Ясная Поляна (усадьба в Щёкинском районе Тульской области)

Вороново (подмосковная усадьба московского градоначальника Фёдора Ростопчина, сожжённая им после занятия Москвы французами. Восстановлена в изменённом виде при графах Шереметевых)

В 1775 году в усадьбе гостила Екатерина II. До наших дней сохранились двухэтажный с пониженными боковыми крыльями главный дом, построенный в конце XVIII века по проекту архитектора Николая Львова в стиле классицизм и отреставрированный во второй половине XIX века в стилистике неоренессанса. Здесь высится Спасская церковь с отдельно стоящей колокольней и парковый павильон «Голландский домик», созданные в середине XVIII века архитектором Карлом Бланком; раскинулись липовый парк середины XVIII века и пейзажный парк рубежа XVIII—XIX веков из смешанных пород деревьев с прудом. Парки обустроены в конце XIX века паркостроителем Арнольдом Регелем.

Виноградово 

(бывшая дворянская усадьба Московского уезда, расположенная в черте современной Москвы в районе Долгопрудной аллеи, объект культурного наследия федерального значения. В 1790—1885 гг. принадлежала Бенкендорфам)

Здесь сохранились деревянный оштукатуренный двухэтажный дом, сооруженный в 1911–1912 годах архитектором Карстом по проекту Ивана Рыльского и соединенный остекленным переходом с кухонным флигелем; переделанный и надстроенный конный двор, скотный двор из трех двухэтажных корпусов. По другую сторону Дмитровского шоссе находится церковный комплекс. В него входят Владимирская церковь 1772–1777 годов (предполагаемые архитекторы храма — Василий Баженов или Матвей Казаков), современные колокольня и часовая башня — все в стиле классицизм; остатки кладбища с надгробиями XVIII–XIX веков.

Ясная Поляна (усадьба в Щёкинском районе Тульской области)

В Ясной Поляне и по сей день существует двухэтажный дом Льва Толстого 1800–1810 годов с пристройкой 1871 года (автор — тульский архитектор Гурьев). Природа тоже сохранена: березовая аллея, начинающаяся от двух въездных башен; липовый парк конца XVIII века; пейзажный «Нижний парк» из смешанных пород деревьев с каскадными прудами; яблоневые сады. К усадьбе прилегают входившие в имение старая дубово-липовая роща, еловые и березовые посадки, высаженные Львом и Софьей Толстыми.

Здесь же находится могила писателя. Недалеко от усадьбы, в селе Кочаки, около Никольской церкви, основанной в конце XVII века и капитально перестроенной во второй половине XIX века, находится некрополь — семейное кладбище Толстых.

Горки (Усадьба «Большие Горки» — архитектурно-художественный ансамбль первой трети XIX века, расположенный на берегу реки Пахра в посёлке Горки Ленинские Ленинского района Московской области, примерно в 10 км от МКАД. Территорию усадьбы занимает Государственный исторический музей-заповедник «Горки Ленинские».)

В Горках можно увидеть двухэтажный главный дом и парные флигели; оранжерею; сооруженный на рубеже XIX–XX веков архитектором Федором Кольбе хозяйственный корпус, состоящий из конюшни, каретника и прачечной с водонапорной башней; липовый парк конца XVIII века; пейзажный парк XIX–XX веков на склоне к реке Туровке из смешанных пород деревьев с Малым и Большим прудами, гротом, мостиками и двумя беседками-ротондами. Несколько в стороне находится двухэтажный деревянный оштукатуренный флигель.

 

Уса́дьба Куско́во (ГБУК г. Москвы «Музей-усадьба „Кусково”») — бывшее имение графов Шереметевых, где сохранился архитектурно-художественный ансамбль XVIII века. Расположен на востоке Москвы на территории района Вешняки.

Ансамбль включает: дворец, построенный во второй половине XVIII века в стиле классицизма; регулярный, украшенный скульптурой парк с павильонами: «Грот», «Оранжерея» (проекты крепостного архитектора Фёдора Аргунова, вторая половина XVIII в.), «Эрмитаж» (вторая половина XVIII в.), «Итальянский» (XVIII в.) и «Голландский» (XVIII в.) домики; Церковь Спаса Всемилостивого (XVIII в.); Музей керамики[1][2] (нет отдельного здания).

Усадьба состояла из трёх частей: запрудной со Зверинцем, французского регулярного парка с основным архитектурным ансамблем и английского парка «Гай». Архитектурно-парковый комплекс центральной парадной части сохранился практически полностью.

Центром ансамбля является дворец, в котором сохранились планировка и декоративное убранство интерьеров с произведениями русского и западноевропейского изобразительного и прикладного искусства; дарственные портреты русских императоров и нескольких поколений хозяев усадьбы — графов Шереметевых.

 

 

КУЛЬТУРА. РВ/ МУЗЕИ

https://www.culture.ru/materials/141277/magiya-russkoi-usadby

УСАДЬБА-это комплекс жилых, хозяйственных, парковых и других построек, составляющих одно хозяйственное и архитектурное целое. Традиционные крестьянские усадьбы включали избу, гумно, хлев, конюшню и др. В 17-19 вв. сложился тип помещичьей усадьбы (барский дом, обслуживающие постройки, парк, церковь и т. д.). Существовали и городские усадьбы (дом, служебные корпуса, сад).

Усадебный дом, сад, дворовые постройки, церковь, родовое кладбище и окружающие поля, река, лес, крестьянские деревни - все это составляло единый комплекс, единое пространство усадебной жизни.

Важной характеристикой усадебной культуры была ее преемственность в сохранении родовых традиций. В старинных усадьбах обязательно сооружалась церковь, стены которой украшались памятными знаками в честь знаменитых предков владельца. Рядом находилось родовое кладбище. Понятие «родовое гнездо» часто звучит в переписке XIX в. Фамильная гордость воплощалась в галерее семейных портретов, в передаваемых по наследству коллекциях, в специальных «мемориальных» комнатах. Потеря родовитости уже во времена А.С. Пушкина воспринималась как трагедия. В известном пушкинском сочинении «Моя родословная» поэт бережно восстанавливает «родовое древо» Пушкиных и Ганнибалов. Усадебный комплекс служил своего рода наглядным доказательством древности и знатности происхождения, помогал дворянину утвердиться в социальной иерархии.

Крестьянский компонент усадебной культуры. В каждой помещичьей усадьбе рядом с господским домом располагались кладовые, амбары, людская, конюшни, псарни. Вся жизнь дворянина с рождения до смерти протекала в тесном соседстве и общении с дворовыми людьми.

Усилиями историков и местных энтузиастов воссоздана слава и культурное наследие ряда знаменитейших усадеб. Среди них подмосковные имения Голицыных, Шереметевых, Гагариных, Вяземских, которые сейчас являются всемирно известными музеями. В Кусково, Архангельском, Останкино хранятся великолепные образцы интерьеров, посуды, живописи, паркового хозяйства, керамики, фарфора, вышивки, резьбы.

Для русских дворян идеальная реальность воплощались в их родовых усадьбах. Создать необыкновенный сказочный, гармоничный мир - главная задача любого усадебного строительства. Мир этот имел свои традиции, переходящие из поколения в поколение; особый стиль поведения домочадцев, стиль <<житья>>. И поэтому он создавался очень тщательно и подробно. Каждая деталь усадьбы, даже мельчайшая, досконально продумывалась. Цвета, растения, мебель - все несло аллегорическое значение.

Во второй четверти 19 века в планировке городских домов и дворянских усадеб произошли принципиальные изменения. Если раньше в особняке основой внутреннего плана была строгая геометрия, теперь ей на смену пришла свободная группировка комнат вокруг одного или нескольких центральных помещений (гостиная и зал). Разная высотность потолков при этом сохранилась, количество сугубо парадных помещений сократилось, зато жилые комнаты стали просторнее.

Новые дома строятся с асимметричной, живописной планировкой комнат, смещенных с оси. Среди модных и талантливых архитекторов того времени стоит выделить А. И. Штакеншнейдера и Г. А. Боссе.

С точки зрения архитектурной стилистики их планы декларируют уход от приверженности единственному стилю (классицизму, а позже - ампиру) и переход к разностилью, которое в прошлом веке часто называли эклектикой.

Общепринятым мерилом габаритов помещения в те годы была не площадь, а число окон.

Итак, помимо жилых комнат - спальни, детской и туалетной (которую тогда называли "уборной") почти во всяком доме была "диванная" - комната, предназначенная для непринужденного общения между взрослыми членами семьи, родственниками и близкими знакомыми.

Интеллектуальным и хозяйственным центром <<вседневной>> жизни усадьбы был мужской кабинет. Но обставляли его всегда очень скромно. Самым модным считался голландский или английский кабинет. Туда ставили аскетическую дубовую мебель со скромной обивкой, да настольные часы, секретер, конторку или бюро, по выбору хозяина. Украшений в кабинете было очень мало. Непременными считались лишь изысканный графин и рюмка для "утрешнего употребления" анисовки да курительная трубка. Особую роль в интерьере кабинета играли книги, телескопы, глобусы, астролябии.

Другое дело, женский кабинет. Так как он носил двойную функцию - рабочего места и салона, то и оформлялся иначе. Простенки между окнами занимали большие зеркала. В них отражались портреты, акварели, вышивки. Мебель была в основном из карельской березы. Значимое место отводилось <<столику-бобику>> для рукоделия, письма и чаепития. Большую роль в женском кабинете играли ткани - шторы, драпировки, ковры. А также - сентиментальный набор XVIII-XIX веков: цветы, венки, амуры, голубки, подушки-сердца, расписной фарфор и бисерные рисунки. Большую роль в формировании образа женского кабинета играли ткани. Шторы, драпировки, обивка мебели, напольные ковры - все это тщательно подбиралось. Здесь на светлом фоне красовались реалистически выписанные цветы, венки, букеты, амуры, голуби, сердца - сентиментальный набор рубежа веков. Им вторили такие же амуры к букеты из росписи фарфора, с текстильных и бисерных рисунков.

К парадным помещениям дворянской усадьбы относились зала, гостиная и столовая.

Зала является наиболее представительной комнатой в доме, наиболее торжественной по характеру, холодной и официальной. Стены этого помещения увешаны портретами по преимуществу. Портреты плотно покрывают стены зал, которые порой называются портретными.

Гостиная тоже в 3 окна, с неизменным диваном и круглым столом в глубине и большим зеркалом над диваном. По бокам дивана - кресла, козетки-столики, а между окон столики с узкими зеркалами во всю стену. Холодные - белые, голубые, зеленоватые тона всей гостиной лишь слегка поддерживались золотом и охрой.

Столовая, как отдельное помещение для совместных трапез, сформировалась лишь в середине XVIII века. До этого столы накрывали в любом подходящем помещении дома. Стены столовой украшали росписями и писанными маслом натюрмортами, фамильными портретами и картинами на исторические темы.

Спальни тонули в дорогих тканях - штофе, атласе, бархате. Они были на окнах, на балдахинах кроватей и иногда на дверных проемах. Из таких же тканей делались пышные завесы на окна, надкроватные балдахины, украшавшиеся букетами из перьев (<<перенными букетами>>). Обильный растительный орнамент оставила в дворянских спальнях эпоха барокко. Мягкую мебель для сидения здесь старались обивать такой же тканью, создавая, таким образом, гарнитур.

Парки и сады.

Обязательной принадлежностью дворянской усадьбы был парк. Важной составной частью дворянской усадьбой культуры были сады и парки. Часто они занимали большую площадь и объединялись с прилежащими к ним рощами и лесами. В зависимости от местных условий парк располагался с трех, с двух, либо с 1 стороны. Иногда он окружал усадьбу.

В зависимости от времени в России создавались различные по планировке усадебные парки. Здесь Россия шла за Западом. В XVIII веке преобладали так называемые "французские парки". В основе плана здесь лежала рациональная схема, четкая геометрическая система расположения аллей. Аллеи играли важную роль при создании парков. Аллеи направляли внимание человека на архитектурные сооружения: павильоны, беседки, водоемы. Аллеи направляли внимание человека на архитектурные сооружения: павильоны, беседки, водоемы.

В конце XVIII- начале XIX века появляются пейзажные парки (английские), в них вносится романтическая черта, их фоном служит естественный окружающий комфорт. В парке устраиваются руины, гроты, всевозможные сюрпризы. Часто планировка парков сочетала в себе элементы регулярных и пейзажных парков. В парке устраивались гуляния, фейерверки, театральные представления, катание по искусственным прудам и каналам.

Состав и структуру усадебных садово-парковых комплексов во многом определяли природные составляющие ландшафта - рельеф, водная система и зелёный массив. Чаще всего для строительства усадеб выбирался комбинированный рельеф, представлявший собой сочетание ровной местности и склона. Предпочтение оказывалось площадкам на берегах рек и озёр. Пространственную основу садово-паркового комплекса, как правило, составляли лесные массивы и луга.

По характеру планировочной структуры усадьбы губернии можно разделить на две группы - <<А>> и <<Б>>.

Усадьбы группы <<А>> начали создаваться в середине XVIII в. и через сто лет составляли почти 90% от общего числа. Их ядро состояло из господского дома, хозяйственных зданий и парадного двора, скомпонованных на основе ортогональной системы. В большей части усадеб была одна хозяйственная зона, которая могла находиться на отдалении от ядра или рядом с ним и, как правило, снаружи садово-паркового комплекса. Четыре типа в составе группы различались характером взаимодействия с шоссе усадебного комплекса или его ядра.

Усадьбы группы <<Б>> начали появляться в 1820-х гг. Их ядро формировалось господским домом и открытым озеленённым пространством перед ним и всегда находилось в отдалении от шоссе. В большинстве усадеб была одна хозяйственная зона удалённая от ядра. Два типа композиций в группе различаются характером и длиной проезда к ядру по территории садово-паркового комплекса.

Более всего были распространены и дольше других (около 100 лет) создавались два типа структурных разновидностей садово-паркового комплекса:

1. регулярный парк планировкой на основе ортогональной решётки, примыкающий к фасаду господского дома и скоординированный с ним;

2. фруктовый сад и ландшафтный парк, расположенные вокруг жилой зоны.

Оба типа садово-парковых комплексов формировались в усадьбах группы <<А>>.

Для создания садов и парков во всех усадьбах проводили работы по преобразованию исходного ландшафта. Наиболее масштабными мероприятиями, связанными с рельефом и водной системой было запруживание рек и ручьёв и создание котлованов для прудов и проток. Зелёный массив усадеб дополнялся (иногда полностью формировался) посадками деревьев основных и экзотических для региона пород и кустарников.

Домашние театры — феномен русской культуры XVIII века. Конечно, возникновение любительских сцен в домах знатных особ явилось следствием общей театромании, захватившей российское общество в период царствования Елизаветы и Екатерины. Обе императрицы живо интересовались театральными новинками, посещали представления иностранных трупп, радели за появление и развитие отечественных «кадров». Во многом возникновение профессионального русского театра — дело рук Екатерины II.

https://www.culture.ru/materials/149709/komu-zabava-komu-iskusstvo

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: