Фантазия и воображение

Мастер класс по «Актерскому мастерству»

Тема: «Основы актерского искусства»

Введение: Актер очень разносторонняя личность. Но за этой личностью скрывается большой труд и бесконечная работа над собой.

Мир театра очень интересен и увлекателен. Театр показывает те мелочи, о которых мы порой забываем. Театр отражает нашу жизнь и показывает правду, он учит нас, он развивает наши души. Окунувшись в эту атмосферу, я хочу, чтобы вы поняли, что сцена любит труд, если вы хотите чего-то достичь, нужно трудится и работать над собой всегда, даже если вы уже достигли больших высот.

Прежде чем приступать к нашим тренингам, я хочу с вами познакомится, но очень необычным и интересным способом. Вы называйте ваше имя и любой предмет, животное, это может быть что угодно, но это слово должно вас характеризовать.

Раскрепощение-снятие зажимов.

Упражнения для раскрепощения и снятия телесных зажимов должны быть неотъемлемой частью каждого занятия по актерскому мастерству. Перед каждой репетицией, актер расслабляется и оставляет все свои проблемы, мысли за пределами репетиционного зала и полностью погружается в работу. Данные тренинги помогают погрузиться в процесс, мы перестаем нервничать и начинаем контролировать собственное тело, мышцы расслабляются и все зажимы уходят. Такие упражнения являются разогревающими и должны даваться в начале любого занятия.

Давайте начнем!

Я попрошу всех встать в шахматном порядке.

Под мой счет, на «раз» мы начинаем постепенно напрягать наше тело, начиная с ног и заканчивая головой. «Десять» все тело должно быть уже напряженно. Сбрасываем. (Повторяем да три раза)

Следующее упражнение состоит из несколько этапов. Давайте включим нашу фантазию и представим, что мы снеговики, на улице солнце. Наше тело полностью напряжено. Я буду хлопать «семь» раз, ваша задача под мои хлопки постепенно «таять», ваше тело плавно расслабляется, и вы превращайтесь в лужу. (Повторяем три раза)

Отлично! Теперь встаем прямо, наши руки и все тело устремляются вверх, но ступня полностью прилегает к полу, пятки не отрывать ни в коем случае. На мой хлопок начинаем тянутся вверх выше и выше. Мысленно отрываем пятки от пола (пятки должны находиться на полу), чтобы стать еще выше. А теперь представьте, что кисти ваших рук сломались и повисли. Затем руки ломаются в локтях, плечах, плечи упали, голова повисла, сломались в талии, колени подогнулись, все упали на пол. Лежим на полу расслаблено, безвольно, удобно. Прислушались к себе. Если чувствуйте где-то напряжение, расслабили это место.

Взаимодействие с партнером

Когда ваше тело расслабленно и вас больше ничего не сковывает, мы переходим к следующей теме, это «взаимодействие с партнером». Как и в жизни, так и на сцене человек не может ни одной секунды обходиться без общения внутреннего или внешнего. Для актера очень важно уметь чувствовать своего партнера, даже без какого-либо словесного контакта.

Наше первое упражнение называется «зеркало». Разбейтесь по парам. Станьте парами друг против друга. Решите, кто из вас будет человеком, а кто зеркалом. Задача «человека» делать то, что он обычно делает перед зеркалом: причесывается, красится, примеряет костюм, рассматривает себя. А задача «зеркала» точно отразить все действия «человека». Но у «человека» есть, определенные предлагаемые обстоятельства, допустим, он причесывается и приглаживается, готовясь к встрече, он краситься быстрей потому что опаздывает на работу, он примеряет костюм в магазине. Он живет в кругу своих вымышленных обстоятельств и верит в них. «Зеркало» не должно механически повторять все движения «человека». Надо, чтобы в нем отразилась и внутренняя жизнь «человека», мы должны видеть его цели и понимать его предлагаемые обстоятельства. Закончив упражнение, партнеры меняются местами.

Станьте по двое. По моему сигналу бросьте себя в неожиданную позу. Проверяя ее мускульным контролером, оправдывая ее, постарайтесь угадать намерения партнера, пристройтесь к нему, включите свою позу в его оправдание. Нужно, чтобы у вас возникло общее действие с партнером.

Следующее упражнение. Мы опять разбиваемся по парам, но партнер не должен быть тем же. Договариваться с партнером ни о чем нельзя, ни до начала упражнения, ни во время оправдания. Общее действие должно возникнуть в итоге вашей пристройки к партнеру как результат ваших взаимных пристроек. Родилось оправдание, но оно не подходит с движениями партнера? Отбросьте его, найдите другое. Поймите его намерения и помогите ему своими действиями.

Сценическая речь

Правильная сценическая речь – одно из главных умений актера, с помощью которого возможно полное овладение ролью. Через мастерство речи актер передает зрителю внутренний мир, социальные, психологические и бытовые черты персонажа. Для актера очень важно четко и понятно говорить, зритель должен его услышать и понять, чтобы после спектакля уйти наполненным. Сценическая речь включает в себя не только четкую дикцию, но и умение правильно дышать, говорить на опоре.

Дыхание – основа речевого звучания, без правильно построенных дыхательных движений невозможно существование искусства речи. От того, как дышит актер во время игры, зависят красота и плавность его голоса, степень восприятия его мыслей зрителем. Для формирования правильного дыхания существуют такие упражнения:

Дыхание носом. Рот открыть, но вдох-выдох делать через нос. (повторяем 10 раз).

Сосредоточить внимание на работе дыхательного аппарата. Дышать спокойно, свободно, легко. Вдох через нос, выдох через рот. Вдох, выдох. Одну руку положить на низ живота (ниже пупка), другую – на грудную клетку. Вдохнуть таким образом, чтобы живот выпятился вверх, а грудная клетка осталась неподвижной. При выдохе живот сократился (прижался к позвоночнику), грудная клетка по-прежнему неподвижна.

Вдохнуть таким же образом на счет до 4, задержать дыхание на счет до 16, делая при этом волнообразные движения животом. Затем выдохнуть ртом, (беззвучный свист), на счет до 8. Продолжать дыхание со счетом следующим образом. Вдох на 2 – выдох на 4; вдох на 4 – выдох на 8; вдох на 6 – выдох на 12; вдох на 8 – выдох на 16. Повторить все в обратном порядке. Очень важно следить за движением живота и за отсутствием движения грудной клетки. Перед каждым упражнением нужно обязательно делать резкий выдох (сброс дыхания). Прерывистый вдох. После сброса дыхания нужно сделать задержку на счет до 4, затем вдох до 4, еще задержку (4) и еще вдох (4), затем выдох, тоже длящийся на счете до 4.

Задержите дыхание. Становимся прямо, ноги на ширине плеч. Дыхание носом. Со звуком «пффф» выдыхаем воздух через рот (медленно), мышцы живота при этом нужно напрягать. Затем глубокий вдох носом, выдохнуть ртом весь воздух до конца. (повторяем 6 раз)

Следующее упражнение это-артикуляционная гимнастика, которая направлена на тренировку мышц речевого аппарата (языка, губ, щек, неба), грудной клетки. Чем лучше у актера развита артикуляция, тем четче он будет говорить. Артикуляционную зарядку начинают с разминки:
Щеки. Щеки поочередно втягивают и надувают; с закрытым ртом перегоняют воздух от одной щеки к другой; щеки втягивают и одновременно смыкают или размыкают губы.

Губы. Улыбаются с сомкнутыми зубами; вытягивают губы трубочкой; подтягивают поочередно нижнюю и верхнюю губу, обнажая зубы.

 Язык. Совершают круговые движения языком с закрытым и открытым ртом; вытягивают язык как можно дальше вперед.

Нижняя челюсть. Осуществляют движения челюстью вверх-вниз, упираются кулаками в челюсть снизу, при этом пытаются открыть рот.

Мягкое небо. Зевают с открытым ртом; рот закрывают и дотрагиваются кончиком языка до мягкого неба, затем до основания зубов (верхних и нижних).

После разминки приступаем к артикуляционным упражнениям: начнем с проговаривания звуковых сочетаний

 «пра-прэ-про-пру-пры-при»

«бла-блэ-бло-блу-блы»

«взра-взрэ-взро-взру-взры»

«бдга-бдгэ-бдго-бдгы-бдги»

Представим, что в руках у нас баскетбольный мяч, на звуки «паба-пэбэ-побо-пубу-пыбы-пиби» отбиваем мяч об пол. Постепенно увеличивая скорость произношения. (повторяем 3 раза)

Все мы знаем известную скороговорку «Шла Саша по шоссе и сосала сушку»

Медленно, не спеша проговаривая каждую букву «Шла Саша по шоссе и сосала сушку» (повторяем 3 раза) Постепенно увеличиваем скорость произношения, не забывая проговаривать каждую букву. (повторяем 5 раз)


Фантазия и воображение

Каждый актер должен быть фантазером и мечтателем. Фантазия переносит человека в обстоятельства, которые никогда не существовали и не могут быть в действительности, а воображение помогает воссоздать в памяти пережитые моменты или же придумать новые, но основанные на реальных событиях.

Каждому из вас будет дано слово или какая ни будь определенная тема, и в течении одной минуты, вы должны будите без остановки говорить об этом слове или теме.

«Сказка». Каждый из нас в детстве любил сказки. Но никогда не пробовали придумать свою. Я начну с самой знакомой и известной нам фразы «Жили-были…» а ваша задача, по очереди, продолжить эту фразу, дополняя её своими фразами, словами, звуками. Таким образом мы придумаем свою общую, интересную, сказочную историю.

Попрошу вас сесть полукругом (в середине круга, стоит стул). Ваша задача пристроится к стулу и придумать другой предмет, это может быть что угодно, обратитесь к вашей фантазии и воображению.

Память и внимание

Все мы знаем, что актер запоминает большое количество текста. Память очень важная составляющая часть в его работе. Но её всегда нужно развивать и работать над ней, так же, как и над своим вниманием.

На протяжении всего этого времени, вы уже достаточно запомнили друг друга, давайте же проверим на сколько ли хорошо? Попрошу всех выстроится полукругом, но один человек становится спиной к стоящим в полукруге, закрывает глаза и по моей просьбе (Называю имя человека, стоящего в полукруге) задаю вопросы. Какого цвета глаза у этого человека, в какой футболке он одет, какого цвета у него волосы, есть ли на этом человеке какие-нибудь украшения? И тот, кто стоит спиной, должен сосредоточится и правильно ответить на все вопросы. Затем меняем человека.

Прошу всех расположится в хаотичном порядке. Закройте глаза, прислушайтесь. Что вы слышите? Какая температура у вашего тела? Чувствуйте ли вы кого-то рядом собой?

Садимся полукругом. Следующее упражнение называется «Кабанья голова»

По часовой стрелки, каждый из сидящих придумывает любое слово, но задача, запомнить не только свое слово, но и слова других. И повторить их, если забыл, то вместо придуманного слова остается «кабанья голова»

Мастер класс к сожалению, подошел к концу, всем огромное спасибо за работу и внимание!

 

 




double arrow
Сейчас читают про: