double arrow

Искусство анимации, или Когда художник больше, чем художник


В кинематографе чрезвычайное множество жанров: мелодрама и детектив, комедия и сказка, трагедия и триллер. Все эти жанры, зачастую смешанные между собой, предстают перед нами в виде игрового, документального или анимационного фильма.

Но согласитесь, ни один из жанров не привлекает столько сердец, как любимые с детства «мультики»! Эта сердечная приязнь к анимационным героям свойственна и детям, и взрослым. Ведь анимация — это не только сказки для маленьких и шутки. Это серьёзные мысли, большое искусство рисунка на экране.

Перед вами лишь небольшое свидетельство многообразия киножанров: кадры из любимой комедии, из исторической эпопеи, из приключенческого фильма про ковбоев — вестерна.

Анимация говорит на особом языке. В отличие от игровых и документальных фильмов, про которые можно сказать: ожившие фотографии, анимация — это ожившие рисунки или куклы. Уж здесь-то роль художника сравнима по значимости с ролью кинорежиссёра или актёра, а то и превосходит её. Роль художника в анимации больше, чем в кукольном театре, потому что художник-мультипли-катор, аниматор, не просто передвигает персонажи, а играет ими, как актёр.




Движение персонажа в мультипликационном фильме основано на поста-дийных изменениях позы персонажа из кадра в кадр. Между тем визуальный эффект движения был знаком задолго до появления кинематографа. В блокнотике рисовали, допустим, лошадку, причём так, что на каждой странице она чуть-чуть меняла положение ног. При мгновенном перелистывании блокнотика возникало впечатление, что лошадь движется. Прорисовка движения персонажа по меняющимся фазам легла в основу рисованной мультипликации. То же и в кукольной мультипликации: передвиньте чуть-чуть у куклы (плоской или объёмной) ручку или ножку в каждом кадрике и потом, когда кадрики замелькают, сменяя друг друга на экране, кукольные герои задвигаются, пойдут, замашут руками.

Первыми художественными мультипликациями в истории отечественного кино были фильмы В. А. Старевича, в которых оживали объёмные куклы и восхищённый зритель видел пародии на водевиль, где героями были жуки — куклы, сделанные из гуттаперчи.

Во всех странах было создано множество рисованных и кукольных фильмов, в которых расширение горизонтов искусства мультипликации шло рука об руку с совершенствованием технологий съёмки. Одно двигало другое.

История хранит множество славных имён на пути развития анимации. Но превращение мультипликационных опытов в жанр, завоевавший мировую популярность, связано с именем знаменитого американского мультипликатора Уолта Диснея. Его картины и их герои, в особенности Микки Маус, не только завоевали сердца зрителей всех возрастов, а вызвали волну подражания изобразительному стилю его фильмов.



Сегодня анимация, особенно зарубежная, стала, как и вообще всё кино, пространством соперничества культуры и антикультуры. Столкновение ценностей искусства и «попсы», красоты и пошлости особенно явственно видно в жанре анимации. Поэтому вместо персонажей, несущих добро и свет, мы часто видим нашествие на экраны всяческих уродцев и монстров. Тем важнее суметь создать в себе «фильтры» от экранного спама и шелухи, иногда столь привлекательной для неискушённого зрителя.

Перед вами кадры из зарубежных анимационных фильмов и знаменитый диснеевский Микки Маус.

Долгое время считалось, что только диснеевская технология мультипликации и может существовать. Создание рисованного фильма «по Диснею» имело много этапов и стадий, но принцип получения изображения состоял в рисовании линеарного контура персонажа, который затем заливался локальным цветом. Полученный рисунок дублировался с небольшим изменением положения руки, ноги или какой-либо детали на множестве листов, запечатлевших разные фазы движения и снимался покадрово на киноплёнку.

И только в новейшее кинематографическое время изобразительный язык кино стал преображаться, становиться многограннее, уходить от диснеевских стереотипов.

Отечественная мультипликация, создавшая множество замечательных мультфильмов для детей и взрослых, внесла выдающийся вклад в художественное развитие анимации. И. П. Иванов-Вано, Г. Я. Бардин, А. Ю. Хржановский, Ф. С. Хитрук, Ю. Б. Норштейн и множество других славных мастеров обогатили язык и искусство мировой анимации.



Здесь вы видите кадры из фильмов Г. Я. Бардина, А. Ю. Хржановского, В. М. Котёночкииа, Э. В. Назарова.

Винни-Пух и Чебурашка, кот Леопольд и почтальон Печкин, Заяц и Волк, Ёжик и паровозик из Ромаш-кова вошли в жизнь многих поколений наших зрителей и стали светлой памятью сердец, помогающей жить и сохранять в душе улыбку детства.

Мы уже говорили о поистине революционных последствиях применения компьютера в фотографии. Не менее грандиозные возможности таит в себе использование электронно-цифровых технологий в кинематографе. Сегодня «Аватар», «Матрица», «Приключения Гарри Поттера», а завтра и другие фильмы заворожат всех своими чудесами на экране. Внедрение в кинопроцесс компьютера многообразно. Навечно ушли в прошлое наивные приёмы комбинированных съёмок, когда сражение российского и турецкого флота у Синопа, например, снималось при помощи маленьких моделей парусников чуть ли не в тазу в небольшом павильоне киностудии, и некоторые другие приёмы. Существующие компьютерные программы типа 3D и те, которые придут им на смену, дадут безграничные возможности превращений и фантастических совмещений актёра и куклы, макета и реальности.

Конечно, это расширит изобразительные возможности экрана, увеличит роль художника в киносъёмках (мы говорим не только об анимации) и приведёт к созданию всё новых и новых художнических кинопрофессий, совмещающих рисование с компьютерными технологиями.

С одной стороны, никакая электроника не способна изменить природу творчества в кино, но с другой стороны, компьютер меняет сам съёмочный процесс, в особенности в анимации. Прежде всего в том, что анимационная съёмка становится доступной многим.

Помимо этого, компьютер вообще упростил процесс рисования и тиражирования изображений в профессиональном кинопроизводстве. Однако при этом возникает некая механистичность жизни анимационных персонажей, поэтому нет оснований для отказа от ручной работы в анимации. Мастера отечественной анимации сегодня применяют в своей работе самые разные технологии — и традиционные, и компьютерные. Главное в том, чтобы все эти технологии служили для создания действительно художественных произведений.

Ю. Б. Норштейн (слева), работая над фильмом, перекладывает, передвигает рисованные детали и вручную меняет свет. А. К. Петров (справа) использует в работе масляные краски. Они делают это не от бедности и неумения работать на компьютере, а от глубокого понимания того, что никакой механизм не может заменить непосредственное художническое творчество.


 ЗАДАНИЕ:

Выполните аналитическую работу на тему «Разнообразие жанров в современном кино», в которой на примерах конкретных фильмов раскройте жанровое многообразие кино.








Сейчас читают про: