По проекту зон охраны объекта культурного наследия

Всероссийская общественная организация

ЛЕНИНСКОЕ РАЙОННОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

 

  119526, г. Москва, проспект Вернадского, д. 89, корпус 1, кв.127           телефон/факс: 8-917-527-51-13             e-mail: anatolij-khomyakov@yandex.ru

 

№04/2020 от 23.04.2020

                                                                             Начальнику Главного управления

Культурного наследия

Московской области

Березовской В.В.

 

 

ЗАМЕЧАНИЯ

по проекту зон охраны объекта культурного наследия

«Здание вокзала на станции «Ленинская»

 

Направляем Вам замечания по размещенному 13.04.2020 на сайте Главного управления культурного наследия Московской области (далее – Управление) Проекту зон охраны объекта культурного наследия «Здание вокзала на станции «Ленинская» (далее – объект культурного наследия) и соответствующему Акту Государственной историко-культурной экспертизы (далее – Акт экспертизы).

 

Наше Отделение уже направляло в адрес Управления замечания по Проекту зон охраны данного объекта культурного наследия (далее – Проект зон охраны), размещенному на сайте Управления 17.02.2020. Часть наших замечаний были учтены в новой редакции Проекта зон охраны, по остальным в Сводке предложений от 25.03.2020 были опубликованы мотивированные отказы, с которыми мы не согласны.

 

С учетом вышеизложенного нами был сформирован новый пакет замечаний. Обращаем Ваше внимание, что в публикации от 13.04.2020 отсутствует Том 1 Проекта зон охраны. Поэтому при подготовке замечаний мы исходили из предположения, что Том 1 не претерпел изменений по сравнению с публикацией от 17.02.2020.

 

Мы считаем, что:

 

1) При проведении экспертизы экспертами Тудоси Л.Г., Царевой Т.В., Науменко Г.И. были нарушены основополагающие принципы научной обоснованности, объективности, независимости и презумпции сохранности объекта культурного наследия при любой хозяйственной деятельности, отраженные в статье 29 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон 73-ФЗ)

 

2) Проектные предложения по установлению границ и режимов зон охраны объекта культурного наследия, содержащиеся в Проекте зон охраны, и выводы Акта экспертизы не соответствуют выводам визуально-ландшафтного анализа, входящего в состав Проекта зон охраны, и нарушают требования Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.09.2015 N 972 (далее - Положение о зонах охраны).

 

3) Есть основания думать о наличии коррупционной составляющей в представленном Проекте зон охраны – его разработки в интересах третьего лица (правообладателя земельного участка 50:28:0070229:132), поскольку утверждение данного Проекта зон охраны ухудшит состояние исторической среды объекта культурного наследия по сравнению с существующим, гарантируемым наличием 100-метровой защитной зоны. Косвенно на это указывает тот факт, что заказчиком Проекта зон охраны является ООО «Ленинская 73», дочерняя структура ООО «Рота», соучредителя ряда бизнес-проектов застройщика участка 50:28:0070229:132 – группы компаний «Самолет».

 

4) В Проекте зон охраны содержится ряд коррупциогенных факторов, не выявленных в ходе экспертизы. Документ содержит опечатки, способные привести к разночтению.

 

Замечания:

 

1. На с.11 тома 2 в п. 1.2 подраздела ОЗ-2 раздела «Требования к градостроительным регламентам в границах охранной зоны» слова «два станционных павильона, находящихся на платформе» необходимо заменить на слова «шестигранная насосная станция, трансформаторная подстанция».

 

2. Выводы визуально-ландшафтного анализа, выполненного в составе Проекта зон охраны (том 1), однозначно свидетельствуют об утрате визуального восприятия объекта культурного наследия в случае размещения новой застройки высотой 18 м в зоне регулирования застройки ЗРЗ-3, что подтверждается компьютерным трехмерным моделированием, выполненным на с.95 тома 1 (контрольное направление №3):

 

«Возможный к размещению объект перекрывает восприятие объекта культурного наследия [в контрольном направлении №3]» (с.67 тома 1, последний абзац второй колонки)

 

«Контрольное направление №3 иллюстрирует утрату визуального восприятия» (последний абзац первой колонки с.68 тома 1)

 

В то же время по результатам визуально-ландшафтного анализа дается четкая рекомендация сохранения визуального восприятия объекта культурного наследия:

 

«Рекомендуется сохранить главную зону восприятия между объектом культурного наследия и трассой М4 "Дон", направленную на центральную ось здания. Здесь возможно устройство сквера в продолжение существующего ландшафтного решения у объекта культурного наследия» (с.54 тома 1, последний абзац первой колонки)

 

«Размещение новой застройки на территории, расположенной с востока от объекта культурного наследия, рекомендуется с учетом сохранения визуального восприятия и градостроительной значимости исторического объема памятника» (с.68 тома 1)

 

При этом, несмотря на выводы визуально-ландшафтного анализа, разработчики проекта устанавливают к востоку от объекта культурного наследия зону ЗРЗ-3 с максимально допустимой высотой застройки до 18 м, полностью перекрывающей визуальное восприятие объекта культурного наследия в контрольном направлении №3.

 

В этой части Проект зон охраны противоречит требованию подпункта в) пункта 10 Положения о зонах охраны, согласно которому режим использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности устанавливаются с учетом обеспечения визуального восприятия объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде.

Приведенный в Сводке предложений от 25.03.2020 довод о фрагментарном визуальном восприятии объекта культурного наследия в контрольном направлении №3 в объеме шпиля и второго света здания вовсе не обосновывает размещение здания высотой до 18 м (сопоставимой с высотой крон деревьев) в зоне ЗРЗ-3, поскольку в этом случае в соответствии с трехмерным моделированием, приведенным на с.95 тома 1, визуальное восприятие объекта в указанном направлении будет утрачено полностью (в настоящее время в этом направлении видны шпиль и второй свет, а в случае строительства здания высотой 18 м не будет видно вообще ничего).

Представляется целесообразным последовать рекомендации визуально-ландшафтного анализа, привести Проект зон охраны в соответствие требованиям Положения о зонах охраны и изменить регламент зоны ЗРЗ-3 для сохранения существующего визуального восприятия объекта культурного наследия вдоль его главной оси.

 

 

3. Невключение северной части участка 50:28:0070229:132 в границы зон охраны является научно необоснованным и нарушает п.6 Положения о зонах охраны.

 

В Проекте зон охраны, в Акте экспертизы и в Сводке предложений от 25.03.2020 приводится следующее обоснование:

 

«Северная часть участка 50:28:0070229:132, доходящая до реки Пахры, с расположенным в ее границах выявленным объектом археологического наследия «Селище Ям-7, V в. до н.э.-VII в.н.э.» не предлагается к включению в зону регулирования застройки в связи с ее удаленностью и отсутствием визуальной и композиционной связи с объектом культурного наследия» (том 2, с.8 Проекта зон охраны, с.15 Акта экспертизы).

 

Однако данный вывод полностью опровергается схемой, приведенной на с.57 тома 1 Проекта зон охраны. На схеме четко видно, что указанная территория имеет визуальную связь с объектом культурного наследия. В соответствии с указанной схемой данный участок целиком находится в зоне видимости объекта, и возведение в его северной части строения высотой до 17 этажей, разрешенного в соответствии с действующими Правилами землепользования и застройки, полностью перекроет видимость объекта со стороны трассы его визуального восприятия (т.е. со стороны трассы М-4).

 

:132

 

Следовательно, представляется целесообразным и научно обоснованным полностью включить участок 50:28:0070229:132 в границы зон охраны с установлением в северной его части режима, позволяющего сохранить существующую визуальную связь с объектом культурного наследия.

 

4. Неоднозначность требований к использованию земельных участков в границах зон охраны (зоны ЗРЗ-3) порождает коррупциогенные факторы:

 

4.1. На с.69 тома 1 Проекта зон охраны предлагается разрешить устройство широкого атриума в планируемом торговом центре в зоне ЗРЗ-3. Однако при этом проект не содержит допустимых параметров атриума (его минимальной ширины, требований к материалам, архитектурным формам и т.д.).

 

4.2. На с.8 тома 1 Проекта зон охраны указано, что «наиболее гармоничным представляется плоскостное завершение новых объемов с возможным понижением объема в сторону Л-2». При этом Проект не содержит четких допустимых параметров этого понижения (допустимый диапазон углов наклона или разности высот и т.д.) и обязательности его наличия.

 

Подобное отсутствие конкретики недопустимо для нормативного правового акта, регулирующего отношения в сфере градостроительства и землепользования. Все требования должны быть научно обоснованы и четко прописаны. В противном случае это может стать причиной коррупции при выдаче разрешений на строительство в границах зон охраны.

 

Примечание: соответствующий пункт замечаний, направленных нашим Отделением письмом от 10.03.2020 №01/2020, содержал опечатку (по ошибке была указана зона ЗРЗ-1 вместо зоны ЗРЗ-3). Это привело к неверному его пониманию при подготовке Сводки предложений от 25.03.2020.

 

5. Проект зон охраны в случае его утверждения ухудшит состояние исторической среды объекта культурного наследия по сравнению с состоянием, гарантируемым наличием существующей защитной зоны.

 

В настоящее время в соответствии с п.1 и 3 ст.34.1 Федерального закона 73-ФЗ  вокруг территории объекта культурного наследия установлена 100-метровая защитная зона, в границах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия и его композиционно-видовых связей (панорам) запрещается строительство объектов капитального строительства.

 

Планируемый к размещению к востоку от объекта культурного наследия торговый центр частично попадает в существующую защитную зону, и его размещение в настоящее время невозможно. Утверждение же предложенного Проекта зон охраны в соответствии с п.6 ст.34.1 Федерального закона 73-ФЗ прекратит существование защитной зоны и сделает возможным размещение торгового центра, нарушающего композиционно-видовые связи.

 

Целесообразно в Проекте зон охраны установить градостроительный регламент, запрещающий капитальное строительство в пределах существующей 100-метровой защитной зоны, чтобы, по крайней мере, не ухудшать состояние исторической среды.

 

В противном случае утверждение Проекта зон охраны позволяет думать о коррупционной составляющей – принятии решения в интересах третьего лица (правообладателя земельного участка 50:28:0070229:132)

 

 

 

6. Проект зон охраны содержит технические ошибки:

 

6.1. Во втором абзаце первой колонки на с.53 тома 1 слова «Территория к западу» необходимо заменить на слова «Территория к востоку».

 

6.2. В последнем абзаце первой колонки на с.54 тома 1 слова «с западной стороны» необходимо заменить на слова «с восточной стороны».

 

Просим Вас принять меры по устранению указанных замечаний в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия и приведения документа в соответствие требованиям федерального законодательства. Просим направить в адрес нашего отделения мотивированный ответ по каждому пункту замечаний.

 

Ответ просим направить по электронной почте anatolij-khomyakov@yandex.ru на имя председателя Совета отделения Хомякова Анатолия Николаевича.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: