Формы тестовых заданий

Методические основы разработки тестовых заданий

Самый главный принцип, который положен в основу разработки теста – содержание теста определяется целями тестирования. Для проведения периодического мониторинга образовательного процесса в школе больше подходят тесты с детальным дифференцированным содержанием учебной дисциплины в достаточно большой системе знаний. Такие тесты требуют выяснение главной задачи – что из изученного содержания учебных программ усвоено каждым учащимся, а что требует дополнительного изучения.

Для проведения рейтинга учащихся требуются тесты с менее дифференцированным содержанием учебной дисциплины, и соответственно с меньшим числом заданий. Если нужно отобрать небольшое число школьников для участия в олимпиаде, то содержание заданий такого теста должно быть трудным. Если требуется отсеять, наоборот, самых слабых учащихся, то это лучше сделать с помощью сравнительно легких заданий; те ученики, которые не выполняют такие задания, и есть самые неподготовленные.

Иногда возникает вопрос – а как быть в случае, когда учащийся правильно отвечает на трудные задания, и неправильно – на легкие? Возникновение подобных казусов противоречит естественной педагогической логике. Обычно это следствие либо ошибочно сделанного теста, либо своеобразной системы обучения, порождающей множество пробелов в знаниях. Для обнаружения и анализа подобных ситуаций используются специальные аналитические методы.

Содержание теста можно определить как «оптимальное отображение содержания учебной дисциплины в системе тестовых заданий» [ viii]. В хорошо отлаженной системе образования система тестовых заданий должна быть бы, в принципе, проверять все знания, которые предлагаются учащимся в процессе обучения. Но в силу множества причин, объем проверяемых знаний всегда оказывается меньше объема знаний, предлагаемых в учебном процессе.

Проверяемые знания – это та часть содержания учебной дисциплины, усвоение которой учащимися подлежит обязательному контролю.

Учебный материал является частью образовательной программы, обычно включает в себя основные понятия и термины, факты науки и повседневной жизни, законы и теорию, знания о способах и методах деятельности.

Некоторые элементы проверяемых знаний (преимущественно по отдельным темам) используются только в текущем контроле.

Другие элементы, охватывающие знания нескольких тем, используются в рубежном контроле, например, в конце учебной четверти.

И, наконец, в итоговом контроле используются задания, правильные ответы на которые требуют знания многих, а иногда и всех тем, изученных в течение года.

Есть общие принципы, способствующие в определенной степени правильному отбору содержания тестов. Принцип репрезентативности регламентирует не только полноту отображения, но и значимость содержательность элементов теста. Содержание должно быть таким, чтобы по ответам на них можно сделать вывод о знании или незнании всей программы проверяемого раздела или курса.

Принцип системности предполагает подбор содержательных элементов, отвечающих требованиям системности и связанных между собой общей структурой знаний. При соблюдении принципа системности тест можно использовать для выявления не только объема знаний, но и оценки качества структуры знаний учеников. 

После отбора содержания теста начинается наиболее ответственный этап создания предтестовых заданий (задания закрытой формы, открытые задания, задания на установление соответствия, задания на установление правильной последовательности и другие, смотри выше). После определенной дополнительной работы со временем такие задания можно включать тест.

Для облегчения процедуры составления тестов учебный материал должен быть достаточно формализован, т.е. каждый раздел, тему учебной дисциплины (дисциплин) необходимо представить в виде таких задач и (или) вопросов, которые наиболее полно отображают содержание дисциплины (дисциплин). При этом важно выделить главные (проблемные) вопросы, не увлекаясь второстепенными.

На втором этапе, в зависимости от цели тестирования (текущий контроль знаний, итоговый контроль знаний, оценка остаточных знаний и др.) и формы теста разрабатывается план раскладки задач и вопросов в тестовые задания. Формализация учебного материала и составление тестовых заданий - наиболее ответственные и сложные этапы составления тестов.

После составления тестовых заданий преподаватель оформляет правильный ответ.

Таким образом, проанализировав литературу по данной проблеме, можем сформулировать общие требования, предъявляемые
к педагогическим тестам

Они должны быть:

1. Относительно краткосрочными, т.е. не требовать больших затрат времени для выполнения тестовых заданий.

2. Однозначными, т.е. не допускать произвольного толкования тестовых заданий.

3. Правильными, т.е. исключать возможность формулирования многозначных ответов.

4. Относительно краткими, требующими сжатых ответов.

5. Информационными, т.е. такими, которые обеспечивают воз­можность соотнесения количественной оценки за выполнение теста, с порядковой или даже интервальной шкалой измерений.

6. Удобными, т.е. пригодными для практического использования всеми учащимися.

7. Проверяемыми, т.е. соответствовать проектируемым целям обучения.

8. Надежными, т.е. показывать устойчивые результаты в сходных условиях.

9. Валидными, т.е. ценными, имеющими значение для процесса обучения.

10. Объективными, т.е. демонстрирующими в результате изме­рения именно то, что предусмотрено целью контроля.

В дополнение к основным общим требованиям существует еще ряд других, обусловленных спецификой выбранной тестовой формы.

 

 


Формы тестовых заданий

Тестовое задание представляет взаимообусловленную совокуп­ность содержания, основанного на определенной информации, его ло­гическую структуру и форму представления.

Содержание тестового задания связано с основными компонента­ми содержания музыкального искусства или знаниями и умениями о спо­собах и средствах взаимодействия с этим содержанием. Выбор содержа­ния теста зависит от цели тестирования и подхода к интерпретации ре­зультатов его выполнения. Содержание тестовых заданий связано с:

- опознанием автора произведения;

- определением названия произведения;

- соотнесением звучания с предъявленным нотным текстом;

- ответом на вопросы;

- поиском ошибки в нотной записи;

- дополнением недостающего ключевого понятия, нот и т.д.

    Вид тестового задания зависит от средств его предъявления. В практике преподавания музыкального искусства возможно использо­вать следующие виды тестовых заданий: звуковые (с использованием аудиосредств), графические (с использованием рисунка, графического изображения), «написательные» (с использованием визуальных знако­вых символов).

Логическая структура тестового задания будет определяться выбором формы:

- с выбором ответа;

- на дополнение;

- на соответствие;

- на установление порядка.

 

Тестовые задания с выбором ответа. Эти задания состоят из двух частей: первая - содержит поста­новку проблемы, вторая – варианты готовых ответов. Неправильные ответы называют дистракторами или ошибками.

Чем больше ошибок в вариантах готовых ответов, тем меньше вероятность угадывания правильных ответов. Число ошибок не должно превышать более пяти. Все ошибки должны быть правдоподобными.

Тестовые задания сопровождаются инструкцией по их выполне­нию. Если тестирование проводится с помощью бланков, то инструк­ция может иметь следующее содержание: обведите номер (букву) правильного ответа. Если тестирование осуществляется с помо­щью компьютера, для знакомства с инструкцией может быть исполь­зован звуковой комментарий. Если в тестировании используются зву­ковые фрагменты, инструкция будет содержать следующую информа­цию: послушай музыкальный фрагмент и обведи букву пра­вильного ответа.

Тестовые задания с выбором ответа имеют различные варианты.

Задания с двумя ответами. Ответы на эти задания основаны на утверждении того, что явля­ется верным. Среди двух ответов один - ошибка, другой верный. Та­кие формы тестовых заданий используются во всех типах тестов. Во входящих тестах, они выполняют роль экспресс-диагностики. В теку­щих и промежуточных тестах, эти задания направлены на выявление степени освоения исходной информации. В итоговых тестах такие формы позволяют охватить большое количество содержания. Тесто­вые задания с двумя ответами используются в контрольно-обучающих программах (компьютерное тестирование). Они позволяют быстро сделать контрольный срез. Данная форма легко оценивается. Каждый правильный ответ равен определенному количеству баллов.

Основные требования для составления тестовых заданий:

1) в тексте задания должна быть устранена всякая двусмыслен­ность или неясность формулировок;

2) основная часть задания формулируется предельно кратко, как правило, не более одного предложения из 7-8 слов;

3) задание имеет предельно простую синтаксическую конст­рукцию, в основной текст задания вводится не более одного прида­точного предложения;

4) все ответы к одному заданию должны быть приблизительно одной длины;

5) номер места для правильного ответа выбирается в случай­ном порядке;

6) из ответов обязательно исключаются все повторяющиеся слова путем ввода их в основной текст задания;

7) в ответах не рекомендуется использовать слова «все», «ни одного», «никогда», «всегда» и т.п., т.к. в отдельных случаях они спо­собствуют угадыванию правильного ответа;

8) из числа тестовых исключаются задания, содержащие оце­ночные суждения и мнения ученика по какому-либо вопросу;

9) основная часть задания формулируется в форме утверждения.

Задание 1. Согласны ли вы с утверждением, что мюзикл, орато­рия, кантата, баллада, ария, песня являются вокальными жанрами:

      а) да;

      б) нет?

Задание 2. Согласны ли вы, что кантата, оратория, хорал яв­ляются жанрами вокальной музыки:

      а) согласен (а);

      б) не согласен (а)?

Задания с тремя ответами. Эти задания связаны с выбором правильного ответа из предла­гаемых трех вариантов ответа. Такие формы тестовых заданий могут использоваться во всех типах тестов. Наиболее эффективна их роль при составлении текущих и промежуточных тестов. Отличие от первой формы тестовых заданий заключается в уменьшении вероятности уга­дывания правильного ответа. Здесь число ошибок увеличивается до двух, что повышает вероятность наиболее эффективного измерения.

Задание 1. В опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» есть три чуда. Какое из чудес вы сейчас слышите:

 а) Тридцать три богатыря;

     б) Царевна-лебедь;

      в) Белочка?

Задание 2. Как называется сообщество музыкантов, членами ко­торого были М. П. Мусоргский, Ц. Кюи, М. А. Балакирев:

     а) «Единая Россия»;

     б) «Могучая кучка»;

 в) «Мир искусства»?

Задание 3. К образу, каких царей в своем творчестве обращает­ся   М. П. Мусоргский:

1)Петр 1;

2)Борис Годунов;

3)Царь Горох?

Задания с выбором нескольких правильных ответов. Такие задания используются в текущих типах тестов для про­верки классификационных и фактуальных знаний. При этом количе­ство правильных ответов может не указываться. С одной стороны, это делает выполнение теста затруднительным для учеников, с другой – создает «соревновательный азарт», что повышает познавательную ак­тивность. Возможно также включение данных тестовых заданий в промежуточные и итоговые типы тестов. В этом случае в инструкции, предваряющей тестовое задание, должно быть указано количество правильных ответов. Такая инструкция может иметь следующий вид: обведите номера трех (двух) правильных ответов.

Задание 1. Сюжетные зарисовки традиционного русского на­родного обряда «Масленица» встречаются в произведениях:

1) «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова;

2) «Петрушка» И. Стравинского;

3)«Жар птица» И. Стравинского;

4)«Князь Игорь» Д. П. Бородина;

5)«Кикимора» А. К. Лядова.

Задание 2. Кто из русских композиторов в своем творчестве обращался к образам русских царей:

      а) А. Римский-Корсаков;

      б) П. Мусоргский;

    в) С. Прокофьев;

      г) И. Чайковский;

      д) М. Глинка?

Данные формы тестовых заданий имеют сложности в их оценке. Необходимо решить, какой вклад внесет каждый правильный ответ тестового задания в общую оценку. Чаще всего эта оценка равна сум­ме каждого правильного ответа.

Задания на выбор неправильного ответа. Когда ошибок слишком мало, легко угадать правильный ответ. Поэтому заданием может стать выбор неправильного ответа. В этом случае инструкция имеет вид: обведите номер неправиль­ного ответа. Ошибочный ответ не может быть интерпретирован как правильный.

Задание 1. Какая из сказочных опер не принадлежит Н. А. Римскому-Корсакову:

        а) «Конек-горбунок»;

        б) «Золотой петушок»;

        в) «Снегурочка»;

        г) «Садко»?

Задание 5. Какой из звучащих фрагментов не относится к жан­ру бардовской песни:

     а) «Музыкант»;

     б) «Вершина»;

     в) «Под музыку Вивальди»;

     г) «Калитка»?

Тестовые задания на дополнение. В заданиях на дополнение готовые ответы не даются, их должен придумать или получить сам ученик. Задания на дополнение бываю одного-двух видов: 1) с ограниченным ответом, т.е. ответ должен быть кон­кретным. Они предполагают только один вариант ответа. Ответ одно­значный. Это могут быть вопросы теории, конкретные факты из мира; 2) свободный, т.е. ответ конструируется в свободном высказывании ученика (сочинение-эссе) или свободное высказывание, подтвержденное конкретными фактами. В содержании эти задания не ограничены, форма представления может быть любая. С помощью этих заданий учитель оценивает умения ученика, характеризующие его познава-тельную деятельность, способы решения учебных задач, вычленяем этапы мыслительного процесса.

При разработке заданий на дополнение необходимо руководствоваться правилами:

1. Каждое задание должно быть нацелено только на одно дополнение, место для которого обозначается прочерком или точками.

2. Прочерк ставится на месте ключевого элемента, знание которого является наиболее существенным для контролируемого материала.

3. Дополнение лучше ставить в конце задания или как можно ближе к концу.

4. Текст задания должен обладать предельно простой синтакси­ческой конструкцией и содержать минимальное количество информа­ции, необходимое для правильного выполнения задания.

5. В тексте задания не должно быть повторов.
Инструкция состоит из одного слова – дополните.

Задание 1. Запишите, как полностью звучат названия известных произведений, дополнив их словами, связанными с географическими названиями Бранденбург, Венгрия, Турция. Данные слова могут быть преобразованы в прилагательные:

а)  «........................... марш» В. А. Моцарта;

б)  «........................... концерты» И. С. Баха;

в)  «........................... танцы» И. Брамса.

Задание 2. Духовные песни американских негров называются_____________________________________________                                                                        

Задание 3. Продолжите утверждение. Простейшей формой по­-
лифонической музыки является
________________________________

Тестовые задания на установление соответствия. Данная форма заданий позволяет многократно активизиро­вать одну и ту же единицу содержания в процессе отработки уме­ний и довести их до уровня навыков. Этот тип заданий позволяет выявить причинно-следственные связи между элементами музыкального языка и их выразительными возможностями, жанром и его содержанием, автором и произведением и т.п. Задания на ус­тановление связей направлены на проверку понимания на основе установления связей между элементами двух множеств. Такими множествами могут быть:

• композитор и его произведение;

• фамилия композитора и его имя;

• фамилия композитора и его национальность;

• автор и музыкальный фрагмент;

• произведение и его жанр;

• средства музыкальной выразительности и их функции в про­изведении;

• тип голоса и исполняемое произведение и т.д.

При разработке заданий на соответствие следует руководство­ваться следующими правилами:

1. задание формулируется так, чтобы все содержание можно бы­ло выразить в виде двух множеств с соответствующими названиями;

2. элементы задающего столбца располагаются слева, а элемен­ты для выбора справа;

3. желательно, чтобы каждый столбец имел определенное на­звание, обобщающее все элементы столбца;

4. необходимо, чтобы правый столбец содержал хотя бы не­сколько дистрактов;

5. необходимо, чтобы все дистракторы в одном задании были равновероятно правдоподобны;

6. элементы столбцов должны быть выбраны по одному ос­нованию;

7. в инструкции необходимо сообщить учащемуся информацию о дистракторах, а также используется ли каждый элемент правого столбца только один раз или более одного раза;

8. все задания необходимо располагать на одной странице, не допуская переноса отдельных элементов.

К заданиям прилагается инструкция: установите соот­ветствие.

Задание 1. Часто композиторы в своих произведениях используют готовые образцы народных мелодий. Исключением не был и П. И. Чайковский. Соедините стрелочками, какие народные мелодии и каких произведениях звучат.

    «Во поле береза стояла»     Опера «Пиковая дама

    «Веснянка»                       Концерт № 1 (III часть)

   Песня-игра «Гори, гори ясно»   Симфония № 4 (IV часть)

Задание 2. Какому из элементов музыкального языка соответс л вуют выделенные характеристики? Соедините их стрелочкой.

   Лад                   Равномерный, упругий, изменчивый

   Регистр             Быстрый, умеренный, медленный

   Ритм                    Мажорный, минорный

  Динамика          Высокий, средний, нижний

  Темп                     Тихая, громкая.

  Мелодия               Плавная, скачкообразная, певучая

Тестовые задания на установление правильной последовательности. В данном типе заданий в произвольном случайном порядке да­ны действия, процессы, элементы, связанные с определенной учебной задачей. Необходимо установить правильный порядок предложенных действий и указать его с помощью цифр в специально отведенном для этого месте.

Стандартная инструкция к заданиям этой формы имеет вид: установите правильную последовательность.

Задание 1. Рядом с названием музыкально­го фрагмента проставьте порядок их звучания.

    ____  «Баба Яга» М. П. Мусоргского;

    ____  «Баба Яга» П. И. Чайковского;

    ____  «Баба Яга» А. К. Лядова.

  Задание 2. В какой последовательности в симфонической сказке «Петя и волк» появляются музыкальные инструменты. Голоса этих инструментов вам помогут. Проставьте порядок их появления в левой стороне таблицы рядом с их названием.

    Флейта ______

    Гобой _______   

    Фагот   ______ 

     Струнные ______

    Литавры ______

    Кларнет ______

Итоговые тесты позволяют выявить качество знаний, умений, способов деятельности учащихся в соответствии с требованиями ос­воения программного содержания, определить уровень освоения му­зыкальной деятельности (реактивный, репродуктивный, реконструк­тивный, вариативный, созидательный); определить степень развития психологических процессов (мышления, воображения, памяти и т.д.). В соответствии с задачами итогового контроля комбинируются раз­личные формы тестовых заданий, определяются критерии оценки их выполнения и время на выполнение каждого задания. Задания в тестах располагаются по принципу возрастания их трудности, которая опре­деляется эмпирически. Тестовые задания для итогового контроля мо­гут быть составлены таким образом, что позволят выявить знания и умения учащихся, и уровни музыкальной деятельности, и степень развития психологических качеств. Такие итоговые тесты требуют спе­циальной подготовки от их разработчиков.

Тест, разработанный для итогового контроля, не может состоять из материалов только одной темы, даже если эта тема является самой ключевой в учебной программе. Необходимо искать задания, ком­плексно отображающие основные, если не все, темы учебного курса. Чтобы сбалансированно отобразить в тесте основной теоретический материал, понятия, факты, способы решения учебных задач можно использовать форму тестовых заданий на установление соответствия или правильной последовательности.

Тесты, связанные с определением уровня освоения музыкаль­ной деятельности, позволяют оценить и степень развития психологи­ческих процессов, т.к. каждый из уровней предполагает различную степень сформированности мышления, памяти и опирающиеся на них способы действий. На основе уровней музыкальной деятельности мо­жет быть определена мера оценки тестовых заданий. Так, например, тестовые задания репродуктивного уровня - 1 б (балл), реконструк­тивного - 2 б, вариативного - 3 б. При таком варианте оценивания, с одной стороны, можно определить уровень освоения музыкальной деятельности, с другой - оценить объем освоения программного со­держания. Например, учащийся, выполнивший три задания репродук­тивного уровня, получит ту же отметку, что и учащийся, выполнив­ший одно задание вариативного уровня. Результат оценивания второ­го учащегося свидетельствует о пробелах, связанных со знанием со­держания программного материала. При количественном сложении баллов результаты успеваемости этих учащихся могут быть равны.

Для составления тестов итогового контроля, связанных с выяв­лением уровней освоения музыкальной деятельности, проводимого по окончании учебного года, необходимо выделить основные компонен­ты программного материала, предусмотренные содержанием обучения в конкретном классе. Эти компоненты отражены в календарно-тематическом планировании, которое составлено на основе учебной программы, образовательных стандартов и требований к уровню под­готовки учащихся.

В предлагаемых в приложении итоговых тестах есть задания, соответствующие различным уровням освоения музы­кальной деятельности. Исключены задания, соответствующие реак­тивному уровню. При составлении тестовых заданий мы ориентиро­вались на содержание программы «Музыка» (авт. Е. Д. Критская и др.), а также дополнительный материал, включенный в содержание обучения, но не предусмотренный в названной программе. (Приложение)

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: