Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с видами монументальной живописи, но сначала давайте вспомним, какие произведения в искусстве называются монументальными.
(Живописные произведения большого размера, которые украшают какое-нибудь архитектурное сооружение внутри или снаружи)
Вспомним, к монументальной живописи относят:
-фрески - живопись по сырой штукатурке. Фресковой живописью занимались Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Андрей Рублев, Феофан Грек.
-витраж - это картина, составленная из кусочков цветного стекла, скрепленных между собой свинцовыми полосками. Витражи широко применялись в интерьере средневековых соборов.
Сегодня мы познакомимся с еще одним видом монументальной живописи - мозаикой.
Мозаика в переводе с греческого языка переводится как обиталище, храм муз". Это изображение, составленное из различных кусочков разноцветных натуральных камней, стеклянных сплавов (смальт), керамики, дерева и других материалов. Рис. 1[5]
Родиной мозаики считают Древнюю Грецию, где изображения составлялись из разноцветной гальки (морских камешков). Рис. 2, 3 [6,7]
|
|
Римляне переняли этот вид искусства у греков, но они первыми стали применять для мозаики специально вырезанные кусочки из натуральных камней. Рис. 4 [8]
Позднее в Византии стали делать мозаику из смальты - специальных стеклянных кубиков и пластинок. Рис. 5, 6, 7
Русские мастера в древности тоже владели искусством мозаики.
Но для развития искусства мозаики нужна была смальта, а русское стеклоделие пришло в упадок в результате нашествия монголо-татар. Поэтому широкого распространения стеклянная мозаика в России не получила, поскольку материал (смальта) привозили из-за границы, а своего стекольного производства на Руси не было вплоть до конца 18 века. Рис. 8, 9
Мозаика вновь блеснула своими разноцветными гранями в мастерской великого русского ученого М. Ломоносова. Его увлекла искусная работа итальянских мастеров. Ломоносов решает не только возродить искусство стеклянной мозаики в России, но и наладить собственное стекольное производство, в том числе и изготовление русской смальты. Ломоносов хорошо знал, что мозаика была известна еще Киевской Руси, и он воодушевляется мыслью не только возродить это древнее искусство в нашей стране, но и снабдить его новым, совершенным материалом. Он открывает способ получать смальты любого цвета. По немногим образцам он не только постиг мозаичную технику, но и осознал художественный смысл мозаики - ее суровую и выразительную простоту, ее красочные возможности, декоративное значение и эпическую монументальность.
|
|
Из 40 мозаик, выполненных лично Ломоносовым, сохранилось 23. Они хранятся в Русском музее, Эрмитаже и Московском историческом музее.
Рис. 10,11,12,13,14
В наши дни про мозаику не забыли. Ее применяют для украшения различных архитектурных сооружений. Рис. 15 [19]
Для оформления интерьеров жилых и общественных зданий.
Рис. 16,17,18,19,20
Талантливый архитектор Антонио Гауди применял мозаику для украшения фасадов зданий и малых архитектурных форм. Тысячи туристов приезжают в Барселону, чтобы полюбоваться творением рук этого мастера. Рис.21,22,23,24
Практическая часть. Самостоятельная творческая работа.
Первый вариант
Для работы потребуются следующие инструменты и материалы:
Реклама 13
§ Карандаш черный простой;
§ Лист картона;
§ Набор цветной бумаги;
§ ПВА клей;
§ Готовый шаблон рисунка в нашем случае это гриб.
Как сделать работу? С готового шаблона перерисовываем на картон гриб.
Теперь переходим к подготовительному процессу перед самой работой. Для этого возьмем 6 небольших емкостей и начнем рвать на кусочки бумагу руками. Использовать будем следующие цвета:
§ Для шляпки гриба — коричневый цвет;
§ Для под шляпочного места — бежевый цвет;
§ Для ножки гриба — желтый цвет;
§ Небо — голубой;
§ Для травки — зеленый цвет.
Для каждого цвета должна быть своя мисочка.
По очереди начинаем наклеивать маленькие кусочки на необходимые детали рисунка. После того как основной элемент был полностью выполнен, остатки необходимо наклеить и с имитировать землю. А в качестве дополнения на землю приклеить небольшие кусочки коричневого цвета. Пускай это будут маленькие опавшие листики.
Теперь переходим к оформлению неба.
Готовое изделие необходимо уложить под небольшой пресс, это требуется для того, чтобы при высыхании готовая аппликация не изменила свой внешний вид.