А» класс (дистанционное обучение) преп.Останина Н.Ю.
ЖИВОПИСЬ
Тема: Натюрморт с предметами из стекла
Цели: изучение способов выявления пространственных отношений в живописи, формирование представлений о колорите, роли тональных и тепло-холодных отношений, явлений контраста и нюанса в живописном решении натюрморта.
Задачи: закрепление представлений о цветовой гамме живописной работы, знаний о воздушной перспективе, плановости натюрморта, тональности, навыков передачи материальности прозрачных предметов. Передача тоном и цветов нюансов родственных по гамме цветов на примере натюрморта.
Материалы: А3, акварель
Этапы работы над натюрмортом
1 этап. Выполнение зарисовок и эскизов с целью композиционного решения натюрморта на листе.
· Формирование навыков грамотной и осознанной компоновки натюрморта.
· Выбор точки зрения относительно натуры и формата с использованием видоискателя. С различных точек зрения натюрморт выглядит по-разному: изменяется композиционный центр, доминирующее направление (вертикальное, горизонтальное, диагональное), т.е. появляется новый композиционный строй, новый образ натюрморта.
|
|
· Выполнение кратковременного цветного этюда и этюда на общий тон (гризайль), что позволит сосредоточить внимание только на тональной передаче, научит чувствовать тональную шкалу и определять самое светлое и темное в натуре, подчинять градации тона этим двум полюсам.
2 этап. Композиционное решение и построение предметов натюрморта в выбранном формате листа.
· Построение пространственного изображения натюрморта, учитывая пропорции, конструкцию, взаимосвязь композиционного расположения в листе всех предметов и сравнительный анализ их формы.
3 этап. Детальная прорисовка формы каждого предмета.
· Взаимосвязь светотеневого решения натюрморта и его композиционного расположения в листе, как следствие того, что под композицией листа понимается не только расположение очертаний предметов, а также сочетание и расположение пятен света, тени и полутонов.
4 этап. Перерисовка натюрморта на просвет на акварельную бумагу.
· Линии рисунка должны быть легкими с определением мест бликов, границ полутона и тени, но не путем штриховки, которая может просвечивать сквозь акварельный красочный слой.
5 этап. Первая прокладка цветом.
· Обобщенно прописать локальным цветом всю поверхность листа, прокладывая цветовые отношения отдельных плоскостей, не забывая, что в акварели нет белой краски, поэтому белизна листа является самым светлым тоном в работе.
·
6 этап. Тщательная прорисовка конкретных деталей.
|
|
· Передача фактуры предметов с выявлением их объемной формы и планов на которых они расположены.
· Огромное значение имеет кладка мазка, от широкого свободного до точки. Он должен передавать не только цвет и направление формы, но и быть выразительным, точно характеризовать особенности изображаемого материала, пластику формы, подчеркивать композицию всего натюрморта. На стекле рефлексы четкие, хорошо видны. Надо почувствовать меру живописного обобщения стекла и очень тонко увидеть цветовые и тональные нюансы предмета.
· Чтобы передать пространство надо по мере удаления предметов в глубину снижать яркость цвета и тоновой контраст относительно первого плана.
7этап. Завершение работы.
· После просыхания этюда с помощью следующего слоя насыщается цвет теней, уточняются оттенки полутонов, конкретизируется работа над формами постановки. Завершается работа приведением всех деталей постановки к близкому натуре цветовому и тональному состоянию, акцентированием основных, наиболее интересных и характерных качеств постановки и обобщением второстепенных.
Примерные образцы работ:
Ссылка на мастер-классы:
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=14267095658685551360&from=tabbar&parent-reqid=1588055322670460-1264789255225078877900291-prestable-app-host-sas-web-yp-48&text=этюд+стеклянных+предметов+мастер-класс
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=11099096705639363260&from=tabbar&parent-reqid=1588055322670460-1264789255225078877900291-prestable-app-host-sas-web-yp-48&text=этюд+стеклянных+предметов+мастер-класс