Дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста

Дидактические игры

Как средства оптимизации коррекционной работы с детьми

Одной из самых результативных форм работы с детьми дошкольного возраста являются специальные дидактические и развивающие игры.

Для малыша игра — самый радостный и комфортный способ познать мир.

Игра для ребенка — это мощнейшая сфера «самостоятельности, самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации». Она оказывает большое влияние и на развитие речи, так как игровая ситуация требует от каждого, включенного в нее, определенной способности к коммуникации. В речевой игре от ребенка требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях и обстоятельствах

Играя, ребенок самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки, находит сходство и различие, отгадывает по описанию, группирует предметы по различным свойствам. Речевые игры способствуют сенсорному и умственному развитию, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогают закреплять и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности ребенка.

Речевые игры способствуют выполнению важных методических задач:

ü психологически готовят детей к речевому общению;

ü обеспечивают многократное повторение ими речевого материала;

ü тренируют детей в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи вообще.

Пополнение, уточнение и активизацию речи целесообразно осуществлять не отрывочно, а в соответствии с лексическими темами, в рамках которых проводятся различные игры и упражнения.

 

Дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста.

Название игры Цель  
«Найди свой листок» Развитие зрительного внимания. Закрепление названий цветов.   На маленьких карточках (6 штук) изображения листочков, отличающихся друг от друга по цвету. Дети вместе с педагогом рассматривают листочек. Называют его цвет. Затем на большом поле, где изображены все листочки, ребенок должен отыскать свой и закрыть его карточкой.
«Слушай дождик» Развитие слухового внимания. Активизация словаря. Педагог демонстрирует стук «дождика» (кончиков пальцев) по различным поверхностям – ткани, столу, стеклу, пластмассе и т.п. Затем детям предлагается закрыть глаза и по звуку угадать, где «танцует» дождик.
«Такие разные листочки» Сравнение листочков разных деревьев по цвету и величине. Формирование умения согласовывать прилагательные с существительными в роде. В игре участвуют парные картинки с изображением листьев, одинаковых по цвету. Игра проводится по типу Лото. Ребенку необходимо найти пару к своей картинке.
«Разноцветные тучки Развитие умения сравнивать предметы по цвету. Воспитание зрительного внимания. Активизация словаря. Закрепление названий основных цветов. Формирование умения согласовывать прилагательные с существительными в роде. Детям предлагаются тучки разного цвета. Педагог говорит, что из тучек шел разноцветный дождик, и предлагает ребенку подобрать предметы, которые побывали под дождем из предложенной тучки.  
«Чего не стало?» Обогащение словарного запаса по теме «Игрушки» Развитие зрительного внимания.   На столе выставляются игрушки (до 5). Дети вместе с педагогом рассматривают их, называют каждую игрушку. Затем педагог предлагает детям закрыть глаза и убирает одну игрушку. Затем дети открывают глаза и называют игрушку, которой нет на столе.
«У кого какая игрушка» Сравнение игрушек по величине. Активизация словаря.   Детям предлагаются три мяча, различных по величине (большой, поменьше и самый маленький), три медведя (матрешки, куклы, машины) тоже отличающихся по размеру. Необходимо найти хозяина для каждого мячика, соотнося игрушки между собой по величине.
«Найди пару» Сравнение игрушек по цвету. Формирование умения согласовывать прилагательные с существительными в роде.   В игре участвуют парные картинки с изображением игрушек, одинаковых по цвету. Игра проводится по типу Лото. Ребенку необходимо найти пару к своей картинке.
«Какой игрушки не хватает» Развитие умения сравнивать игрушки по цвету и форме. Воспитание зрительного внимания. Активизация словаря.   Детям предлагается таблица из 9 клеток, в 8 из них изображения трех различных игрушек или одинаковых, но трех разных цветов. Одна клетка пустая. Ребенок совместно с педагогом устанавливает закономерность расположения игрушек в клетках и определяет, какой игрушки не хватает.
«Что здесь спрятано» Развитие воображения. Активизация словаря по теме.   Детям предлагаются геометрические фигуры – круг, квадрат, овал, треугольник. Дети определяют на какие игрушки похожи данные фигуры.
Одень Таню, одень Ваню» Развитие зрительного внимания и логического мышления. Активизация словаря по теме. Закрепление названий цветов.   На маленьких карточках (10 штук) изображения одежды для девочек и мальчиков. Дети вместе с педагогом рассматривают карточки, называют каждый из предметов одежды. Затем на большом поле раскладывают карточки соответственно к изображению девочки или мальчика. Выясняют, какую одежду могут носить все.
«Выбери одежду для матрешек» Развитие зрительного внимания. Закрепление названий цветов. Согласование прилагательных и существительных в роде и числе.   На большом полотне изображение матрешек желтого, синего, красного и зеленого цвета. На маленьких карточках изображены сарафан, косынка, фартук, носки для каждой матрешки. Детям предлагается выбрать одежду соответствующего цвета для каждой матрешки.
«Кто во что одет» Развитие зрительного внимания и умения выслушивать вопрос и отвечать на него одним словом. Взрослый задает вопрос типа: У кого сегодня белые колготки? Кто одет в джинсовый сарафан? И т.п.
«Мишка и Мишутка» Развитие умения сравнивать предметы по величине. Воспитание зрительного внимания. Активизация словаря. Образование уменьшительной формы существительных Детям предлагаются игрушки маленький и большой мишка или их изображения. На маленьких карточках изображены рубашка и рубашечка, шорты и шортики, шапка и шапочка, шарф и шарфик, носки и носочки. Нужно «одеть» игрушки, называя, что для кого. Например: Мишке наденем рубашку, а Мишутке – рубашечку.
«Строим дом»     Развитие зрительного внимания, умения ориентироваться в пространстве. Активизация словаря по теме. Практическое употребление предлогов В, НА. Детям предлагается построить дом для куклы из деталей конструктора, для нарисованной куклы из геометрических фигур. Свои действия ребенок комментирует, опираясь на вопросы педагога: Что это? Куда ты поставил крышу? Как кукла войдет в дом? И т.п.
«Кто в домике живет» Развитие зрительного внимания. Закрепление умения употреблять уменьшительную форму существительных в ед.ч. Формирование логического мышления и фразовой речи.   Воспитатель предлагает детям изображения большого дома и маленького домика. У каждого ребенка несколько карточек с изображением предметов разной величины. Ребенок называет предмет и в зависимости от его величины помещает в соответствующий дом (Это большая подушка. Она будет в большом доме. А это маленькая подушечка. Она – в маленьком доме).
«Чего в доме не хватает» Развитие логического мышления и фразовой речи. Активизация словаря по теме.     У детей карточки с изображением домиков, в которых не хватает одной детали – двери, крыши или окна. Ребенок смотрит на карточку и говорит: - В моем доме нет окошка. Там будет темно. и т.п. - Затем из предложенных геометрических фигур выбирает необходимую и «ремонтирует» дом.
«Чей дом» Развитие логического мышления. Активизация словаря по теме Дом»   В окошке нарисованного дома воспитатель выставляет предметы, принадлежащие сказочным героям или животным, дети определяют, кому принадлежит этот дом.
«Разноцветные домики» Закрепление сенсорных эталонов. Активизация словаря по теме. Развитие зрительного внимания.   На большом панно несколько домиков из геометрических фигур разного цвета. Воспитатель предлагает детям найти одинаковые домики, все высокие домики, все низкие. Каждый ребенок выбирает для себя какую-либо геометрическую фигуру (например, синий прямоугольник), соотносит ее с деталью дома (это дверь) и отыскивает на панно такие же фигуры.
«Кто нас зовет»     Развитие слухового внимания. Активизация словаря по теме. Образование уменьшительной формы существительных в ед. ч.   Вар.1.У воспитателя игрушки домашних животных и их детенышей, воспитатель закрывает игрушки ширмой, произносит звукоподражание за взрослого животного или за детеныша, дети угадывают, кто позвал. Вар.2.У детей изображения детенышей, а у воспитателя взрослые животные. Воспитатель показывает картинку, дети, у которых детеныши этого животного, «откликаются». Вар.3.Детям раздаются изображения животных и детенышей, воспитатель показывает большой или маленький круг, дети произносят соответствующее звукоподражание.
«Бюро находок» Развитие зрительного внимания. Формирование логического мышления и фразовой речи Воспитатель показывает детям карточки с изображением частей тела животного. Дети определяют, кто это потерял: Это хвост, его потеряла кошка. А это лапки, их потерял щенок.
«Злой и добрый» Развитие логического мышления и фразовой речи. Активизация словаря по теме.   На столе или в игрушечных домиках символы настроения (гнев, улыбка, грусть, испуг). У каждого ребенка карточки с изображением различных предметов или ситуаций. Детям предлагается разложить свои карточки к символам настроения и объяснить, когда животное бывает таким.
«Чья мама» Развитие логического мышления. Активизация словаря по теме. Согласование сущ. с числительными 1, 2, 3.   На больших картах у детей - изображения взрослого животного, у воспитателя маленькие карточки с изображением детенышей. Воспитатель показывает карточку, ребенок говорит «Это мой котенок». Затем, дети считают детенышей и говорят «У кошки 3 котенка» и т.п.
«Посади дерево» Развитие зрительного внимания, умения ориентироваться в пространстве. Активизация словаря по теме. Развитие мелкой моторики пальцев рук. Дети из деталей (треугольников, счетных палочек) собирают дерево на листке бумаги, на котором обозначена линия – земля.  
«Прятки» Развитие зрительного внимания. Закрепление умения употреблять предлоги ЗА, НА, ПОД. Формирование пространственных представлений и фразовой речи.   Воспитатель предлагает детям изображения различных деревьев и мелких картинок (гриб, лист, цветок, птичка, капелька). По заданию воспитателя дети располагают предметы под деревом, за деревом или на дереве, называя, где расположен предмет. Затем все закрывают глаза, а один ребенок под руководством воспитателя меняет предметы местами. Остальные должны определить, что изменилось.
«Украшаем елку» Развитие сенсорных представлений. Упражнение в употреблении наречий ВВЕРХУ, ВНИЗУ, ПОСРЕДИНЕ.   У детей карточки с изображением елки и разноцветные кружки – шарики (у каждого ребенка по 3). Дети по заданию воспитателя располагают кружки на своей елочке. Затем воспитатель предлагает детям «нарядить» елочку, как им хочется, и рассказать, где какой шарик.
«Найди место» Развитие зрительного внимания, умения соотносить цвета. Активизация словаря по теме. Развитие мелкой моторики пальцев рук.   Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть лист картона с выложенными на нем разноцветными квадратами (зеленый, желтый с черными полосками, красный с желтыми пятнами, черный, красный с черными кружками) и вырезанные по контуру фигурки кузнечика, мухи, божьей коровки, пчелы, бабочки. Задача детей, найти для насекомого свой «домик».
«Прятки»     Развитие зрительного внимания. Закрепление умения употреблять предлоги ЗА, НА, ПОД, В. Формирование пространственных представлений и фразовой речи. Воспитатель предлагает детям на таблице с изображением полянки отыскать как можно больше насекомых (видна только часть туловища), называя, где они находятся.  
Для чего это нужно» Развитие логического мышления. Активизация словаря по теме. Практическое употребление простого предложения. Воспитатель называет части тела насекомого, например, КРЫЛЬЯ, дети имитируют полет; ЛАПКИ – ползание. Слова воспитателя чередуются. Постепенно темп увеличивается.
«Большой – маленький» Активизация словаря по теме. Образование уменьшительной формы существительных в ед.ч. Развитие фразовой речи. Воспитатель называет большое насекомое: ПЧЕЛА, МУХА, ЖУК. Дети – маленькое (пчелка, мушка, жучок)
«Накрой стол» Развитие зрительного внимания, умения соотносить цвета. Активизация словаря по теме. Развитие мелкой моторики пальцев рук.   Воспитатель предлагает детям выбрать из расставленных на столе предметов посуды те, которые нужны для чаепития. Задача детей – накрыть к чаю столик с синей салфеткой (выбирается посуда синего цвета), аналогично проводится работа с другими цветами.
«Помощники» Развитие слухового внимания. Формирование логического мышления и фразовой речи.   Воспитатель говорит, что мама очень устала, предлагает детям помочь ей помыть и вытереть посуду, уточняет, какую посуду моют (грязную), а какую вытирают (мокрую). Затем воспитатель называет: МОКРАЯ ТАРЕЛКА, дети отвечают: БУДЕМ ВЫТИРАТЬ; воспитатель – ГРЯЗНАЯ КАСТРЮЛЯ, дети – БУДЕМ МЫТЬ и т.п.
«Разбитая посуда» Развитие зрительного внимания и памяти. Активизация словаря по теме. Практическое употребление простого предложения.   На столе перед детьми карточки с изображением посуды или кукольная посуда (до 5 предметов). Воспитатель рассматривает и называет ее вместе с детьми. Затем предлагает детям закрыть глаза – «отдохнуть», убирает один предмет. Когда дети открывают глаза, они называют, какая посуда «разбилась». Можно убирать небьющуюся посуду, обращая внимание детей на то, что этот предмет нельзя разбить.
«Большой – маленький»   Активизация словаря по теме. Образование уменьшительной формы существительных в ед.ч. Игра «Три медведя»: В магазин посуды пришли три медведя. Дети – продавцы. Они предлагают мишкам посуду по размеру, рассказывают, почему медвежонку нужна тарелочка, а большому медведю тарелка.
«Собери снеговика» Развитие зрительного внимания, пространственных представлений. Совершенствование фразовой речи.   У каждого ребенка по 3 круга разного размера (большой, средний, маленький). Дети по образцу или по представлению собирают из них снеговика. Рассказывают, каких деталей не хватает, описывают их.
«Наоборот» Развитие слухового внимания, логического мышления. Активизация словаря – закрепление в речи слов – антонимов. Педагог произносит логически неправильную фразу, дети опровергают ее. Например, снег черный (нет, белый), снеговик горячий (нет, холодный) и т.п
«Что зимой бывает»   Развитие представлений о приметах зимы. Совершенствование связной речи.   Игра проводится с использованием настольной игры «Времена года». Дети подбирают к большой карте, на которой изображена зима, маленькие карточки с приметами этого времени года
«Снежинки» Развитие сильного направленного выдоха. Закрепление в речи предлога НА У каждого ребенка бумажная или пластмассовая снежинка. Детям предлагается подуть на снежинку так, чтобы она попала на заданный предмет на сюжетной картинке; подуть и рассказать, куда присела снежинка отдохнуть.
«Что прячется за сугробом»   Развитие зрительного внимания. Активизация словаря по теме.   Из картона вырезан сугроб. Педагог прячет за ним силуэтное изображение какого-либо предмета (санки, солнышко, снежинка, дерево, шапка, шарф, рукавичка и т.п.), показывает детям из-за сугроба часть предмета, они догадываются, что это за предмет.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: