double arrow

Культуры «высокого» и «низкого» контекста


Эффективная межкультурная коммуникация в сфере бизнеса

Практика культурных измерений

Попытки типологизировать культуры, создать некую систему, разработать культурную классификацию предпринимались учеными с середины XX века.

Типологизация культур – метод научного познания, с помощью которого все огромное многообразие существующих на Земле культур упорядочивается, классифицируется, группируется в различные типы (множества, группы) культур. Как научный метод, используемый в культурологии, типологизация есть расчленение социокультурных объектов и их группировка по некоторым общим основаниям, признакам, создание некоторой идеализированной типологической модели культуры или типа.

Категоризация культур по Э. Холлу

У каждой культуры есть своя логика и свое представление о мире. То, что значимо в одной культуре, может быть несущественным в другой. Поэтому важно всегда с уважением смотреть на своего партнера – представителя иной культуры. Каждая культура содержит в себе целый рад ключевых элементов – культурных категорий, которые являются определяющими в способах общения и поведения индивидов. Знание и учет этих категорий при межкультурных контактах составляют основу концепции «культурной грамматики» Э. Холла.




Время

Во всех культурах категория времени служит важным показателем темпа жизни, ритма деятельности. От того, какова ценность времени в культуре, зависят типы и формы общения людей. Так, если западная культура четко измеряет время и опоздание в ней рассматривается как провинность, то в арабских странах в Латинской Америке и в некоторых странах Азии опоздание никого не удивит. Более того, для нормального и эффективного общения там принято потратить какое-то время на произвольную беседу. При этом не должно проявляться низкой поспешности, так как может возникнуть культурный конфликт.

Жизненный ритм культуры

Наконец обнаружилось, что все человеческие процессы зависимы от времени и регулируются временным ритмом. Постепенно временной ритм приобрел и культурное значение, поскольку стал регулировать и определять течение и характер многих культурных процессов.

Ритм жизни может связывать людей между собой или изолировать их друг от друга. В одних культурах этот ритм очень медленный, в других – очень быстрый. Люди с различными жизненными ритмами с трудом понимают друг друга, так как они живут асинхронно. Способность изменять собственный временной ритм, согласуй его с ритмом партнера, является важнейшей предпосылкой для успешной коммуникации и совместной работы.



Важным показателем того, как обходятся со временем в разных культурах, служит отношение людей к пунктуальности. Во многих странах пунктуальности придается большое значение.

Монохронные и полихронные культуры

По способу использования времени культуры принято разделять на два противоположных вида: в одних культурах время распределяется таким образом, что в один и тот же отрезок времени возможен только один вид деятельности, поэтому одно идет за другим, как звенья одной цепи. Культуры, в которых доминирует такой вид распределения времени, называются монохронными, так как в них за один период времени выполняется только одно дело. В других культурах время распределяется таким образом, что в один и тот же отрезок времени возможен не один, а сразу несколько видов деятельности. Такие культуры называются полихронными, поскольку сразу несколько дел выполняются одновременно.

В монохронных культурах время понимается как линеарная система, наподобие длинной прямой улицы, по которой люди движутся вперед или остаются в прошлом. В них время можно экономить, терять, наверстывать, ускорять. Полихронное время является полной противоположностью монохронному. В культурах этого типа большую роль играют межличностные, человеческие отношения, а общение с человеком важнее, чем принятый план деятельности. К типичным полихронным культурам относятся Латинская Америка, Ближний Восток и государства Средиземноморья, а также Россия. Пунктуальности и распорядку дня в этих культурах не придается большого значения. Как правило, ни один контакт между людьми, принадлежащими к различным временным системам, не обходится без стресса. При этом очень сложно избежать негативных эмоций, если приходится подстраиваться под другую временную систему.



Культуры «высокого» и «низкого» контекста

Во всех культурных средах используются некие общепринятые правила, которые очень важны для того, чтобы понять, о чем идет речь, что говорит, а что подразумевает собеседник.

Понятие «контекст» используется в кросс-культурном менеджменте для характеристики принятых в данной деловой культуре способов и манеры передачи информации и общения между людьми, иными словами, как люди передают друг другу информацию, как общаются, называют ли вещи своими именами, не уклоняются ли от ответов на прямые вопросы.

В каждой культуре есть свои правила «чтения контекста», понимания скрытой информации, которая обозначается при общении. Чем больше такой информации, тем выше контекст культуры, тем сложнее представителям других культур попять и оценить ситуацию. В зависимости от объема скрытой информации при общении Э. Холл разделил все культуры на высококонтекстуальные и низкоконтекстуальные.

В странах с культурой низкого контекста в процессе общения принято называть вещи своими именами, сразу переходить к обсуждению дела, выражать свои мысли, стараясь не допускать их превратного толкования. В деловой жизни доминирует ясный переговорный стиль, в случае необходимости стороны четко выражают свое отношение к той или иной проблеме.

Низкий контекст в коммуникациях в целом характерен для англосаксонской группы стран (Северная Европа, страны Северной Америки, а также Австралия и Новая Зеландия). К типу низкоконтекстуальных культур также можно отнести культуры Германии, Швейцарии, Финляндии, скандинавских стран.

Иная ситуация в культурах высокого контекста, к которым относятся практически все без исключения страны Востока. Проблема получения достоверной информации в этих государствах носит постоянный характер. Представители культуры высокого контекста при общении не стремятся к тому, чтобы обрисовать ситуацию детально, а также не склонны уточнять, в чем состоит их интерес.

Для представителей деловой культуры высокого контекста крайне важно «сохранить свое лицо» и, что не менее значимо, не дать «потерять лицо» другому человеку, помочь ему сохранить достоинство. Создание ситуации, в которой деловой партнер вынужден проявить свою слабость, плохую информированность или некомпетентность, недопустимо.

Россия занимает срединное положение между англосаксонской культурой (Северная Европа, Северная Америка, Австралия и Новая Зеландия) и Азией, близко смыкаясь с романскими странами, и на воображаемой шкале оказывается в зоне 30-40% с креном в сторону высокого контекста.

Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что общение в странах низкого контекста подразумевает следующее:

– использование прямой манеры речи;

– четкая и ясная оценка обсуждаемых вопросов;

– оценка недосказанности как недостаточной компетенции;

– открытое выражение недовольства;

– незначительная доля невербальных форм общения.

Общение в странах высококонтекстных культур характеризуется следующим:

– скрытая манера речи;

– большая роль невербального общения (взгляды, жесты и пр.);

– предоставление большого объема информации;

– отсутствие открытого выражения недовольства.

Высокий контекст:

– не делиться информацией;

– никогда не говорить «нет»;

– меньше пояснений, меньше письменной (формальной) информации;

– внутреннее ощущение того, о чем говорят;

– долгосрочные отношения;

– ощущение границ (кто «свой», а кто «чужой»);

– знание является ситуативным, основанном на отношениях;

– решения и деятельность сосредоточены вокруг личных отношений, часто вокруг центрального человека, наделенного властью.

Низкий контекст:

– называет вещи своими именами;

– сразу переходит к делу;

– открытые источники информации;

– ориентация на правила, люди соблюдают внешние приличия;

– большая часть знаний формализована, доступна;

– разделение на части времени, пространства, деятельности, отношений;

– много коротких знакомств;

– знание можно передать другому;

– ориентация на задание, решения и действия фокусируются на том, что должно быть сделано, на разделении обязанностей и ответственности.

Типы корпоративной культуры

в аспекте межкультурной коммуникации

Вольно или невольно на протяжении своей жизни люди входят в состав тех или иных социокультурных групп. Субкультуры основываются на взаимном самовосприятии своих членов, определяемом расовой, религиозной, географической, языковой, возрастной, половой, трудовой, семейной принадлежностью их членов. И в зависимости от такого рода принадлежности они придерживаются той или иной модели поведения. Определяющим фактором в коммуникативном поведении может служить принадлежность к какой-либо организации, обладающей своими нормами, правилами, принципами и моделями общения. Каждая организация имеет свой набор традиций и правил, которые директивно или косвенно предписывают членам данной организации формы общения друг с другом и с представителями других организаций. Например, организация, которая свою репутацию ставит на первое место, будет испытывать определенный дискомфорт при общении с организацией, для которой более важными являются другие характеристики. В этом случае организационные нормы оказывают большое влияние на стиль общения членов организации, их самомнение, эффективность взаимодействия с представителями других организаций. В этой связи мы можем говорить здесь о типах корпоративной культуры.

Тип корпоративной культуры во многом определяется с помощью трех важнейших характеристик:

– степень централизации управления; 


– степень его формализации;

– объект, на который в первую очередь направлен процесс 
управления.

На основе вышеназванных характеристик выделяются четыре типа корпоративной управленческой культуры, получившие следующие условные названия:

«Семья»,

«Управляемая ракета»,

«Инкубатор»,

«Эйфелева башня» (приведенная классификация была разработана голландским ученым Ф. Тромпенаарсом).

Типы культуры «Инкубатор» и «Управляемая ракета» относятся к эгалитарным культурам, где расстояние между верхними и нижними этажами управления невелико и, следовательно, степень централизации управления низка. Наиболее яркими представителями этих культур являются США и Канада – тип «Инкубатор» и англосаксонские и североевропейские страны – тип «Управляемая ракета».

Напротив, культуры типа «Семья» и «Эйфелева башня», характерные для Юго-Западной и Центральной Европы соответственно, являются иерархичными, с ограниченным делегированием власти и отличаются высокой степенью централизации в управлении. Степень формализации отношений низкая в «Семье» и «Инкубаторе», высокая – в «Управляемой ракете» и «Эйфелевой башне».

С точки зрения объекта ориентации культура типа «Инкубатор» в наибольшей степени направлена на развитие личности, и, следовательно, важнейшим аспектом мотивации для работника здесь выступает возможность совершенствования и самореализации.

«Управляемая ракета» ориентируется на решение конкретной задачи или достижение конкретного результата. Этот тип культуры после определения задачи подразумевает максимальную степень делегирования управленческих функций вниз.

«Эйфелева башня» имеет ярко выраженную ролевую ориентацию. Здесь происходит детальное определение функциональных обязанностей для каждого работника на каждом уровне властной вертикали. Характерным является также тщательный контроль за исполнением детально прописанных функциональных обязанностей. Попытки их спонтанного перераспределения пресекаются.

Наконец, тип культуры «Семья» также ориентируется на исполнение указаний свыше. Структура управления носит ярко выраженный иерархический характер. Однако функции нижестоящих звеньев четко не формализованы. Система в целом базируется на патерналистской установке: инициатива и усилия подчиненных должны соответствовать пожеланиям и приказам руководителя (своего рода «отца» семейства).

Попытки насаждения в той или иной стране корпоративной культуры, не соответствующей контексту ее общей деловой культуры, обычно приводят к управленческим неудачам. Они разбиваются о систему ценностей и стереотипов местных работников.

 







Сейчас читают про: