
3 глава Сердитая, угрюмая, испугалась ни на шутку, заскулила обиженно.
4 глава От выстрела пришла в восторг, завывала от восторга, взвизгнула от восторга.
5 глава Грустила.
6 глава Проснулась от страха, жутко хотелось лаять, было страшно, было жутко оставаться в потёмках, было скучно, хотелось плакать.
7 глава Задвигалась беспокойно, заворчала сердито, запестрело в глазах и в душе, от ужаса не могла произнести ни звука, застыла от удивления и восторга, бросилась с радостным визгом, радуется…

Особенное значение в литературе придается снам.

- Какие сны видит Каштанка? Как её сны отражают её душевное состояние?

Сны Каштанки:

 – снится Федюшка, который с долотом в руках погнался за пуделем, он сам покрылся шерстью, весело залаял и очутился около Каштанки, они добродушно понюхали друг другу носы и побежали на улицу;

- снятся 2 неясные фигуры, с физиономиями                                                                                                  симпатичными, милыми, при их появлении Тётка виляла хвостом, и ей казалось, что она их где-то когда-то видела и любила, засыпая, она всякий раз чувствовала, что от этих фигур пахнет клеем, стружками и лаком.

 приснился собачий сон, будто за ней гонится дворник с метлой

-- все сны Каштанка видит в разные периоды её пребывания у незнакомца, все они говорят о том, что героиня грустит о своём «уютном местечке» под верстаком, страдает, прощает обидчику Федюшке все обиды. Она привыкла жить у нового хозяина, но память о её прежней жизни очень свежа, Тётка поэтизирует своё прошлое.

Какой вывод о характере собаки мы можем сделать, анализируя её чувства, мысли, сны? Какие черты, присущие ей, напоминают человека?

 (Домовитая, беспокойная, чуткая, старательная и др. Многие её черты присущи человеку.)

- Скажите, ребята, а поднимает ли Чехов в своём рассказе проблему взаимоотношений человека и животных? Как вы думаете, кто кому нужнее: мы животным или они нам? Обоснуйте ответ.

Собака словно поставлена в ситуацию выбора между жизнью у столяра и Федюшки и жизнью у дрессировщика. Вспомним, как ей жилось у обоих хозяев.

Жила Каштанка в квартире, в которой стоял туман, пахло клеем, лаком. Её хозяином был столяр Лука Александрыч, вместе с ним она нередко бегала ужасно далеко к заказчикам и была этому рада. В доме её жизнь обычно протекала под верстаком, где она спала на стружках, или же с нею играл сын столяра Федюшка, выделывая фокусы, от которых зеленело в глазах и болело во всех суставах. Нередко приходилось ей бывать ужасно голодной. Так в тот день, когда она потерялась, пришлось ей пожевать только 2 раза: клейстеру у переплётчика и колбасной кожицы около прилавка одного из трактиров. Нередко можно было получить удары и услышать: «По- шла вон, треклятая!»

Чехов пишет о её жизни: «Если бы она была человеком, то, наверное, подумала бы: «Нет, так жить невозможно! Нужно застрелиться!»»

Новый её хозяин жил в большой светлой комнате, где сначала поселилась и Каштанка. Ей отвели место в углу около дивана на матрасике, а затем переселили в комнату с грязными обоями, в которой героиня обрела соседей: кота Фёдора Тимофеевича и гуся Иван Иваныча. Жизнь её текла как по маслу. Ей позволяли ходить по всей квартире, ни разу никто на неё не затопал ногами, никто не ударил, не крикнул. Одна она оставалась только вечерами, днём же хозяин учил её разным наукам, хвалил её и видел в ней «несомненный талант»; она получала массу новых впечатлений.

Тощая костлявая дворняжка превратилась в сытого выхоленного пса.

Финал рассказа не соответствовал реальной истории.

Рассказ о Дурове.

    Владимир Леонидович Дуров (1863-19340), выдающийся цирковой дрессировщик. Дебютировал как клоун-сатирик и дрессировщик, он отказался от болевых и устрашающих приемов, действовал поощрением и лаской.

    История с Каштанкой была на самом деле, но имела другой финал: Дуров судился со столяром и отсудил ее, так как прямо в суде предложил ему деньги, тот заколебался, и судья понял, что он собакой не дорожит. Так каштанка осталась у Дурова.

- Почему, хотя у дрессировщика Каштанке жилось лучше, она при первой возможности возвращается к своим прежним хозяевам?

- Возможно, потому, что главными её качествами были преданность и верность.

- Так о чем же рассказ Чехова?

    Это произведение, где торжествуют такие чувства, как: привязанность, любовь, верность, они оказываются выше сытости, удобства, тщеславия, блеска славы. В своей истории о перипетиях жизни собаки Чехов утверждает идею гуманного отношения человека к братьям своим меньшим, которая в жизни для самого писателя укладывалась в короткую фразу:

«Славный народ собаки».

 Домашнее задание.Прочитать рассказ «Каштанка»

.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: