УСТАНОВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Для написания итоговой работы студентам предоставлен список тем на выбор. Выполнять работу по выбранной теме рекомендуется в соответствии с предложенным планом.
Алгоритм подготовки и написания контрольной работы:
1. поиск и отбор литературы по теме;
2. изучение источников;
3. отбор и фиксация необходимой информации по выбранному аспекту темы, подготовка списка литературы;
4. анализ найденной информации и формулировка продуктивных выводов;
5. формирование текста введения, основного содержания работы и заключения;
6. подбор материала и подготовка приложений.
Студенты могут консультироваться по поводу написания контрольной работы у преподавателя на любом из этапов подготовки работы, а также уточнить аспект или предложить самостоятельно выбранную тему при утверждении ее преподавателем.
Контрольная работа оформляется по установленному стандарту.
Стандарт формы контрольной работы: объем до 20 листов формата А4
Стандарт структуры контрольной работы: титульный лист, план (оглавление), введение (в котором отражается актуальность работы, степень исследования темы, методология, новизна реализуемого автором подхода, а также формулируется тот аспект выбранной темы, который предполагается сделать центральным); основное содержание (в соответствии с предложенным планом), заключение, список использованной литературы.
|
|
Стандарт оформления контрольной работы: кегль 14, шрифт Times New Roman. Возможно использование иллюстраций, которые оформляются в качестве приложений. Текст контрольной работы предоставляется на проверку в печатном виде с пронумерованными страницами.
Контрольная работа в виде реферата должна носить исключительно самостоятельный характер, не быть плагиатом с любого вида издания, включая электронные носители, а также должна содержать ссылки на все используемые источники, идеи, подходы, определения и т.д.. Работа, не соответствующая вышеизложенным требованиям, оценивается «неудовлетворительно».
Темы контрольных работ
1. Понятие «народная художественная культура».
План основной части:
1. Соотношение понятий «народная культура», «светская культура», «религиозная культура», «массовая культура».
2. Составляющие элементы народной художественной культуры: народные верования, фольклор, декоративно-прикладное искусство, празднично-обрядовая культура; их взаимосвязи.
3. Черты народной культуры.
4. Историческая динамика развития народной художественной культуры.
2. Мифологические корни народной художественной культуры.
План основной части:
|
|
1. Понятие «миф». Природа, функции и типы мифов.
2. Взаимосвязь мифа и других повествовательных форм.
3. Логика мифологического мышления.
4. Особенность мифологической картины мира древних славян.
3. Русские народные верования.
План основной части:
1. Своеобразие славянского языческого мировоззрения: пантеон божеств, структура мироздания.
2. Сущность человека и идеалы жизни славян.
3. Магическая функция некоторых форм верований: язычество в народном быту.
4. Феномен двоеверия на Руси: специфика перехода от языческой картины мира к христианской и ассимиляция образов.
4. Возникновение и развитие фольклора.
План основной части:
1. Проблема определения понятия «фольклор».
2. Возникновение фольклора, его связь с мифололгией. Специфика русского фольклора.
3. Способы сохранения фольклорного наследия.
4. Фольклористика – наука о фольклоре. Объект и предмет науки, этапы становления и развития.
5. Специфические признаки фольклора и основные фольклорные жанры.
План основной части:
1. Общая характеристика фольклора.
2. Специфические признаки фольклора, их значение.
3. Жанровая система фольклора.
4. Специфика жанров русского фольклора.
6. Эпические прозаические жанры фольклора.
План основной части:
1. Взаимосвязь жанров фольклорной необрядовой поэзии.
2. Эпосы и саги. Легенды и притчи.
3. сказка как десакрализованный миф.
4. исторические и топонимические предания.
7. Сказка как прозаический жанр фольклора.
План основной части:
1. Определение и виды сказок.
2. Мифологические и исторические основы сказок.
3. Структура сказки. Архетипичность мотивов и сюжетов.
4. Сущность и значение сказок.
8. Эпические стихотворные жанры фольклора.
План основной части:
1. Общая характеристика эпических стихотворных жанров фольклора.
2. Специфика русской народной былины.
3. Исторические песни как жанр фольклора.
4. Баллады.
9. Словесно-музыкальные произведения фольклора.
План основной части:
1. Песня как основной вид словесно-музыкального фольклора.
2. Обрядовые и необрядовые песни.
3. Детский музыкальный фольклор.
4. Малые лирические жанры (частушки, припевки и т.д.).
10. Малые нелирические жанры фольклора.
План основной части:
1. Малые нелирические жанры как феномен народной культуры.
2. Значение фольклорных произведений малых нелирических жанров в народном быту и их связь с мифологией.
3. Пословицы и поговорки.
4. Происхождение и развитие загадки.
11. Музыкально-хореографические жанры фольклора.
План основной части:
1. Истоки народной хореографии.
2. Народный танец как обрядовое действо, его специфика и назначение в контексте народной культуры.
3. Основные виды народного танца.
4. Способы сохранения фольклорной хореографии. Ансамбли народного танца как профессиональное сценическое направление.
12. Народный театр: драматические произведения фольклора.
План основной части:
1. Происхождение и развитие народного театра, формы его бытования.
2. Тематика и проблематика народных драм.
3. Тематика и проблематика народных комедий.
4. Влияние народного театра на профессиональное театральное искусство.
13. Декоративно-прикладное искусство в системе народного творчества.
План основной части:
1. Декоративно-прикладное искусство: его связь с другими видами искусства и место в системе народной художественной культуры.
2. Утилитарная и художественная функции произведений декоративно-прикладного искусства.
3. Виды декоративно-прикладного искусства, их классификация. Русские народные ремесла.
4. Орнамент: его роль в произведениях декоративно-прикладного искусства, классификация типов орнамента, символика орнамента русской народной художественной традиции.
|
|
14. Обрядовая поэзия как жанр фольклора.
План основной части:
1. Общая характеристика обрядовой поэзии, ее назначение. Народная этимология как инструмент магии.
2. Календарная поэзия.
3. Семейно-бытовой фольклор.
4. Заговоры как пространство общения с миром сверхъестественного. Функция и специфика лексической формы заговора.
15. Обряды в русской народной культуре. Обрядовый фольклор.
План основной части:
1. Сущность и значение обрядов, обряд как фиксация моментов жизни и обретение человеком нового качества. Классификация обрядов.
2. Обряды рождения ребенка. Заговоры-благопожелания для младенцев.
3. Семейные обряды «перехода» в русской традиции.
4. Обряды и обычаи, связанные со смертью и проводами умершего. Ритуальные плачи.
16. Народные художественные промыслы.
План основной части:
1. Специфика народных художественных промыслов, формирование местных художественно-ремесленных школ.
2. Виды народных промыслов.
3. Традиционные центры народных промыслов России, их виды изделий и специфика местной художественной традиции.
4. Современное состояние и развитие народных художественных промыслов, актуальность и способы сохранения традиционных форм.
17. Праздники народного календаря.
План основной части:
1. Сущность и значение праздников в народной культуре. Основные идеи календарных праздников.
2. Славянская календарная традиция: функция календарных праздников как особых узловых точек годового цикла, их роль в процессе включения человека в систему Мироздания.
3. Взаимосвязь древнеславянских религиозных верований и христианства в праздничной народной культуре.
4. Основные русские праздники: Святки (Рождество, Новый год, Крещение), Масленица, Пасха, Троица, День Ивана Купалы, Покров.
18. Народное художественное творчество и профессиональное искусство: современные проблемы взаимосвязи.
План основной части:
1. Общая характеристика процессов участия народного творчества в сфере профессионального искусства и взаимная востребованность этих элементов художественной культуры.
|
|
2. Актуальность традиционного народного художественного творчества и феномены его поддержки и сохранения сегодня.
3. Фольклорные произведения в творчестве профессионалов сферы искусства: способы связи, значение фольклора в современной художественной культуре, причины его актуальности в сфере профессионалов.
4. Профессиональные фольклорные коллективы России: русский фольклор, фольклор других народностей России, феномены их сохранения и взаимосвязи.
19. Основные виды искусства в современной народной художественной культуре.
План основной части:
1. Общая характеристика современной народной художественной культуры и связь с традиционной русской народной культурой.
2. Виды искусства современной народной художественной культуры.
3. Жанровая система современной народной художественной культуры.
4. Основные центры современной народной художественной культуры в России и их специфика.
20. Организация и научно-методическое руководство народным творчеством.
План основной части:
1. Народное творчество как явление культурного досуга и организационная проблема.
2. Взаимосвязь и соотношение традиционного и современного народного творчества.
3. Технологические основы работы с самодеятельным художественным коллективом.
4. Народная художественная культура в современном образовательном пространстве.
21. Народная художественная культура в современном образовательном пространстве.
План основной части:
1. Характеристика народной художественной культуры как формы фиксации и бытования народного мировоззрения.
2. Образовательные функции народной художественной культуры и ее форм.
3. Опыт включения народной художественной культуры в современное образовательное пространство: методы, формы, способы организации.
4. Возможные новационные ходы участия форм народной художественной культуры в образовательном процессе как способы освоения традиционного народного мировоззрения и национальной системы ценностей.