Политический институт»

1. Какое из утверждений о сущности государства ближе к истине:

а) государственным благом является справедливость, то есть то, что служит общей пользе (Аристотель (384-322 гг. до н.э.));

б) слабый народ – значит, сильное государство, сильное государство – значит, слабый народ. Ослабление народа, следовательно – главная задача государства… (китайский философ Шан Ян (400-338 гг. до н.э.))?

в) цель любого государства – удовлетворение разнообразных интересов личности. «Интересы отдельных лиц – суть единственно реальные интересы. Заботьтесь об отдельных личностях. Не притесняете их, не позволяйте другим притеснять их, и вы достаточно сделали для общества» (И. Бентам (1748-1832));

г) «человек есть животное, которое, живя среди других членов своего рода, нуждается в господине. Дело в том, что он обязательно злоупотребляет своей свободой в отношении своих ближних; и хотя он как разумное существо желает иметь закон, который определил бы границы свободы для всех, но его корыстолюбивая животная склонность побуждает его, где это ему нужно, делать для самого себя исключение. Следовательно, он нуждается в господине, который сломил бы его собственную волю и заставил его подчиняться общепризнанной воле, при которой каждый может пользоваться свободой» (И. Кант (1724-1804)?

 

2. Совместима ли, на ваш взгляд, свободная личность и государство? Прокомментируйте два утверждения:

а) «Когда становится возможным говорить о свободе, тогда государство как таковое перестает существовать» (Ф. Энгельс (1820-1895));

б) «Государство – вещь, которая выгодна всем, но не выгодна каждому в отдельности» (В. Найшуль).

 

3. Подумайте и определите по какому критерию объединены:

а) США, Индия, Россия, ФРГ, Канада, Аргентина, Бразилия;

б) Франция, Швеция, Дания, Великобритания;

в) Саудовская Аравия, Великобритания, Испания, Бельгия, Оман, Катар, Марокко, Иордания;

г) Италия, ФРГ, Россия, США, Ирландия, Финляндия.

 

 

Логические задания по теме «Политическая власть и политические режимы»

1. Какое определение власти, на ваш взгляд, ближе к истине:

а) могущество человека (взятое в общем виде) есть его наличные средства достигнуть в будущем некоего видимого блага (Т. Гоббс (1588-1679));

б) власть – не средство, она - цель … Власть состоит в том, чтобы причинять боль и унижать» (Дж. Оруэлл (1903-1950));

в) власть может быть определена как реализация намеченных целей» (Б. Рассел (1872-1970));

г) политическая власть, в собственном смысле слова, это организованное насилие одного класса для подавления другого (В. И. Ленин (1870-1924)).

 

4. Какое определение политического режима, на ваш взгляд, ближе к истине:

а) «… в широком смысле политическим режимом называют форму, которую принимает в данной социальной группе различие управителей и управляемых … Режим – это также определенное сочетание системы партий, способа голосования, одного или нескольких типов принятия решений, одной или нескольких групп давления» (М. Дюверже (род. 1917));

б) «Под политическим режимом понимается совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, которые способствуют формированию политического управления данной страны на известный период» (Ж-Л. Кермонн);

в) «… Под политическим режимом следуют понимать способ политического существования любого общественного коллектива, племени, нации или государства» (Ж.-М. Данкэн)

7. Отметьте слабые стороны позиции Ж.Ж. Руссо (1712-1778), утверждавшего: «Если кто-либо откажется подчиниться общей воле, то он будет к этому принужден всем организмом, а это означает не что иное, как то, что его силой принудят быть свободным». Может ли быть чем-либо ограничена власть народа?

8. До сих пор продолжается дискуссия о сущности демократии. Какое, на ваш взгляд, утверждение выражает смысл демократии:

а) «Называется этот строй демократическим, потому что он зиждется не на меньшинстве (граждан), а на большинстве их. По отношению к частным интересам законы наши представляют равноправие всех» (Перикл (490-429 гг. до н.э.));

б) «Демократия – не столько способ правления, сколько способ ограничить правительство, чтобы оно не мешало развитию в человеке главных ценностей, которые дают семья и вера» (Р. Рейган);

в) «Демократия … в ней страшная мощь разрушения … Конечно, разрушение создает, оно расчищает место … Но действительного творчества в демократии нет – и поэтому-то она не будущее. Будущее вне политики…» (А. И. Герцен (1812-1870));

г) «… Демократия означает не то, что люди действительно управляют, а только то, что они имеют возможность избирать правителей». (Й. Шумпетер (1883-1950)).

Отметьте достоинства и недостатки каждого утверждения.

9. Какие факторы, на ваш взгляд, влияют на выбор политического режима? Ш. Л. Монтескье связывал этот выбор с размерами государства: «Демократическое правление наиболее пригодно для малых государств, аристократическое – для средних, монархическое – для больших». Насколько, по вашему мнению, прав французский мыслитель? Современные политические мыслители Т. Дай, Х. Зинглер в своей книге «Ирония демократии» пишут: «… Масштабы страны препятствуют появлению массовой демократии, так как в большом обществе даже при политическом равенстве влияние одного человека на итог процесса настолько мало, что само участие кажется бесполезным. К примеру, в 236-миллионом обществе у одного индивида нет никаких шансов повлиять на исход выборов, что ведет к неучастию». Согласны ли вы с позицией авторов.

10. Чем можно объяснить тот факт, что перенесение западных политических институтов и процедур в страны Азии и Африки» не приводило к развитию демократии?

11. Страны Латинской Америки страдают слабостью демократических институтов, большим числом переворотов, которые совершаются в них. Западные авторы объясняют слабость демократических традиций господством католицизма в регионе. По утверждению известного канадского политика П. Трюдо, «католические нации не всегда были пылкими сторонниками демократии. В религиозных вопросах они авторитарны; и так как разделительная линия между духовным и мирским может быть не только отчетливой, но иногда и ставить в тупик, то католические нации зачастую очень неохотно ищут решения мирских проблем путем простого подсчета голосов». Насколько верно это утверждение? Влияет ли религия на политический режим.

12. Одно из наиболее лаконичных определений демократии было дано шестнадцатым президентом США Авраамом Линкольном (1809-1865): «Демократия есть правление народа, избранное народом и для народа». Соотнеся данное определение с современной политической практикой, можно ли утверждать, что это действительно так? Нет ли противоречия в самой формуле А. Линкольна?

13. Какие из перечисленных признаков характеризуют тоталитаризм как политический режим:

- многопартийность и идеологический плюрализм;

-тотальный государственный контроль над обществом;

-отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство во внеполитиченские сферы;

-идеологизация общества и общественной жизни на основе единой государственной идеологии;

-периодическая выборность основных органов государства;

-господство единственной правящей массовой партии, которая срастается с государством;

-равенство прав граждан на участие в управлении государством.

 

 

Логические задания по теме «Политическая элита и лидерство»

1. Ознакомьтесь с текстом.

Моска Г. Правящий класс

Если легко осознать, что индивид не может руководить группой, не найдя в ней поддерживающего меньшинства, то трудно доказывать, как непреложный и очевидный факт, что меньшинство управляет большинством, а не наоборот. Но в этом и заключается один из пунктов, столь многочисленных во всех других науках, что первое впечатление о чем-либо противоположно тому, что есть на самом деле.

В действительности суверенная власть организованного меньшинства над неорганизованным большинством неизбежна. Власть всякого меньшинства непреодолима для любого представителя большинства, который противостоит тотальности организованного меньшинства. В то же время меньшинство организованно именно потому, что оно меньшинство. Сто человек, действуя согласованно, с общим пониманием дела, победят тысячу несогласных друг с другом людей, которые общаются только один на один. Между тем, для первых легче будет действовать согласованно и с взаимопониманием просто потому, что их сто, а не тысяча. Отсюда следует, что чем больше политическое сообщество, тем пропорционально меньше правящее меньшинство по сравнению с управляющим большинством и тем труднее будет для большинства организовать отпор меньшинству.

Вопросы к тексту:

1) Почему меньшинство в обществе всегда более организовано, чем большинство?

2) Почему хорошо организованное меньшинство может господствовать над неорганизованным большинством?

2. Английский социолог М. Янг в 1958 г. в книге «Восход демократии» сформулировал теорию меритократии (от лат. meritus – заслуга, достоинство и греч. kratos – власть). В ней он указывает на то, что правление организованного большинства перерастает в так называемую меритократию, т.е. правление с помощью лиц, имеющих особые заслуги и достоинства. Степень социального прогресса, по мнению М. Янга, зависит от меры сочетания власти и интеллекта.

Несколько позже американский социолог Д. Белл (род. 1919) отмечал: «Принцип меритократии должен проникнуть в университеты, бизнес, правительство. Общество, которое не имеет своих лучших людей во главе его ведущих институтов, есть социологический и моральный абсурд». Как вы думаете, что лучше – правление большинства или правление с помощью квалифицированных специалистов? Можно ли полагать, что в основе политического руководства современной России лежит принцип меритократии?

3. Как следует, на ваш взгляд понимать утверждение: «Сердце государственного человека должно быть у него в голове» (Наполеон)?

4. Какова природа лидерства по Ф. Ницше (1844-1900)? Как известно, он делил общество на две части: на лидеров (духовную аристократию) и «недочеловеков». Участь последних – быть ведомыми. Происхождение лидерства двояко. Есть лидеры толпы, лишь выражающие интересы масс, но есть «подлинные герои – сверхчеловеки», презирающие толпу и исключающие возможность воздействия на себя со стороны. «Творческий инстинкт» героев, их стремление обладать властью и способы ее достижения свободны от моральных ограничений, ибо мораль – «оружие слабых». Самореализация лидера и его идей важнее судеб тысяч последователей – «недочеловеков».

5. Многие авторы объясняют сущность лидерства отношениями «лидер-масса», но обращают внимание на различные стороны этого взаимодействия. Выделите факторы, определяющие смысл лидерства, на основе анализа трех утверждени й:

а) «… Тот, кто не понимает исконно женский характер масс, никогда не будет хорошим оратором. Спросите себя, что женщина ожидает от мужчины? Ясности, решительности, властности, действия...» (А. Гитлер (1889-1945));

б) «… массы подчиняются авторитету … То, что они требуют от своих героев – это сила или даже насилие. Они желают быть подавляемыми и управляемыми и хотят бояться своих правителей». (З. Фрейд (1856-1939));

в) «… Если страх и деструктивность являются главными эмоциональными источниками фашизма, то эрос в основном принадлежит демократии … «(Т. Адорно (1903-1969)).

8. Насколько справедливо утверждение о том, что лидерство – функция ситуации? В чем достоинства и недостатки следующего объяснения природы лидерства: «Нет сомнения, что если ситуация созрела для Наполеона, то Наполеон созрел для ситуации. Великие события – всегда свадьба между человеком и временем. Великий лидер «чувствует» ситуацию и знает, как позволить ей развиваться до точки, когда он сможет ее использовать. Величайшие лидеры обладали способностью обратить ситуацию в свой актив. Ситуации могут быть созданы силой великого лидера в той же мере, в какой слабый лидер может быть создан силой ситуации». Приведите примеры того, когда выдающиеся личности использовали ситуации для собственного возвеличивания.

9. Н. Макиавелли в своем труде «Государь» (1513) сформулировал правила, обеспечивающие эффективное лидерство:

1) «При управлении людьми их необходимо или ласкать,, или угнетать… Если уж приходится подданных угнетать, то делать это следует таким образом, чтобы отнимать у них всякую возможность отмщения»;

2) «Государи, когда дело идет о единстве их подданных, не должны бояться прослыть жестокими»;

3) «Заставляя бояться себя, государи должны, однако, не возбудить против себя ненависти. Внушать страх, не возбуждая ненависти, для них очень выгодно»;

4) «Существует два способа действия дл достижения цели: путь закона и путь насилия. Первый способ – способ человеческий, второй – способ диких животных… Государи должны уметь пользоваться обоими способами»;

5) «Государь, действуя грубой силой, подобно животным, должен сочетать в себе качества льва и лисицы»;

6) «Предусмотрительный государь не должен... исполнять своих обещаний и обязательств, если такое исполнение будет для него вредным»;

7) «Государи должны обладать великим искусством притворства и одурачивания… человек, умеющий хорошо лгать, всегда найдет достаточно легковерных людей, охотно поддающихся обману»;

8) «Государи должны обладать гибкой способностью изменять свои убеждения сообразно обстоятельствам».

Насколько изменились принципы эффективного лидерства со времен Н. Макиавелли? Назовите имена российских и зарубежных политиков, которые в своей деятельности придерживались подобных правил.

 

Логические задания по теме «Политические партии и общественные объединения»

1. Какое из приведенных определений партии ближе к истине:

1) «Что такое партия? Это группа людей, которая добивается власти, чтобы иметь возможность выполнить свою программу. Партия, которая не хочет власти, недостойна называться партией» (Л. Троцкий (1879-1940));

2) «Партия – это объединение людей, исповедующих одну и ту же политическую доктрину» (Б. Констан (1767-1830);

3) «Политическая партия – это союз людей, единомыслящих, ставящих себе одни и те же цели и сговорившихся соединить свои силы для согласованной деятельности в государственной жизни» (Л. Мартов (1873-1923))?

Какие существенные признаки партии отсутствуют в приведенных выше определениях?

2. В своей работе «Курс политической науки» среди прочих вопросов профессор права Б. Н. Чичерин (1828-1904) рассмотрел и проблему многопартийности. Для объективной оценки принципа многопартийности в создании правового государства он выявил его достоинства и недостатки:

«За»:

1) Все важнейшие политические вопросы получают всестороннее публичное освещение;

2) Наличие оппозиции заставляет правительство выполнять данные им обещания, действовать эффективно;

3) У членов партии воспитывается дисциплина, необходимая для политической борьбы;

4) В процессе политического противоборства на лидирующие позиции отбираются наиболее талантливые люди.

«Против»:

1) Принадлежность индивида к партии формирует у него одностороннее понимание действительности, поскольку он должен смотреть на нее глазами этой партии;

2) «Дух» своей партии заслоняет бескорыстное служение общему благу, поскольку поведение человека подчинено интересам партии;

3) Для победы над оппонентом партии взывают к низменным инстинктам масс; используют самые грязные средства: клевету, ложь и т.д.;

4) Непрекращающаяся борьба с оппозицией ослабляет силы правительства, необходимые ему для созидания.

Согласны ли вы с оценками Б. Н. Чичерина? Свой ответ аргументируйте.

3. Известный политический мыслитель Р. Михельс (1876-1936) сформулировал закономерность перерождения демократических партий в олигархические: «Партия создается как средство достижения цели. Однако, став целью сама по себе, озабоченная своими собствеными задачами, интересами, она отчуждается от того класса, который представляет». Как вы думаете, почему так происходит?

4. Политические партии в предвыборной борьбе используют самые разнообразные средства для обработки массового сознания. Какие из принципов пропаганды (по теории американских исследователей А. и Э. Ли) использовали политические партии и движения России на прошедших парламентских и президентских выборах:

1) принцип «наклеивания ярлыков»: наделение какой-либо личности или идеи оскорбительным эпитетом для подрыва их авторитета;

2) принцип «рекомендаций»: использование в целях усиления эффекта внушения популярности известных актеров, спортсменов;

3) принцип «простые люди»: отождествление интересов самого информатора с интересами «простых людей», большинства избирателей;

4) принцип подтасовки карт»: откровенная фальсификация действительных фактов с помощью приемов, не заметных для масс;

5) принцип «общего вагона»: стимулирование определенной реакции у населения путем внушения мысли о ее общепринятости («все так думают»?

 

 

Логические задания по теме «Мировая политика и международные отношения»

1. Сравните два подхода к определению сущности международной политики:

1) «Международная политика есть искусство осуществления влияния, манипулирования и контроля главных групп в мире, чтобы достигать целей вопреки противодействию других» (К. Райт);

2) «Суть международной политики есть конфликт и его урегулирование между группами людей, которые не признают общей верховной власти» (У. и А. Фокс).

Какой из этих подходов, на ваш взгляд, ближе к истине?

2. Двадцать шестой президент США Т. Рузвельт заметил однажды, что для государства безнравственно видеть лишь свои собственные интересы. Как вы думаете, должна ли международная политика быть нравственной, должна ли она подчиняться моральным принципам или следовать только интересам государства?

3. Известный политолог Г. Моргентау (1904-1980) считает, что деятельностью государства на международной арене движет удовлетворение первоочередной потребности – потребности физического выживания: «В мире, разделенном конкуренцией и борьбой за власть … все нации, в соответствии с отдельными их возможностями, стремятся к одному: защите своей физической, политической и культурной идентичности перед лицом опасности вторжения извне». Выделите достоинства и недостатки подобного утверждения и их актуальность для объяснения характера международного политического процесса в современных условиях.

3. После окончания Второй мировой войны международные отношения основывались на доктрине «ядерного сдерживания» СССР и США, двух военных блоков, теперь СССР как государство отсутствует: выше ли стала, на ваш взгляд, международная безопасность? Можно ли согласиться с мнением С. Хантингтона (род. 1927), высказанном еще в 1989 г., что завершение холодной войны не означает окончания борьбы за власть и влияние; возможно, это означает конец длительного мира. Аргументируйте свой ответ.

4. Укажите отличия между странами ядра, полупериферии и периферии. Куда бы вы отнесли такие страны как Куба, США, Китай, Япония, Чили, Аргентина, Бельгия? А куда относится Россия? Куда относился бывший СССР?

 

5. Назовите основные направления интеграции экономики развивающихся стран в мировую экономику. Прокомментируйте высказывание Л. Туроу: «Товары могут создаваться в любом месте мира в зависимости от того, где их производство обойдется дешевле и сбываться там, где их удастся продать по наивысшей цене. Производственные цепочки могут приобретать глобальный масштаб. Например, акселерометр (миниатюрный полупроводниковой чип, используемый в качестве сенсора в автомобильных подушках безопасности) может быть разработан в Бостоне, собран и испытан на Филиппинах, упакован на Тайване и вмонтирован в автомобиль фирмы «БМВ» в Германии для того, чтобы эта машина была успешно продана в Бразилии».

 

6. Какова роль международных организаций? Дайте характеристику основных направлений деятельности ООН?

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: