Вопрос 14. Филипповский курганный могильник

Мазурук Яна ОБ-ИА-11

Вопрос 6. Сакская культура. Курган Иссык.

     Саки —собирательное название группы ираноязычных кочевых и полукочевых племён I тыс. до н. э. — первых веков  н. э. в античных  источниках.

      Название восходит к скифскому слову saka — ‘олень’. Саки, считаются восточными ветвями скифских народов. В ахеменидских надписях «саками» называются все скифы.

    Саки оставили после себя много памятников.

    Иссыкский курган – наиболее выдающийся памятник, дающий представление об исто­рии и культуре сакских племен, населявших территорию Казахстана в V-IV вв. до н.э.

В 1969 г. казахские археологи под руководством К. А. Акишева приступили к раскопкам огромного кургана, расположенного в 50 километрах восточнее Алма-Аты. Его диаметр 60 м, а высота 6 м.

Курган сложен из нескольких рядов песка и гальки. В нем найдены два захоронения: централь­ное и боковое (южное). Первое несколько раз было ограблено, а второе захоронение осталось нетрону­тым и хорошо сохранилось.

Археологи сами назвали курган Иссык, так как народные предания обошли его своим вниманием. Это не было удивительным: рядом с Иссыком высились другие его собратья, составляя грандиозный курганный комплекс – сорок пять земляных пирамид, вытянувшихся на расстояние в три километра. И рядом со своими соседями Иссык не выделялся ничем: высота его составляла всего лишь... шесть с половиной метров. Всего лишь потому, что рядом стояли исполины высотой до 15 метров. Как и другие курганы, Иссык был ограблен еще в древности. К счастью для науки, грабители не заметили одно – причем боковое, то есть не главное даже — погребение, в котором лежали останки человека, отныне вошедшего в мировую науку под именем «золотого человека Иссыка».

Захороненный в кургане воин действительно был золотой – в погребальной камере, тщательно срубленной из вековых стволов тянь-шанской ели, археологи нашли свыше четырех тысяч золотых изделий: предметы украшения одежды, головного убора и обуви, перстни, статуэтки, бляхи. На полу стояли сосуды из дерева, глины, бронзы и серебра. И расположение предметов, украшавших некогда парадный доспех погребенного воина, остатки железного меча и кинжала позволили исследователям воссоздать – впервые в науке – облик сакского воина.

«Комплекс находок в кургане Иссык, – пишет К. А. Акишев, – дал дополнительные материалы, проливающие свет на уровень социальной истории саков Семиречья. Можно утверждать, что пышность и богатство золотой одежды иссыкского сака были рассчитаны не на один только внешний эффект – смысл этого богатства гораздо глубже, его надо рассматривать в плане социально-политическом. Главное назначение одежды было в возвеличивании личности вождя, возведении его в ранг солнцеподобного божества... По-видимому, сакское общество Семиречья стояло на более высокой ступени социальной организации, чем нам представлялось до раскопок иссыкского кургана...».

При раскопках Иссыкского кургана были найдены много­численные изделия и посуда. Среди них встречаются: кувшины, большие деревянные чаши, ковши с узорча­той ручкой, серебряные ложки, небольшие позолоченые чаши и т.п. Всего найдено 31 изде­лие, в том числе и серебряная чаша с загадочной надпи­сью. На внешней поверх­ности чаши написаны в 2 ряда 26 знаков. Эту над­пись прочитал известный ученый-тюрколог Алтай Аманжолов: "Брат, этот очаг для тебя! Иноземец, преклони колени! Пусть будет плодородие для на­рода!" Ценность надписи заключается в том, что она доказывает, что язык сакских племен – древнетюркский язык. Благо­даря их языку вся миро­вая общественность узна­ла, что саки - наши древние предки. Большинство из найденных в Иссыкских курганах свыше четырех тысяч изделий изготовлены из золота.

Вопрос 14. Филипповский курганный могильник

В Филипповском курганном могильнике, расположенном на территории Илекского района, учеными обнаружены реликвии, принадлежащие кочевникам-сарматам, упомянутым в древних письменных источниках V-IV веков до нашей эры.

Филипповский курганный могильник (близ села Филипповка Оренбургской области), состоял из 29 курганов. Поистине «золотым» можно назвать центральный курган Филипповского могильника, за которым закрепилось название «Большой Филипповский курган». Он был исследован в 1987-1988 гг. экспедицией Башкирского филиала академии наук СССР под руководством А.Х. Пшеничнюка. Более 600 золотых предметов различного назначения найдено там. И это не считая мелких бляшек, пронизок, бусинок.

После обнаружения тайника с остатками деревянной посуды, обитой золотыми пластинами, выполненными в так называемом зверином стиле, и деревянными фигурами оленей, также обитых золотой и серебряной фольгой, была проведена тщательная зачистка вскрытой поверхности кургана. Прояснились довольно четко очертания могильной ямы, входной коридор, лазы грабителей. Могильная яма оказалась не квадратной, а почти круглой формы.

При зачистке у юго-западной стенки могилы слабо обозначились и очертания небольшой ямки, в которой оказался второй тайник. Под тонким слоем земли лежало 8 фигур оленей такого же типа и размера, что и в первом тайнике: деревянная основа, обитая с лицевой стороны золотой, а с обратной — серебряной фольгой. Ниже их лежали также фигуры оленей, изготовленные аналогично, но гораздо больших размеров и на деревянной подставке в виде короткой лыжи, обитой серебряной фольгой.

Под фигурами оленей находились слегка деформированные золотые чаша и кувшин с двумя ручками в виде летящих фигурок горных баранов — архаров — с повернутой назад головой; серебряный ритон (сосуд для питья в виде рога), в основании которого изображена голова быка. Среди сосудов и под ними находилось большое количество золотых штампованных бляшек -нашивок. Преобладают бляшки почти квадратной формы размером 5×4 см с тисненым изображением двух кусающих друг друга двугорбых верблюдов. Двадцать бляшек отлиты в виде фигурок ар­харов с повернутой головой, причем полые внутри голова и рога отлиты объемно, а туловище — плоское. Более сотни небольших бляшек с изображением головы хищника, фигурки олененка. На всех имеются отверстия для пришивания. Судя по размеру и весу, они должны были нашиваться на какую-то очень прочную ткань или кожу.

Оба тайника находились за пределами могильной ямы и только поэтому, очевидно, не были обнаружены грабителями.

Третья находка – длинный двулезвийный железный меч раннесарматского типа с серповидным навершием и изломанным под тупым углом брусковидным перекрестием. Рукоять меча обмотана золотой проволокой, на клинке заметны следы золотых пластинок — остатки украшений деревянных ножен. Рядом лежал железный акинак (короткий меч), рукоять и остатки деревянных ножен которого богато украшены золотыми полосками различной формы и головками грифонов; был здесь и песчаниковый оселок в золотом футляре, орнаментированном зернью. Рядом найдены остатки конской сбруи: железные удила, две массивные бронзовые бляхи с изображением кусающих друг друга верблюдов; позолоченные обоймы, служившие, видимо, разделителями ремней; золотые разделители ремней в виде головок грифонов. Все эти вещи лежали на дне дромоса у входа в могилу, на слое угля. Вероятнее всего, что это снаряжение воина-дружинника, которое при захоронении было положено на деревянное перекрытие дромоса. Потом перекрытие сгорело, остатки его обвалились, и вещи упали на дно дромоса.

Следующие находки — обнаружены у самого входа в могилу. Он закрывался мощными дверями или воротами — на это указывают парные столбовые ямы с остатками дерева на дне. Рядом со столбами, видимо, в качестве жертвоприношения, были положены некоторые вещи. Частично они провалились в столбовые ямы.

Слева от входа, слегка провалившись в ямки от столбов, стояли пять фигур оленей — деревянных, обитых с двух сторон золотыми штампованными пластинами. Они были установлены на подставках, покрытых серебряной фольгой. Изображения объемные, сохранились они относительно хорошо.

Наконец, шестой комплекс находок. Это вещи, найденные на дне самой могильной ямы. Глубина ее составляла немногим более 2 м от уровня древней поверхности. При выемке заполнения могилы встречено большое количество бронзовых скоб различного размера, которыми, по всей вероятности, скреплялись бревна надмогильной шатровой конструкции. Многие участки дна погребальной камеры сильно обожжены упавшим обгорелым перекрытием. Имеются следы трех человеческих захоронений, дошедших до нас в виде сильно обгорелых костей ног. Среди углей и останков в различных частях могильной ямы найдены остатки женских украшений (стеклянных и каменных бус), золотые подвески различной формы, бляшки, накладки, пронизки. В центральной части могилы найден единственный керамический горшочек.

Почти все золотые оковки и ручки сосудов из первого тайника выполнены в так называемом зверином стиле. На подавляющем большинстве предметов из второго тайника также изображены животные. Звериный стиль характерен и для многих других вещей.

Чаще всего встречаются изображения оленей. На оковках и ручках деревянных сосудов, на бляшках- нашивках из второго тайника… Особенно впечатляют олени на подставках, с великолепными ветвистыми рогами. У сарматских племен олень был, пожалуй, самым почитаемым животным. Все изображения весьма своеобразны и оригинальны, многие детали существенно отличают их от оленей скифов, саков, сибирских племен скифского времени, а деревянные фигуры оленей вообще не имеют даже отдаленных аналогов.

Большое место среди изображений занимает и двугорбый верблюд. Среди золотых изделий из второго тайника довольно многие изображают горного барана — архара.

Несмотря на ограбления, полученный в результате раскопок материал богат и разнообразен. Безусловно, он позволит углубить наши знания по истории и культуре не только сарматов Южного Урала, но и всего евразийского кочевого мира эпохи раннего железа.

Акишев К.А. Курган Иссык: Искусство саков Казахстана. М., 1978.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: