Дидактические игры
Как средства оптимизации коррекционной работы с детьми
Одной из самых результативных форм работы с детьми дошкольного возраста являются специальные дидактические и развивающие игры.
Для малыша игра — самый радостный и комфортный способ познать мир.
Игра для ребенка — это мощнейшая сфера «самостоятельности, самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации». Она оказывает большое влияние и на развитие речи, так как игровая ситуация требует от каждого, включенного в нее, определенной способности к коммуникации. В речевой игре от ребенка требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях и обстоятельствах
Играя, ребенок самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки, находит сходство и различие, отгадывает по описанию, группирует предметы по различным свойствам. Речевые игры способствуют сенсорному и умственному развитию, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогают закреплять и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности ребенка.
|
|
Речевые игры способствуют выполнению важных методических задач:
ü психологически готовят детей к речевому общению;
ü обеспечивают многократное повторение ими речевого материала;
ü тренируют детей в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи вообще.
Пополнение, уточнение и активизацию речи целесообразно осуществлять не отрывочно, а в соответствии с лексическими темами, в рамках которых проводятся различные игры и упражнения.
Дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста.
Название игры | Цель | |
«Найди свой листок» | Развитие зрительного внимания. Закрепление названий цветов. | На маленьких карточках (6 штук) изображения листочков, отличающихся друг от друга по цвету. Дети вместе с педагогом рассматривают листочек. Называют его цвет. Затем на большом поле, где изображены все листочки, ребенок должен отыскать свой и закрыть его карточкой. |
«Слушай дождик» | Развитие слухового внимания. Активизация словаря. | Педагог демонстрирует стук «дождика» (кончиков пальцев) по различным поверхностям – ткани, столу, стеклу, пластмассе и т.п. Затем детям предлагается закрыть глаза и по звуку угадать, где «танцует» дождик. |
«Такие разные листочки» | Сравнение листочков разных деревьев по цвету и величине. Формирование умения согласовывать прилагательные с существительными в роде. | В игре участвуют парные картинки с изображением листьев, одинаковых по цвету. Игра проводится по типу Лото. Ребенку необходимо найти пару к своей картинке. |
«Разноцветные тучки | Развитие умения сравнивать предметы по цвету. Воспитание зрительного внимания. Активизация словаря. Закрепление названий основных цветов. Формирование умения согласовывать прилагательные с существительными в роде. | Детям предлагаются тучки разного цвета. Педагог говорит, что из тучек шел разноцветный дождик, и предлагает ребенку подобрать предметы, которые побывали под дождем из предложенной тучки. |
«Чего не стало?» | Обогащение словарного запаса по теме «Игрушки» Развитие зрительного внимания. | На столе выставляются игрушки (до 5). Дети вместе с педагогом рассматривают их, называют каждую игрушку. Затем педагог предлагает детям закрыть глаза и убирает одну игрушку. Затем дети открывают глаза и называют игрушку, которой нет на столе. |
«У кого какая игрушка» | Сравнение игрушек по величине. Активизация словаря. | Детям предлагаются три мяча, различных по величине (большой, поменьше и самый маленький), три медведя (матрешки, куклы, машины) тоже отличающихся по размеру. Необходимо найти хозяина для каждого мячика, соотнося игрушки между собой по величине. |
«Найди пару» | Сравнение игрушек по цвету. Формирование умения согласовывать прилагательные с существительными в роде. | В игре участвуют парные картинки с изображением игрушек, одинаковых по цвету. Игра проводится по типу Лото. Ребенку необходимо найти пару к своей картинке. |
«Какой игрушки не хватает» | Развитие умения сравнивать игрушки по цвету и форме. Воспитание зрительного внимания. Активизация словаря. | Детям предлагается таблица из 9 клеток, в 8 из них изображения трех различных игрушек или одинаковых, но трех разных цветов. Одна клетка пустая. Ребенок совместно с педагогом устанавливает закономерность расположения игрушек в клетках и определяет, какой игрушки не хватает. |
«Что здесь спрятано» | Развитие воображения. Активизация словаря по теме. | Детям предлагаются геометрические фигуры – круг, квадрат, овал, треугольник. Дети определяют на какие игрушки похожи данные фигуры. |
Одень Таню, одень Ваню» | Развитие зрительного внимания и логического мышления. Активизация словаря по теме. Закрепление названий цветов. | На маленьких карточках (10 штук) изображения одежды для девочек и мальчиков. Дети вместе с педагогом рассматривают карточки, называют каждый из предметов одежды. Затем на большом поле раскладывают карточки соответственно к изображению девочки или мальчика. Выясняют, какую одежду могут носить все. |
«Выбери одежду для матрешек» | Развитие зрительного внимания. Закрепление названий цветов. Согласование прилагательных и существительных в роде и числе. | На большом полотне изображение матрешек желтого, синего, красного и зеленого цвета. На маленьких карточках изображены сарафан, косынка, фартук, носки для каждой матрешки. Детям предлагается выбрать одежду соответствующего цвета для каждой матрешки. |
«Кто во что одет» | Развитие зрительного внимания и умения выслушивать вопрос и отвечать на него одним словом. | Взрослый задает вопрос типа: У кого сегодня белые колготки? Кто одет в джинсовый сарафан? И т.п. |
«Мишка и Мишутка» | Развитие умения сравнивать предметы по величине. Воспитание зрительного внимания. Активизация словаря. Образование уменьшительной формы существительных | Детям предлагаются игрушки маленький и большой мишка или их изображения. На маленьких карточках изображены рубашка и рубашечка, шорты и шортики, шапка и шапочка, шарф и шарфик, носки и носочки. Нужно «одеть» игрушки, называя, что для кого. Например: Мишке наденем рубашку, а Мишутке – рубашечку. |
«Строим дом» | Развитие зрительного внимания, умения ориентироваться в пространстве. Активизация словаря по теме. Практическое употребление предлогов В, НА. | Детям предлагается построить дом для куклы из деталей конструктора, для нарисованной куклы из геометрических фигур. Свои действия ребенок комментирует, опираясь на вопросы педагога: Что это? Куда ты поставил крышу? Как кукла войдет в дом? И т.п. |
«Кто в домике живет» | Развитие зрительного внимания. Закрепление умения употреблять уменьшительную форму существительных в ед.ч. Формирование логического мышления и фразовой речи. | Воспитатель предлагает детям изображения большого дома и маленького домика. У каждого ребенка несколько карточек с изображением предметов разной величины. Ребенок называет предмет и в зависимости от его величины помещает в соответствующий дом (Это большая подушка. Она будет в большом доме. А это маленькая подушечка. Она – в маленьком доме). |
«Чего в доме не хватает» | Развитие логического мышления и фразовой речи. Активизация словаря по теме. | У детей карточки с изображением домиков, в которых не хватает одной детали – двери, крыши или окна. Ребенок смотрит на карточку и говорит: - В моем доме нет окошка. Там будет темно. и т.п. - Затем из предложенных геометрических фигур выбирает необходимую и «ремонтирует» дом. |
«Чей дом» | Развитие логического мышления. Активизация словаря по теме Дом» | В окошке нарисованного дома воспитатель выставляет предметы, принадлежащие сказочным героям или животным, дети определяют, кому принадлежит этот дом. |
«Разноцветные домики» | Закрепление сенсорных эталонов. Активизация словаря по теме. Развитие зрительного внимания. | На большом панно несколько домиков из геометрических фигур разного цвета. Воспитатель предлагает детям найти одинаковые домики, все высокие домики, все низкие. Каждый ребенок выбирает для себя какую-либо геометрическую фигуру (например, синий прямоугольник), соотносит ее с деталью дома (это дверь) и отыскивает на панно такие же фигуры. |
«Кто нас зовет» | Развитие слухового внимания. Активизация словаря по теме. Образование уменьшительной формы существительных в ед. ч. | Вар.1.У воспитателя игрушки домашних животных и их детенышей, воспитатель закрывает игрушки ширмой, произносит звукоподражание за взрослого животного или за детеныша, дети угадывают, кто позвал. Вар.2.У детей изображения детенышей, а у воспитателя взрослые животные. Воспитатель показывает картинку, дети, у которых детеныши этого животного, «откликаются». Вар.3.Детям раздаются изображения животных и детенышей, воспитатель показывает большой или маленький круг, дети произносят соответствующее звукоподражание. |
«Бюро находок» | Развитие зрительного внимания. Формирование логического мышления и фразовой речи | Воспитатель показывает детям карточки с изображением частей тела животного. Дети определяют, кто это потерял: Это хвост, его потеряла кошка. А это лапки, их потерял щенок. |
«Злой и добрый» | Развитие логического мышления и фразовой речи. Активизация словаря по теме. | На столе или в игрушечных домиках символы настроения (гнев, улыбка, грусть, испуг). У каждого ребенка карточки с изображением различных предметов или ситуаций. Детям предлагается разложить свои карточки к символам настроения и объяснить, когда животное бывает таким. |
«Чья мама» | Развитие логического мышления. Активизация словаря по теме. Согласование сущ. с числительными 1, 2, 3. | На больших картах у детей - изображения взрослого животного, у воспитателя маленькие карточки с изображением детенышей. Воспитатель показывает карточку, ребенок говорит «Это мой котенок». Затем, дети считают детенышей и говорят «У кошки 3 котенка» и т.п. |
«Посади дерево» | Развитие зрительного внимания, умения ориентироваться в пространстве. Активизация словаря по теме. Развитие мелкой моторики пальцев рук. | Дети из деталей (треугольников, счетных палочек) собирают дерево на листке бумаги, на котором обозначена линия – земля. |
«Прятки» | Развитие зрительного внимания. Закрепление умения употреблять предлоги ЗА, НА, ПОД. Формирование пространственных представлений и фразовой речи. | Воспитатель предлагает детям изображения различных деревьев и мелких картинок (гриб, лист, цветок, птичка, капелька). По заданию воспитателя дети располагают предметы под деревом, за деревом или на дереве, называя, где расположен предмет. Затем все закрывают глаза, а один ребенок под руководством воспитателя меняет предметы местами. Остальные должны определить, что изменилось. |
«Украшаем елку» | Развитие сенсорных представлений. Упражнение в употреблении наречий ВВЕРХУ, ВНИЗУ, ПОСРЕДИНЕ. | У детей карточки с изображением елки и разноцветные кружки – шарики (у каждого ребенка по 3). Дети по заданию воспитателя располагают кружки на своей елочке. Затем воспитатель предлагает детям «нарядить» елочку, как им хочется, и рассказать, где какой шарик. |
«Найди место» | Развитие зрительного внимания, умения соотносить цвета. Активизация словаря по теме. Развитие мелкой моторики пальцев рук. | Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть лист картона с выложенными на нем разноцветными квадратами (зеленый, желтый с черными полосками, красный с желтыми пятнами, черный, красный с черными кружками) и вырезанные по контуру фигурки кузнечика, мухи, божьей коровки, пчелы, бабочки. Задача детей, найти для насекомого свой «домик». |
«Прятки» | Развитие зрительного внимания. Закрепление умения употреблять предлоги ЗА, НА, ПОД, В. Формирование пространственных представлений и фразовой речи. | Воспитатель предлагает детям на таблице с изображением полянки отыскать как можно больше насекомых (видна только часть туловища), называя, где они находятся. |
Для чего это нужно» | Развитие логического мышления. Активизация словаря по теме. Практическое употребление простого предложения. | Воспитатель называет части тела насекомого, например, КРЫЛЬЯ, дети имитируют полет; ЛАПКИ – ползание. Слова воспитателя чередуются. Постепенно темп увеличивается. |
«Большой – маленький» | Активизация словаря по теме. Образование уменьшительной формы существительных в ед.ч. Развитие фразовой речи. | Воспитатель называет большое насекомое: ПЧЕЛА, МУХА, ЖУК. Дети – маленькое (пчелка, мушка, жучок) |
«Накрой стол» | Развитие зрительного внимания, умения соотносить цвета. Активизация словаря по теме. Развитие мелкой моторики пальцев рук. | Воспитатель предлагает детям выбрать из расставленных на столе предметов посуды те, которые нужны для чаепития. Задача детей – накрыть к чаю столик с синей салфеткой (выбирается посуда синего цвета), аналогично проводится работа с другими цветами. |
«Помощники» | Развитие слухового внимания. Формирование логического мышления и фразовой речи. | Воспитатель говорит, что мама очень устала, предлагает детям помочь ей помыть и вытереть посуду, уточняет, какую посуду моют (грязную), а какую вытирают (мокрую). Затем воспитатель называет: МОКРАЯ ТАРЕЛКА, дети отвечают: БУДЕМ ВЫТИРАТЬ; воспитатель – ГРЯЗНАЯ КАСТРЮЛЯ, дети – БУДЕМ МЫТЬ и т.п. |
«Разбитая посуда» | Развитие зрительного внимания и памяти. Активизация словаря по теме. Практическое употребление простого предложения. | На столе перед детьми карточки с изображением посуды или кукольная посуда (до 5 предметов). Воспитатель рассматривает и называет ее вместе с детьми. Затем предлагает детям закрыть глаза – «отдохнуть», убирает один предмет. Когда дети открывают глаза, они называют, какая посуда «разбилась». Можно убирать небьющуюся посуду, обращая внимание детей на то, что этот предмет нельзя разбить. |
«Большой – маленький» | Активизация словаря по теме. Образование уменьшительной формы существительных в ед.ч. | Игра «Три медведя»: В магазин посуды пришли три медведя. Дети – продавцы. Они предлагают мишкам посуду по размеру, рассказывают, почему медвежонку нужна тарелочка, а большому медведю тарелка. |
«Собери снеговика» | Развитие зрительного внимания, пространственных представлений. Совершенствование фразовой речи. | У каждого ребенка по 3 круга разного размера (большой, средний, маленький). Дети по образцу или по представлению собирают из них снеговика. Рассказывают, каких деталей не хватает, описывают их. |
«Наоборот» | Развитие слухового внимания, логического мышления. Активизация словаря – закрепление в речи слов – антонимов. | Педагог произносит логически неправильную фразу, дети опровергают ее. Например, снег черный (нет, белый), снеговик горячий (нет, холодный) и т.п |
«Что зимой бывает» | Развитие представлений о приметах зимы. Совершенствование связной речи. | Игра проводится с использованием настольной игры «Времена года». Дети подбирают к большой карте, на которой изображена зима, маленькие карточки с приметами этого времени года |
«Снежинки» | Развитие сильного направленного выдоха. Закрепление в речи предлога НА | У каждого ребенка бумажная или пластмассовая снежинка. Детям предлагается подуть на снежинку так, чтобы она попала на заданный предмет на сюжетной картинке; подуть и рассказать, куда присела снежинка отдохнуть. |
«Что прячется за сугробом» | Развитие зрительного внимания. Активизация словаря по теме. | Из картона вырезан сугроб. Педагог прячет за ним силуэтное изображение какого-либо предмета (санки, солнышко, снежинка, дерево, шапка, шарф, рукавичка и т.п.), показывает детям из-за сугроба часть предмета, они догадываются, что это за предмет. |
|
|
|
|
|
|