Плата за загрязнение окружающей природной среды имеет три

Тема «Экономический механизм защиты окружающей среды»

Современные темпы экономического развития обострили проблему ограниченности природных ресурсов, возникла необходимость повышения экологических требований к экономике.

Противостояние экономики и экологии - узловая проблема охраны окружающей природной среды. Ранее её пытались решать путем административно командных методов воздействия на основе запретов, ограничений, мер уголовного и административного наказания. В основе этих методов лежало право исключительной собственности государства на землю, воды, недра, леса. Правовой способ охраны природы состоит в том, что государство издаёт правовые нормы, в которых устанавливает круг объектов природы, подлежащих охране со стороны закона, а также предупредительные, запретительные и восстановительные меры, ограждающие эти объекты, а через них и всю природную среду от загрязнения, истощения, разрушения, уничтожения.

В условиях становления рыночных отношений обозначились другие подходы к природопользованию, был введён в действие экономический механизм защиты окружающей среды, который опирается на материальную заинтересованность» исполнителей в достижении реальной цели.

Охрана окружающей природной среды только тогда даст ожидаемый эффект, когда станет составной частью самого хозяйственного механизма. И экономические методы позволяют сделать так, что природу выгоднее охранять, чем загрязнять.

Конспектировать (самостоятельно): ФЗ «Об охране окружающей среды». Глава IV. Статья 14. Методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды.

К методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относятся:

- разработка гос. прогнозов социально-экономического развития на
основе экологических прогнозов;

- разработка федеральных, программ в области экологического
развития РФ и целевых программ в области охраны окружающей среды
субъектов РФ;

разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;

установление платы за негативное воздействие на окружающую природную среду;

- установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ
и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и
потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;

- проведение экономической оценки природных объектов и природно -
антропогенных объектов;

- проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной
деятельности на окружающую среду;

- предоставление налогов, «г и иных льгот при внедрении наилучших
существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании
вторичных ресурсов и переработки отходов, а также при осуществлении
иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с
законодательством РФ;

поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;

- возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде;

- иные методы экономического регулирования по совершенствованию
и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.

Для проведения экономической оценки природных объектов создаются природные кадастры.

Кадастры природных ресурсов -это свод экономических, экологических, организационных и технических показателей, которые характеризуют количество и качество природного ресурса, а также состав и категории природопользователей.

Данные кадастров лежат в основе рационального использования природных ресурсов, охраны природной среды; на их базе определяется денежная оценка природного ресурса, его продажная стоимость, система мер по восстановлению и оздоровлению окружающей среды.

Единого кадастра природных ресурсов не существует. Они представлены по видам природных ресурсов (Земельный кадастр, кадастр месторождений полезных ископаемых, водный и лесной кадастры, реестр охотничьих животных, реестр рыбных запасов, реестр природно заповедных территорий и объектов, реестр загрязнителей).

Введение платежей за использование природных ресурсов -- один из основных инструментов экономического стимулирования охраны окружающей среды.

При установлении платности решаются следующие задачи:

1. Повышение заинтересованности производителя в эффективном
использовании природных ресурсов и земель.

2. Повышение заинтересованности в сохранении и воспроизводстве
материальных ресурсов.                          

3. Получение дополнительных средств на восстановление и
воспроизводство природных ресурсов.

В настоящее время предусмотрено два вида платежей за ресурсы природы:

· за право пользования природными ресурсами и

· за загрязнение окружающей природной среды.

Плата за использование природных ресурсов включает:

- плату за право пользования ресурсами (налог на сельскохозяйственные угодья; плата за право на поиск и разведку месторождений полезных ископаемых, их добычу; плата за право пользования водными объектами; лесные подати и т.д.);

- выплаты за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;

- выплаты на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

Плата за загрязнение окружающей природной среды имеет три вида:

- за выбросы, сбросы вредных веществ, в пределах установленных
лимитов (за счет себестоимости продукции);

- выбросы, сбросы вредных веществ, сверх установленных норм либо
без разрешения компетентных органов (за счет прибыли, которая остается в
распоряжении предприятия - загрязнителя);

- плата за размещение отходов (за счет себестоимости продукции).



















Плата за загрязнение окружающей природной среды имеет три

значения: компенсационное, стимулирующее и экологическое.

Компенсационное - плата за загрязнение направлена на компенсацию вреда, причиняемого природной среде, здоровью человека, материальным ценностям.

Стимулирующее       установленная плата взимается в бесспорном порядке за счет прибыли или себестоимости продукции предприятия загрязнителя, и на этой основе должна стимулировать сокращение выбросов, сбросов вредных веществ.

Экологическое — платежи за загрязнение служат главным источником образования средств, которые используются для оздоровления и охраны окружающей среды.

Для стимулирования природоохранной деятельности вводится льготное налогообложение, которое включает:

§ уменьшение налогооблагаемой прибыли при осуществлении природоохранных мероприятий;

§ налоговые льготы для предприятий, выпускающих природоохранное оборудование, материалы и реагенты, приборы и оборудование для экологического мониторинга, а также оказывающих производственные услуги экологического характера (эксплуатация городских водоочистных сооружений, сбор, утилизация и захоронение     бытовых отходов, строительство, реконструкция природоохранных объектов и т.д.).

Помимо этого водится льготное кредитование и субсидирование проектов по охране природы, по производству экологически чистой с/х и др. продукции, ускоренная амортизация природоохранных основных фондов.

Относительно новым видом деятельности в области охраны окружающей среды является экологическое страхование.

Экологическое страхование это отношения направленные на защиту имущественных интересов граждан и юридических лиц при наступлении экологически неблагоприятных обстоятельств за счет денежных фондов, создаваемых страхователями.

Страхователями выступают причинители вреда (предприятия, потенциально опасные для аварий и катастроф), которые в силу непредвиденных обстоятельств, приведших к аварии или катастрофе, вынуждены нести расходы для удовлетворения претензий граждан и юридических лиц по возмещению нанесенного им ущерба.

Страховщиком выступает гос. страховая компания.

Цель экологического страхования предоставление страховой защиты имущественных интересов третьих лиц от непреднамеренного и неожиданного загрязнения окружающей среды.

Объектом экологического стр мования является риск имущественной ответственности, который выражается в предъявлении страхователю имущественных претензий о возмещении ущерба за загрязнение земель, вод, воздуха в результате наступления страхового события.

Страховым событием является внезапное, непредвиденное нанесение ущерба окружающей среде в результате аварий, приведших к неожиданному выбросу загрязняющих веществ в атмосферу, загрязнению почвы, сбросу сточных вод.

Непременным условием наступления страхового события, а следовательно и выдачи страхового вознаграждения, являются два фактора:

- внезапность, что лишает возможности принять защитные меры до наступления события;

непреднамеренность, т.е. отсутствие умысла со стороны предприятия - загрязнителя.

Отсутствие данных условий лишает права на страховое возмещение. Например: предприятие неоднократно предупреждалось о возможности аварии, или, зная о потенциальной опасности аварии, проявило медлительность, самонадеянность в её предотвращении.

Законом РФ «Об охране окружающей среды» допускается две формы страховых отношений - обязательная и добровольная, но в настоящее время экологическое страхование в нашей стране является добровольным.

 

__________________________________________________________

1) ФЗ от 10 января 1992г. № 7-ФЗ» «Об охране окружающей среды»

2) Арустамов Э.А. Природопользование. Учебник. - М. 2000.

3) Пыльнева Т.Г. Природопользование. Учебное пособие. - М. 1997.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: