Логические последствия

Педагог-психолог

МБДОУ «Детский сад № 59 «Ягодка»»

М.Н. Сысоева

Консультация для родителей:

КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА УПРАВЛЯТЬ СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ?

Предлагаю вашему вниманию основные способы как научить управлять ребёнка своим поведением.

Дисциплина

Большинство родителей согласятся с тем, что в некоторых случаях требуются дисциплинарные меры воздействия. Но какие? Лучшим ли выходом бу­дет накричать на ребенка, поставить его в угол или просто отшлепать?

Дисциплина - более широкое понятие, чем просто наказание в ответ на проступок. Этот термин происходит от греческого слова, означающего «учить». Дисциплина предполагает обучение детей подобающему поведению. Маленькие дети не могут управлять своим поведением и держать под контролем внутренние побуждения. Они нуждаются в руководстве взрослых.

Дети должны подчиняться установленным правилам. Они пугаются, если их предоставляют самим себе. Дети считают, что правила – это форма защи­ты, созданная заботливыми родителями. Даже если они и нарушают одни правила, они учатся уважать другие. Это часть цикла их развития.

Приемами дисциплины являются объятия, поцелуи, похвала, объяснения, установление правил и моделирование подобающего поведения. Все эти при­емы используются в комплексе, чтобы добиться желаемого результата. Цель же наказания состоит в том, чтобы дети неукоснительно выполняли наказы родителей. Но только оно не дает им ключа к тому, как они должны себя вести.

Рассматривайте мотивы

В жизни часто возникают ситуации, когда родители сердятся на своих де­тей. Но ребенок редко имеет намерение поступить плохо. Нежелательное пове­дение детей часто является побочным продуктом их любознательности. Одна­ко в том случае, если действия ребенка все время враждебны или он постоянно что-нибудь ломает, родителям следует проконсультироваться с педиатром. Мышление детей не настолько развито, чтобы они могли предвидеть послед­ствия своих поступков. Главная забота родителей - принять меры предосторожности, чтобы избежать повторения необдуманных действий своих детей.

Обвинения и телесные наказания, в конечном счете, неэффективны. Разу­меется, родители, излив гнев, отведут душу, но не решат воспитательных проблем. Ребенок огорчается, поскольку его родители расстроены, но он не знает, что сделал не так. Почему нельзя заниматься исследованиями, как ученый? Раз­ве плохо быть любознательным?

Разве он трогал чужие вещи? Ребенок не знает ответов на эти вопросы, и нет уверенности в том, что он не совершит тех же ошибок в дальнейшем.

Есть и другие отрицательнее последствия такого подхода. Когда на ребенка кричат, когда его стыдят, страдает его самолюбие. Родители не назвали пло­хим его поведение. Они сказали, что плохой он сам. А если так, то нет смысла пытаться вести себя лучше. Кроме того, ребенок будет считать, что в случае разногласий с другими людьми он может применять физическую силу.

Установление правил

Позитивная дисциплина не означает простого установления правил пос­ле того, как ребенок сделал что-то недозволенное. Она предполагает воспи­тание у ребенка чувства ответственности. Правила должны быть изложены четко и определенно (все пассажиры в машине должны надевать пояса бе­зопасности). Правила надо последовательно проводить в жизнь. Если ребе­нок знает, что ему положено надевать ремень безопасности в каждой поез­дке, он безоговорочно подчиняется. Если он знает, что пристегиваться мож­но не всегда, то будет стараться нарушить это правило каждый раз. Он по­пытается сам решить, в какой поездке нужно пристегиваться, а в какой – нет.

Дети начинают понимать и воспринимать разумные доводы. Это пре­красное время, когда родители что-то могут объяснить ребенку. Он будет следовать правилам сознательно, а не по принуждению.

Правила должны соответствовать уровню развития ребенка. Не следует бранить ребенка, например, за то, что он рассказывает выдуманную исто­рию (немного воображения полезно) или плохо ведет себя в магазине (ему трудно приспособиться к необычной обстановке). Не все аспекты жизни ре­бенка требуют установления строгих правил. Главное - его безопасность и уважение им прав других людей. Можно спокойно игнорировать незначи­тельные, неопасные отклонения в его поведении, например, нытье или хвас­товство. Как только ребенок поймет, что таким поведением он не привлечет ничьего внимания, он прекратит это делать.

Некоторые родители не устанавливают правил, потому что пасуют пе­ред трудностями – вводить правила, а тем более неукоснительно следовать им нелегко. Другие считают, что ограничения мешают творческому разви­тию ребенка. Это неверное представление. Обязанность родителей - сде­лать ребенка таким, чтобы его любили окружающие. Избалованный ребе­нок всегда стремится настоять на своем, и ему трудно находить общий язык с людьми. В результате он будет страдать из-за недостатка уважения к себе.

Избегайте конфликтов

Разумеется, если ребенок ведет себя плохо, он нуждается в строгом воз­действии. Однако родители могут предусмотреть возникновение многих конфликтов и избежать их.

Если убрать хрупкие и опасные предмета подальше от ребенка, то не будет необходимости весь день твердить ему: «Не трогай это, положи на место».

Родители должны признать, что иногда сами создают конфликтные ситуации. Это касается препирательств с ребенком по поводу еды. Он уже до­статочно созрел, чтобы иметь собственные желания.

Если на него давить, это только усилит его сопротивление. Лучше всего - похвалить ребенка, когда он ест хорошо, и не сердиться на него, если он отка­зывается от какого-нибудь блюда.

Если ребенок собирается сделать что-нибудь запрещенное, вовремя от­влеките его. Например, вместо того чтобы поминутно одергивать малыша в супермаркете, дайте ему что-нибудь пожевать или займите игрушкой, кото­рую предусмотрительно захватили с собой из дома.

Логические последствия

Ребенка нужно научить задумываться о последствиях своего плохого поведения. Если он разобьет чашку, то новую ему дадут не сразу. Естествен­но, такая стратегия годится, только когда нарушение правил не может при­вести к несчастному случаю. Разумеется, нельзя позволять ребенку само­му узнать, почему при переходе улицы он должен держаться за руку взрос­лого.

Положительные эмоции

Дети испытывают потребность в объятиях, поцелуях, похвалах и поло­жительном к себе отношении. Они изо всех сил стараются добиться этого. Дети нуждаются в постоянном внимании. Они даже могут нарочно плохо себя вести, чтобы только привлечь внимание взрослых. Вывод ясен: уде­ляйте внимание хорошему поведению и игнорируйте нежелательное.

Детям нужны положительные эмоции. Они должны получать их гораздо больше, чем отрицательных.

Родителям поучительно было бы задуматься о том, что они говорят сво­им детям. Они будут удивлены, поняв, как часто они повторяют: «Не делай этого. Прекрати, Нет, нет, нет».

По меньшей мере, раз 20 в день родителям следует сказать ребенку, как он хорошо себя ведет. Подойдите к нему, когда он тихо играет с игрушкой или смотрит телевизор, положите руку на плечо или поцелуйте, скажите ему: «Мне нравится, как ты играешь с кубиками».

Очень важно часто хвалить ребенка. Похвала - это способ передачи ему ваших ожиданий. Полезно, чтобы ребенок знал, за что конкретно его похва­лили. Лучше сказать: «Мне нравится, что ты поделился игрушкой», чем вы­разиться менее понятно: «Ты хороший мальчик». Похвала развивает у ре­бенка чувство уверенности в своих силах. Уверенный в себе ребенок легче переносит замечания, он понимает, что они касаются его поведения, а не его лично.

Родители должны следить за своим собственным поведением и показы­вать ребенку хороший пример. Дети очень наблюдательны и копируют по­ведение родителей. Если родитель кричит, так же делает и ребенок. Он упот­ребляет слова, которые слышит от родителей, подражает им в манерах за столом. Ребенок считает, что все, что делают родители, это хорошо.

Тайм-аут.

Тайм-аут - классический прием позитивной дисциплины. Им можно пользоваться настолько часто, насколько это необходимо. Это прекрасный способ ограничить действия ребенка, не причиняя ему эмоциональной трав­мы. Он дает как ребенку, так и родителю возможность успокоиться и избе­жать углубления конфликта.

Методика тайм-аута очень проста. Если ребенок нарушил правило, вы спокойно говорите ему: «Тайм-аут». Конечно, речь идет о таком правиле, ко­торое ребенок знал и раньше.

Важно действовать незамедлительно, чтобы ребенок понял связь между своим поступком и тайм-аутом. Время на раздумье - 3 минуты. После переры­ва ребенок возвращается к игре. Не следует больше его ругать или как-то на­поминать об инциденте.

Дисциплина - это не просто слепое послушание. Чтобы из маленьких де­тей получились дисциплинированные взрослые, им нужны терпеливые и любящие учителя.

Придерживаться перечисленных способов управления поведением своего ребёнка или нет-это дело каждого родителя. Но если всё-таки учить ребёнка следить за своим поведением, то это предотвратит трудности для вас, как для родителей, так и для вашего чада. И чем раньше вы будете учить своё чадо управлять своим поведением, тем лучше!!!!

 

С уважением!!!!

педагог-психолог    М.Н. Сысоева


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: