Этапы | Цель | Задачи | Деятельность педагога | Деятельность обучающегося | Система отношений (учитель-ученик) | Способы | Педагогические ситуации |
Подгото-вительный | Активизация процесса обучения, повышение его результа-тивности; формирование готовности обучающихся к самостоя-тельной практической деятельности | Закрепление теоретических знаний; предоставление обучаемым возможности проявления и развития инициативы, коммуникативных навыков, аналитических способностей, умения вырабатывать и аргументировать самостоятельные решения | Конкретизирует дидактические цели, разрабатывает соответствующую «конкретную ситуацию», технологическую модель занятия | Повторение изученных тем перед проведением занятия с использованием кейс-технологии | Формулировка домашнего задания; ознакомление обучаемых с системой оценивания решения кейса; проведение консультаций | Конструирова-ние модели занятия. | Для любого образовательного кейса характерно наличие модели социально-экономической, производствен-ной ситуации в конкретный период времени. Предложенный пакет документов должен иметь связь с жизнью, с конкретной ситуацией. Любой кейс должен предполагать необходимость выявления, нахождения и формулирования проблемы и многоальтерна-тивность решений. |
Ознакоми-тельный | Формирование мотивации к совместной деятельности, проявления инициатив участников обсуждения | Организация деятельности по решению кейса (деятельность может быть организована в малых группах или индивидуально); формирование умения выявлять основную проблему игровой ситуации | Преподаватель раздает текст кейса, объясняет основные правила проведения обсуждения | Каждый студент изучает текст с описанием конкретной ситуации, самостоятельно пытается выяснить суть проблемы, определить свое отношение к ней и продумать предполагаемые пути решения. | Вступительное слово преподавателя; распределение обучаемых по малым группам (не более 4-6 человек в каждой); организация работы обучаемых в малых группах: краткое изложение членами групп прочитанных материалов и их обсуждение; распознавание и формулирование проблемы. | Организация работы в малых группах. | Общая схема работы с кейсом на данном этапе может быть представлена следующим образом: в первую очередь следует выявить ключевые проблемы кейса и понять, какие именно из представленных данных важны для решения; войти в ситуационный контекст кейса, определить, кто его главные действующие лица, отобрать факты и понятия, необходимые для анализа, понять, какие трудности могут возникнуть при решении задачи. |
Аналити-ческий | Развитие теоретического и практического мышления в профес-сиональной сфере | Выработка навыков совместной, командной работы; выработка умения формулировать решения предлагаемой ситуации; активизация деятельности обучаемых в обсуждении. | Вовлечение обучаемых в активное обсуждение реальной профессиональ-ной ситуации | Обучающиеся в общей дискуссии выработывают мнение по каждому вопросу, подготавливают собственные рекомендации и публичное выступление по решению предлагаемой ситуации (выступление, плакаты). | Преподаватель организует и направляет общую дискуссию. В каждой малой группе (независимо от других групп) идет сопоставление индивидуальных ответов, их доработка, выработка единой позиции, которая оформляется для презентации. В каждой группе выбирается или назначается преподавателем «спикер», который будет представлять решение. | Дискуссия — обсуждение решения проблем по заданиям кейса. Мозговой штурм - решение проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения. | Организация обсуждения кейса предполагает формулирование перед студентами вопросов, включение их в дискуссию. Вопросы обычно подготавливают заранее и предлагают студентам вместе с текстом кейса. При разборе учебной ситуации преподаватель может занимать активную или пассивную позицию, иногда он «дирижирует» разбором, а иногда ограничивается подведением итогов дискуссии. Руководя дискуссией, преподаватель должен добиваться участия в дискуссии каждого студента, выслушивать аргументы за и против и объяснения к ним, контролировать процесс и направление дискуссии, но не ее содержание. |
Итоговый | Приобретение проблемно-професси-онального и социального опыта принятия индивидуаль-ных и коллективных решений | Выявление образовательных и учебных результатов работы с кейсом; анализ эффективности организации занятия, выявление проблемы организации совместной деятельности, определение задач для дальнейшей работы. | Преподаватель завершает дискуссию, анализируя процесс обсуждения ситуации и работы всех групп, рассказывает и комментирует действительное развитие событий, подводит итоги. | Заключительная презентация результатов решения предлагаемой ситуации. Обучаемые узнают и сравнивают несколько вариантов оптимальных решений одной проблемы. | Обобщающее выступление преподавателя, его анализ ситуации; оценивание преподавателем обучающихся. | Выступление, доклад, графическое изображение решения ситуации (плакат). | Презентация, или представление результатов анализа кейса, выступает важным аспектом метода сase-study. Умение публично представить интеллектуальный продукт, хорошо его рекламировать, показать его достоинства и возможные направления эффективного использования, а также выстоять под шквалом критики, является очень ценным интегральным качеством современного специалиста. Презентация оттачивает многие глубинные качества личности: волю, убежденность, це ленаправленность, достоинство и т.п.; она вырабатывает навыки публичного общения, формирования своего собственного имиджа. Публичная (устная) презентация предполагает представление решений кейса группе, она максимально вырабатывает навыки публичной деятельности и участия в дискуссии. |