Тема «Экономический механизм защиты окружающей среды»
Современные темпы экономического развития обострили проблему ограниченности природных ресурсов, возникла необходимость повышения экологических требований к экономике.
Противостояние экономики и экологии - узловая проблема охраны окружающей природной среды. Ранее её пытались решать путем административно командных методов воздействия на основе запретов, ограничений, мер уголовного и административного наказания. В основе этих методов лежало право исключительной собственности государства на землю, воды, недра, леса. Правовой способ охраны природы состоит в том, что государство издаёт правовые нормы, в которых устанавливает круг объектов природы, подлежащих охране со стороны закона, а также предупредительные, запретительные и восстановительные меры, ограждающие эти объекты, а через них и всю природную среду от загрязнения, истощения, разрушения, уничтожения.
В условиях становления рыночных отношений обозначились другие подходы к природопользованию, был введён в действие экономический механизм защиты окружающей среды, который опирается на материальную заинтересованность» исполнителей в достижении реальной цели.
Охрана окружающей природной среды только тогда даст ожидаемый эффект, когда станет составной частью самого хозяйственного механизма. И экономические методы позволяют сделать так, что природу выгоднее охранять, чем загрязнять.
Конспектировать (самостоятельно): ФЗ «Об охране окружающей среды». Глава IV. Статья 14. Методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды.
К методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относятся:
- разработка гос. прогнозов социально-экономического развития на
основе экологических прогнозов;
- разработка федеральных, программ в области экологического
развития РФ и целевых программ в области охраны окружающей среды
субъектов РФ;
разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;
установление платы за негативное воздействие на окружающую природную среду;
- установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ
и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и
потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;
- проведение экономической оценки природных объектов и природно -
антропогенных объектов;
- проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной
деятельности на окружающую среду;
- предоставление налогов, «г и иных льгот при внедрении наилучших
существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании
вторичных ресурсов и переработки отходов, а также при осуществлении
иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с
законодательством РФ;
поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;
- возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде;
- иные методы экономического регулирования по совершенствованию
и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.
Для проведения экономической оценки природных объектов создаются природные кадастры.
Кадастры природных ресурсов -это свод экономических, экологических, организационных и технических показателей, которые характеризуют количество и качество природного ресурса, а также состав и категории природопользователей.
Данные кадастров лежат в основе рационального использования природных ресурсов, охраны природной среды; на их базе определяется денежная оценка природного ресурса, его продажная стоимость, система мер по восстановлению и оздоровлению окружающей среды.
Единого кадастра природных ресурсов не существует. Они представлены по видам природных ресурсов (Земельный кадастр, кадастр месторождений полезных ископаемых, водный и лесной кадастры, реестр охотничьих животных, реестр рыбных запасов, реестр природно заповедных территорий и объектов, реестр загрязнителей).
Введение платежей за использование природных ресурсов -- один из основных инструментов экономического стимулирования охраны окружающей среды.
При установлении платности решаются следующие задачи:
1. Повышение заинтересованности производителя в эффективном
использовании природных ресурсов и земель.
2. Повышение заинтересованности в сохранении и воспроизводстве
материальных ресурсов.
3. Получение дополнительных средств на восстановление и
воспроизводство природных ресурсов.
В настоящее время предусмотрено два вида платежей за ресурсы природы:
· за право пользования природными ресурсами и
· за загрязнение окружающей природной среды.
Плата за использование природных ресурсов включает:
- плату за право пользования ресурсами (налог на сельскохозяйственные угодья; плата за право на поиск и разведку месторождений полезных ископаемых, их добычу; плата за право пользования водными объектами; лесные подати и т.д.);
- выплаты за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;
- выплаты на воспроизводство и охрану природных ресурсов.
Плата за загрязнение окружающей природной среды имеет три вида:
- за выбросы, сбросы вредных веществ, в пределах установленных
лимитов (за счет себестоимости продукции);
- выбросы, сбросы вредных веществ, сверх установленных норм либо
без разрешения компетентных органов (за счет прибыли, которая остается в
распоряжении предприятия - загрязнителя);
- плата за размещение отходов (за счет себестоимости продукции).
Плата за загрязнение окружающей природной среды имеет три
значения: компенсационное, стимулирующее и экологическое.
Компенсационное - плата за загрязнение направлена на компенсацию вреда, причиняемого природной среде, здоровью человека, материальным ценностям.
Стимулирующее установленная плата взимается в бесспорном порядке за счет прибыли или себестоимости продукции предприятия загрязнителя, и на этой основе должна стимулировать сокращение выбросов, сбросов вредных веществ.
Экологическое — платежи за загрязнение служат главным источником образования средств, которые используются для оздоровления и охраны окружающей среды.
Для стимулирования природоохранной деятельности вводится льготное налогообложение, которое включает:
§ уменьшение налогооблагаемой прибыли при осуществлении природоохранных мероприятий;
§ налоговые льготы для предприятий, выпускающих природоохранное оборудование, материалы и реагенты, приборы и оборудование для экологического мониторинга, а также оказывающих производственные услуги экологического характера (эксплуатация городских водоочистных сооружений, сбор, утилизация и захоронение бытовых отходов, строительство, реконструкция природоохранных объектов и т.д.).
Помимо этого водится льготное кредитование и субсидирование проектов по охране природы, по производству экологически чистой с/х и др. продукции, ускоренная амортизация природоохранных основных фондов.
Относительно новым видом деятельности в области охраны окружающей среды является экологическое страхование.
Экологическое страхование это отношения направленные на защиту имущественных интересов граждан и юридических лиц при наступлении экологически неблагоприятных обстоятельств за счет денежных фондов, создаваемых страхователями.
Страхователями выступают причинители вреда (предприятия, потенциально опасные для аварий и катастроф), которые в силу непредвиденных обстоятельств, приведших к аварии или катастрофе, вынуждены нести расходы для удовлетворения претензий граждан и юридических лиц по возмещению нанесенного им ущерба.
Страховщиком выступает гос. страховая компания.
Цель экологического страхования предоставление страховой защиты имущественных интересов третьих лиц от непреднамеренного и неожиданного загрязнения окружающей среды.
Объектом экологического стр мования является риск имущественной ответственности, который выражается в предъявлении страхователю имущественных претензий о возмещении ущерба за загрязнение земель, вод, воздуха в результате наступления страхового события.
Страховым событием является внезапное, непредвиденное нанесение ущерба окружающей среде в результате аварий, приведших к неожиданному выбросу загрязняющих веществ в атмосферу, загрязнению почвы, сбросу сточных вод.
Непременным условием наступления страхового события, а следовательно и выдачи страхового вознаграждения, являются два фактора:
- внезапность, что лишает возможности принять защитные меры до наступления события;
непреднамеренность, т.е. отсутствие умысла со стороны предприятия - загрязнителя.
Отсутствие данных условий лишает права на страховое возмещение. Например: предприятие неоднократно предупреждалось о возможности аварии, или, зная о потенциальной опасности аварии, проявило медлительность, самонадеянность в её предотвращении.
Законом РФ «Об охране окружающей среды» допускается две формы страховых отношений - обязательная и добровольная, но в настоящее время экологическое страхование в нашей стране является добровольным.
__________________________________________________________
1) ФЗ от 10 января 1992г. № 7-ФЗ» «Об охране окружающей среды»
2) Арустамов Э.А. Природопользование. Учебник. - М. 2000.
3) Пыльнева Т.Г. Природопользование. Учебное пособие. - М. 1997.