Анализ структуры грузового транспорта Ростовской области в цифрах 2019 года

Н.А. Овчинников

Р.А. Чабанова

АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ГРУЗОВОГО ТРАНСПОРТА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ЦИФРАХ 2019 ГОДА

Аннотация. Внастоящей работе был проведен анализ структуры подвижного состава в Российской Федерации и Ростовской области. Проанализированы показатели, характеризующие структуру парка грузовых автомобилей с различным сроком эксплуатации, категорий и видов используемого топлива. Были определены и рассмотрены показатели тяжести последствий ДТП с участием грузовых автомобилей.

 

Ключевые слова: транспортное средство, подвижной состав, грузовые автомобили, категория.

 

По данным официальной статистики ГИБДД по состоянию на 1-е января 2020 г. в Российской Федерации зарегистрировано: легковых автомобилей категории М1 - 48429549 единиц; автобусов категории М2 - 497287; автобусов категории М3 - 371860; грузовых категории N1 - 3288601; грузовых категории N2 - 1513260; грузовых категории N3 - 1737667; транспортных средств (категорий L3-L5, L7) - 2319187; прицепов категории О1 - O4 - 2844883; полуприцепов О1 - O4 - 736862 [1].

Как видно на диаграмме (рисунок 1), доля грузовых автомобилей в Российской федерации составляет 10%. Доля ТС категорий L3-L5, L7 - 4%. Доля прицепов составила 5%, а полуприцепов - 1%. Доля пассажирских автомобилей составила 80%, из них: автомобили категории М1 - 78%, автобусы категории М2 - 1%, автобусы категории М3 - 1%.

Рисунок 1 - Распределение парка подвижного состава в Российской Федерации на 2019 г.

В первую очередь рассмотрим общее количество автомототранспортных средств (АМТС), зарегистрированных в Ростовской области с 2017 по 2019 годы (рисунок 2).

Рисунок 2 - Общее количество АМТС Ростовской области

На диаграмме (рисунок 2) видно, что в 2018 году, по сравнению с 2017 годом, количество АМТС увеличилось на 22 774 единицы (1,26%). К 2019 году доля зарегистрированных АМТС в Ростовской области увеличилась на 35 641 единицы (1,95%). Структуру парка подвижного состава по категориям в Ростовской области представим в виде диаграммы (рисунок 3).

Структуру можно охарактеризовать следующими цифрами: доля легковых автомобилей категории М1 - 77%; автобусов категории М2 - 1%; автобусов категории М3 - 1%; грузовых автомобилей категории N1 - 6%; грузовых автомобилей категории N2 - 3%; грузовых автомобилей категории N3 - 3%; транспортные средства (категорий L3 - L5, L7) - 3%; прицепов - 5%; полуприцепов - 1%.

Рисунок 3 - Структура подвижного состава Ростовской области на 2019 г.

Рассмотрим динамику изменения численности грузового транспорта категории N1, N2 и N3 Ростовской области [1], рисунок 4.

Рисунок 4 - Количество грузовых автомобилей категории N1, N2 и N3 в Ростовской области

На диаграмме (рисунок 4) видно, что количество грузовых автомобилей категории N1 в 2018 году уменьшилось на 0,4%, а к 2019 году количество грузовых автомобилей категории N1 увеличилось на 1,2%. К 2018 году число грузовых автомобилей категории N2 уменьшилось на 2,24%, а к 2019 году доля грузовых этой же категории снизилась еще на 0,34%.

По данным диаграммы на рисунке 4 в 2017 году количество грузовых автомобилей категории N1, N2, N3 суммарно составило 215381 единицы. К 2018 году сумма составила 215227, а значит уменьшилась на 0,07%. К 2019 году доля грузовых автомобилей увеличилась по сравнению с предыдущими годами. Сумма составила 217017 единиц, а значит доля увеличилась на 0,083%.

На рисунках 5 и 6 представим диаграмму изменения численности грузовых автомобилей, использующих в качестве моторного топлива газ или бензин [1].

Рисунок 5 - Грузовые автомобили, использующие газ Рисунок 6 - Грузовые автомобили, использующие бензин

На диаграмме (рисунок 5) видно, что к 2018г. количество грузовых автомобилей, использующих газ значительно увеличилось по сравнению с 2017 годом на 84,83%. К 2019 году доля грузовых транспортных средств, использующих газ увеличилась на 27,27%. Рост доли грузовых ТС, использующих газ в качестве моторного топлива, обусловлен постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Государственной программы РФ «Расширение использования природного газа в качестве моторного топлива» (подготовлен Минтрансом России 18.04.2017) от 5 мая 2017 года. Проанализировав диаграмму (рисунок 6), можно сделать вывод, что за три года число автомобилей, использующих бензин в качестве моторного топлива, уменьшилось на 4,12%.

По данным диаграммы (рисунок 7) установлено, что в 2017 году максимальное количество грузовых автомобилей составляло со сроком эксплуатации свыше 15 лет. К 2019 году количество таких автомобилей значительно снизилось, при этом увеличилось общее количество транспортных средств со сроком эксплуатации до 10 лет.

Рисунок 7 - Срок эксплуатации грузовых транспортных средств

Долю грузовых транспортных средств с различным сроком эксплуатации в цифрах 2019 года можно охарактеризовать следующими цифрами: доля грузовых автомобилей, с года выпуска которых прошло до 1 года - 25%; с года выпуска которых прошло от 1 года до 3 - 8%; с года выпуска которых прошло от 3 до 5 лет - 8%; с года выпуска которых прошло от 5 до 10 лет - 18%; с года выпуска которых прошло от 10 до 15 лет - 17%; с года выпуска которых прошло свыше 15 лет - 24%. Если условно все грузовые автотранспортные средства разделить на две группы: со сроком эксплуатации до 10 лет и свыше 10 лет, то результаты окажутся следующими: со сроком эксплуатации до 10 лет 59%; более 10 лет 41%.

Рассчитаем количество пострадавших (сумма погибших и раненых) на 1 ДТП [2] по Ростовской области за 2019г.:

Аналогично рассчитаем количество пострадавших (сумма погибших и раненых) на 1 ДТП [2] по Ростовской области за 2019г., возникших из-за нарушения ПДД водителями грузовых автомобилей:

Далее произведем расчет показателя тяжести последствий ДТП [3] по Ростовской области за 2019 г.:

Произведем расчет показателя тяжести последствий ДТП [3] по Ростовской области за 2019г. с участием грузового транспорта:

Несмотря на то, что доля грузовых автомобилей в Ростовской области составляет всего 6%, тяжесть последствий ДТП по вине водителей грузовых автомобилей выше, чем в дорожно-транспортных происшествиях всех видов транспорта по Ростовской области.

ЛИТЕРАТУРА

1. Показатели состояния безопасности дорожного движения: Официальный сайт ГИБДД. - URL: http://stat.gibdd.ru/ (дата обращения 28.02.2020 г.) - Текст: электронный.

2. Калмыкова О.М., Калмыков Б.Ю., Овчинников Н.А. Организация и безопасность движения. Учебно-методическое пособие / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Донской государственный технический университет. Ростов-на-Дону, 2019.

3. Калмыков Б.Ю., Рыжиков В.А., Овчинников Н.А. Аспекты безопасной эксплуатации автомобильного транспорта. Монография / Министерство образования и науки Российской Федерации, Донской государственный технический университет. Ростов-на-Дону, 2018.

 

Сведения об авторах:

Овчинников Николай Александрович – старший преподаватель, Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) Донского государственного технического университета, Шахты, Россия

Чабанова Руслана Андреевна – студентка 3 курса, Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) Донского государственного технического университета, Шахты, Россия


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: